Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:26, курсовая работа
Цель работы: используя различные источники (книги и Интернет-ресурсы) изучить проблему антимонопольного регулирования экономики, его историю, значение и возможные последствия.
Введение 3
1 Теоретические понятия и основы 6
1.1. Монополия, монополистическая деятельность 6
1.2. Конкуренция: понятие, виды 9
1.3. Государственное регулирование экономики, антимонопольная политика 12
1.4. Антимонопольное законодательство, его роль и значение 15
2. Проведение антимонопольной политики и мер государственной поддержки конкуренции 18
2.1. Становление основ антимонопольной политики и государственной поддержки конкуренции 18
2.2. Антимонопольная политика в России 20
2.3. Роль, функции и методы работы антимонопольной службы 27
2.4. Регулирование естественных монополий 30
2.5. Практика антимонопольного регулирования 31
Заключение 34
Список используемой литературы
По мнению противников,
Мне очень
понравился ответ Джоэла Клейна (отдел
антимонопольной политики, Министерство
юстиции США) на вопрос журналистов: «Почему
участники рынка не могут отрегулировать
свою деятельность согласно спросу и предложению?».
Вот что он ответил: «Подумайте, ведь причины
совершенно очевидны. Если у Вас в городе
только две бензозаправки, которые конкурируют
друг с другом, то цены на бензин будут
удерживаться на достаточно низком уровне.
При отсутствии антимонопольного законодательства
владельцы этих двух станций могут договориться
примерно следующим образом: «Мы работаем
с такой невысокой наценкой, а в ближайшей
округе на 100 миль нет других заправок.
Давай поднимем цены с $ 1,09 до $ 1,50, или даже
$1,80», - или что-то вроде этого.
Люди, имеющие возможность контролировать
рынок, всегда будут стараться поднять
цены, они хотят гарантировать себе монопольные
прибыли. И именно это и произойдет при
отсутствии антимонопольного законодательства»
[19]. А как быть, например, с такой ситуацией,
я бы сказала дикой, но достаточно правдоподобной
и имеющей место, когда немногочисленные
производители (либо единственный) какого-нибудь
жизненно важного лекарства одновременно
поднимают отпускную цену в несколько
раз, прекрасно осознавая отсутствие конкуренции
на таком рынке и неспособность потребителя
отказаться от приобретения товара?
Можно
было бы приводить еще целую массу
доводов в пользу оправдания антимонопольного
регулирования экономики
Таким
образом, антимонопольное регулирование
в современной экономике - такая же необходимость,
как и, например, налогообложение или комплекс
внешнеторговых защитных мероприятий.
Глава
2. Практические вопросы
проведения антимонопольной
политики и мер государственной
поддержки конкуренции
2.1. Становление основ антимонопольной политики и государственной поддержки конкуренции
Первым
в современной истории
§ 1. Любое соглашение, объединение в форме треста или в иной форме или тайный сговор, имеющие целью ограничение производства или торговли между несколькими штатами или с иностранными государствами, настоящим объявляются незаконными.
§ 2. Любое лицо, которое будет или попытается монополизировать, или объединиться, или сговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли между несколькими штатами или с иностранными государствами, будет считаться виновным в совершении преступления.
«Будь в наших сводах законов строгое антитрестовское законодательство, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, в котором определялось и налагалось бы наказание на людей, которые вступают в сговор с целью ограничить производство и контролировать цены, то его последствием был бы более равномерный диапазон цен. Они бы никогда не опустились так низко и не поднялись бы так высоко, как это происходило в прежних условиях» [17, c.12]. Далее в период с 1900 по 1950 годы в США стало формироваться и утверждаться антитрестовское законодательство. В 1914 году принят Закон Клейтона, согласно которому осуществлялось дальнейшее ограничение деятельности трестов: запрещалась ценовая дискриминация и ограничивалась продажа товара «в нагрузку», для контроля над деятельностью трестов создана Федеральная торговая комиссия (Закон о Федеральной торговой комиссии 1914 г.). В отличие от принятого в 1890 году закона Шермана, закон Клейтона освобождал от преследований рабочие и фермерские организации. Основная же цель Федеральной торговой комиссии состояла в запрещении использования различных торговых скидок при отсутствии ясных и недвусмысленных доказательств отражения этих скидок как реальной экономии издержек и производственных затрат, либо попыток соответствия конкуренции. В 1936 году законом Робинсона – Патмана в антитрестовское законодательство вновь внесены поправки. Закон Сэллара - Кифовэра в 1950 году привнес ужесточение законодательства, направленное против препятствующих конкуренции слияний. Результатом закона стало запрещение значительного числа вертикальных и горизонтальных слияний фирм. С 1950 по 1970 годы формирование антитрестовского законодательства было начато в Европе и мире. Появились законы о конкуренции во всех странах Западной Европы, Японии. При этом формирование конкурентного законодательства осуществлялось по американской модели. В этот же период была принята Римская конвенция, предполагающая единую политику евросообщества в области конкуренции. В период с 1970 по 1990 годы конкурентное законодательство претерпевает либеральные изменения вслед за либерализацией экономических моделей (в основном, за счет бывших стран социалистического лагеря). Либерализация выражалась в следующем: отказ от социальных и политических целей в антитрестовской политике, если отстаивание конкурентных ценностей может привести к ослаблению экономической эффективности; либеральное отношение к слияниям и поглощениям, нотификация соглашений; активизация принятия поправок в антимонопольные законы о конкуренции. С 1990 года стала оформляться международная система регулирования конкуренции. Законы конкурентной и антимонопольной политики приняты более, чем в 100 странах мира. В 1995 году в связи с созданием ВТО (Всемирной торговой организации) активизировались глобализация мирохозяйственных связей и установление комплексных правил международной торговли. С 1995 же года началось формирование антимонопольного законодательства в России и бывших социалистических государствах.
2.2. Антимонопольная политика в России
В введении к работе я кратко охарактеризовала проблемы монополизма в командно-административной системе, наследницей коей явилась Россия. В Большой советской энциклопедии 1977 года я нашла такой тезис: «В социалистическом обществе, основанном на общественной собственности на средства производства и планомерной организации производства, конкуренции нет. Отношения товарищеского сотрудничества и братской взаимопомощи порождают социалистическое соревнование, являющееся прямой противоположностью капиталистической конкуренции». И действительно, существовал ряд отличий, который не позволял сопоставлять социалистическую монополию с капиталистической. Вот некоторые отличия:
1. Не имея самостоятельности ни в выборе объёма продукции, ни в установлении цен, советские предприятия-монополисты не имели возможности осуществлять монополистические злоупотребления, хотя это широко наблюдается в западных странах.
2. Деятельность
советских предприятий-
3. Капиталистические монополии возникли преимущественно "снизу", в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались "сверху" и действовали в неестественных условиях.
4. Монополистом в капиталистических странах чаще всего становилось
предприятие-лидер, которое использует передовые технологии, имеет
значительный научно-технический и производственный потенциал. При социализме же монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе.
5. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками (например, СЭВ – Совет экономической взаимопомощи).
Учитывая вышеописанное, нетрудно догадаться, с какими проблемами столкнулась Россия на пути становления рынка.
В
целом, формирование и развитие отечественного
монополизма можно представить в виде
следующей таблицы.
Таблица 1
Этапы эволюции отечественного монополизма
1 |
Конец 19 в. – 1917 г. - Бурное развитие отраслей тяжелой промышленности. Поддержка крупных предприятий со стороны государства. Процессы концентрации производства и капитала. Преобладание монополий в промышленности. Создание крупных синдикатов. |
2 |
1917-1929 – Период «военного коммунизма» и НЭП (Новая экономическая политика). Активизация мелкой промышленности, производственных кооперативов. Создание крупной национализированной промышленности, представленной трестами и синдикатами. Национализм крупного капитала |
3 |
1929-1956 - Тотальное
властное доминирование |
4 |
1957-1965 - Децентрализация
властно-хозяйственных |
5 |
1965-1987 - Дезинтеграция
функций экономического центра
путем воссоздания отраслевых
министерств, определяющих и |
6 |
1987-1997 - Перестройка
экономических отношений, |
7 |
С 1998 - Волна горизонтальных слияний, создание вертикально интегрированных систем. Перераспределение капитала и собственности. Рост темпов концентрации фирм и капитала |
В результате начала рыночных реформ конца 80-х – начала 90-х гг. прошлого века, монополистические тенденции резко усилились. Это усиление было во многом связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей с бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР, но ставшие таковыми на сократившейся территории. Дилемма «конкуренция или монополия» требовала серьезного исследования и принятия мер, направленных на либерализацию и демонополизацию российской экономики, развитие конкурентной среды, диверсификацию форм собственности. Однако поначалу вопросы антимонопольной политики не были включены в стратегию рыночных реформ. Правда, необходимость некоего экономического соревнования, главная цель которого – наиболее полное удовлетворение спроса на качественную и конкурентоспособную продукцию, получила официальное признание. Вскоре началась разработка и внедрение нормативно-правовых актов, регулирующих антимонопольную политику.
Таблица 2
Нормативные акты, составляющие основу системы антимонопольного законодательства РФ
Дата и номер | Нормативный акт | Основные характеристики и положения |
22.03.1991 № 948-1 |
Закон «О конкуренции и ограничении |
Определены основные задачи: содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. При разработке учитывался опыт зарубежного регулирования и особенности переходного состояния рыночной экономики России. На сегодняшний день претерпел множественные изменения и сохранил очень мало первоначальных положений |
11.08.1992 № 576 | Постановление Правительства РФ «О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 гг.» | Определено, что государственное регулирование и контроль цен осуществлялись следующим: установлением верхнего предела, установлением предельного размера рентабельности, установлением предельных коэффициентов цен, декларированием повышения свободных цен |
07.02.1992 № 2300-1 | Закон «О защите прав потребителей» | Регламентирует
отношения между |
24.08.1992 № 915 | Указ Президента «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» | Регламентируются правовой статус Комитета и его основные задачи: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства |
12.12.1993 |
Конституция Российской Федерации |
Статьей 8 Конституции
определены единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров,
работ, услуг и финансовых средств,
поддержка конкуренции, свобода
экономической деятельности
Статьей 34 гарантируется недопустимость монополизации рынка и недобросовестной конкуренции |
09.03.1994
№ 191 |
Постановление
Правительства «О государственной
программе демонополизации |
Определены этапы демонополизации экономики РФ и выделены основные рынки демонополизации |
14.06.1995№ 88-ФЗ | Федеральный закон
«О государственно поддержке малого
предпринимательства в |
Законодательно закреплены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Разработаны методы государственной поддержки |
18.07.1995 №108-ФЗ | Федеральный закон «О рекламе» | Определяет правовые основы отношений по созданию и распространению рекламы, а также нормы, регламентирующие предупреждение и пресечение ненадлежащей рекламы |
17.08.1995 № 147-ФЗ | Федеральный закон «О естественных монополиях» | Данный закон впервые определил правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий; он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий |
19.02.1996 №154 | Постановление Правительства РФ «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %» | Новая концепция
Реестра предприятий- |
21.02.1998 № 239 | Постановление
РФ «О мероприятиях по решению задач
государственной |
Разработка комплексных программ демонополизации и развития конкуренции на рынках товаров и услуг в отдельных отраслях |
23.06.1999 № 117-ФЗ | Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» | Регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и финансовых услуг |
21.07.2005 № 94-ФЗ | Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» | Принципиально изменил систему заказов на поставки товаров выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, сделав рынок госзакупок более прозрачным и доступным для бизнеса |
20.02.2006 г. № 94 | Постановление Правительства РФ «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов…» | Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России уполномочивается осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд |
13.03.2006 № 38-ФЗ | Федеральный закон «О рекламе» | Совершенствование
правового регулирования |
26.07.2006 № 135-ФЗ | Федеральный закон «О защите конкуренции» | Совершенствование и унификация регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках |
2006-2007 гг | Поправки в Кодекс РФ об административных нарушениях и Уголовный кодекс | Утвержден новый порядок исчисления штрафов за нарушение антимонопольного законодательства в зависимости от состава правонарушения, нанесенного ущерба и размера оборота компании. Согласно новой редакции ст. 178 Уголовного кодекса при наличии отягчающих обстоятельств участники сговора могут быть приговорены к семи годам заключения. |
2006-2007 гг | Разработка антимонопольных поправок в группу федеральных законов | Антимонопольные поправки в Лесной кодекс, федеральные законов «О недрах», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «Об исполнительном производстве» |
Информация о работе Антимонопольная политиками государственная поддержка конкуренции