Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:26, курсовая работа
Цель работы: используя различные источники (книги и Интернет-ресурсы) изучить проблему антимонопольного регулирования экономики, его историю, значение и возможные последствия.
Введение 3
1 Теоретические понятия и основы 6
1.1. Монополия, монополистическая деятельность 6
1.2. Конкуренция: понятие, виды 9
1.3. Государственное регулирование экономики, антимонопольная политика 12
1.4. Антимонопольное законодательство, его роль и значение 15
2. Проведение антимонопольной политики и мер государственной поддержки конкуренции 18
2.1. Становление основ антимонопольной политики и государственной поддержки конкуренции 18
2.2. Антимонопольная политика в России 20
2.3. Роль, функции и методы работы антимонопольной службы 27
2.4. Регулирование естественных монополий 30
2.5. Практика антимонопольного регулирования 31
Заключение 34
Список используемой литературы
Содержание
Стр | ||
Введение | 3 | |
1 | Теоретические понятия и основы | 6 |
1.1. | Монополия, монополистическая деятельность | 6 |
1.2. | Конкуренция: понятие, виды | 9 |
1.3. | Государственное регулирование экономики, антимонопольная политика | 12 |
1.4. | Антимонопольное законодательство, его роль и значение | 15 |
2. | Проведение
антимонопольной политики и мер
государственной поддержки |
18 |
2.1. | Становление основ антимонопольной политики и государственной поддержки конкуренции | 18 |
2.2. | Антимонопольная политика в России | 20 |
2.3. | Роль, функции и методы работы антимонопольной службы | 27 |
2.4. | Регулирование естественных монополий | 30 |
2.5. | Практика антимонопольного регулирования | 31 |
Заключение | 34 | |
Список используемой литературы | 36 |
Введение
Отношения, связанные с процессами конкуренции, являются одной из наиболее сложных сфер государственного регулирования. Законы о защите конкуренции существуют почти в ста странах мира. Но концентрация экономической власти, согласованность действий субъектов рыночных отношений и, как следствие, извлечение выгоды от монополизации, по-прежнему и повсеместно имеют место. Еще в 1887 году правовед Ф. Стимсон заметил, что «американская находчивость изобрела правовой механизм, способный поглотить сто корпораций или сто тысяч человек и затем, со всей безответственностью корпораций сохранить их объединенную силу в компактной форме, сконцентрировав эту силу в руках одного – двух человек. Эти «тресты» могут осуществлять сатанинское вожделение – приобрести неограниченную и безответную власть, свободную от контроля извне или же контроля совести».[11, с.10]. В идеале сам рынок является лучшим средством для определения цен и количества производимой продукции. Тем не менее, даже в рыночных государствах часто возникает необходимость в мерах, направленных на ограничение чрезмерной антирыночной, антиконкурентной, монополистической деятельности, ввиду того, что монополисты вряд ли добровольно отдали бы свои позиции.
В развитых европейских странах и Америке рыночная экономика сложилась давно, в том числе активно развивалось и действует антимонопольное регулирование. И я, конечно, не обойдусь без примеров и анализа его, но мне, хотелось бы исследовать эту тему на примере России.
Российский опыт развития рынка вообще,
и антимонопольного регулирования в частности,
на мой взгляд, наиболее интересен, ведь
России, как наследнице и правопреемнице
великой социалистической империи – СССР
– приходилось и до сих пор приходится
решать массу проблем, связанных с переходом
от государственного монополизма в экономике
к становлению рыночной. Социалистическая
экономика представляла
собой единый народнохозяйственный
комплекс, в котором каждое предприятие
являлось составной частью общегосударственной
структуры. В бывшем СССР правила
командная экономика, построенная
на директивном планировании,
государственном ценообразовании, централизованном
распределении материальных ресурсов
и по природе своей не допускавшая
конкуренции ни в одном из ее видов.
Внутри этой экономики существовал
монополизм центральных
ведомств, министерств и предприятий,
которые также не были самостоятельными
хозяйственными субъектами. Госплан,
Госснаб, Госкомцен и подобные ведомства
устанавливали цели и определяли экономическую
политику на годы вперед. Удельный вес
монопольного производства в машиностроительном
комплексе, например, составлял 80% объема
производства, а если рассматривать конкретные
виды продукции, то уровень монополизации
оказывался еще выше. К примеру: 96% выпуска
магистральных тепловозов было сосредоточено
в объединении «Ворошиловградтепловоз»,
100% бытовых кондиционеров — в объединении
«Баккондиционер», 100% глубинных насосов
— на Бакинском заводе имени Дзержинского.
Советской экономике была свойственна
непропорционально высокая доля крупных
и крупнейших предприятий и чрезвычайно
малая доля мелких и средних
по сравнению с развитыми странами.
В СССР к 1987 г. на одно
промышленное предприятие приходилось
в среднем 813 рабочих мест, (для сравнения:
в Венгрии - 186, в Западной
Европе - 86). Недостатками такого
государственного монополизма являлись:
узкая специализация предприятий, низкое
качество производимых товаров по сравнению
с их импортными аналогами из-за полного
отсутствия конкуренции, отсутствие экономической
эффективности производства ввиду искусственного
занижения цен на сырье, материалы и энергетические
ресурсы и, как следствие, «бросовые» цены
на готовую продукцию, несмотря на то,
что транспортировка от места дислокации
производителя-монополиста до конечного
потребителя составляла порой стоимость
большую, нежели стоимость товара в целом.
Сказывалось также и то, что фактически
некоторые товары, производимые монополистами,
было попросту нечем заменить, так как
не было других производителей того же
самого товара. Эти причины привели к глубочайшему
кризису 80-х годов двадцатого столетия.
С крахом социалистической экономики
закончилось время государственного монополизма,
зарождение рыночных механизмов требовало
проведения реформ. Одним из важнейших
направлений экономических реформ в
России стала демонополизация экономики
и развитие конкуренции. Хорошо продуманные
меры по регулированию монополий способствуют
развитию конкуренции, стабилизации рынка
и совершенствованию экономики в целом.
Эта тема остается актуальной и по сей
день, хотя государственным социалистическим
монополиям в России пришли на смену их
аналоги – капиталистические, которые
активно развивались в условиях «дикого
капитализма», в условиях российских
рыночных реформ. В своей работе я постараюсь
раскрыть сущность антимонопольной политики,
формы и методы государственной поддержки
конкуренции. Цель работы: используя различные
источники (книги и Интернет-ресурсы) изучить
проблему антимонопольного регулирования
экономики, его историю, значение и возможные
последствия.
Глава 1. Теоретические понятия и основы
Для исследования выбранного мной вопроса важно изучить понятия, используемые работе.
1.1. Монополия, монополистическая деятельность
Понятие «монополия» происходит от греческого «monopolien» (mono – один и polо – продаю). Это ситуация, когда отдельная фирма или группа фирм занимают господствующее положение на рынке товаров и услуг.
В словаре Брокгауза и Эфрона это понятие трактуется как «соотношение между спросом и предложением, при котором один из этих факторов, по объективным причинам, находится в исключительно выгодных условиях». Такое преобладание предоставляет фирме, добившейся монопольного положения, право распоряжения ресурсами, возможностью давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, а также получения сверхприбылей [21]. Вот несколько признаков наличия монополии:
1. Рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей
2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары – заменители)
3. Вход
новых фирм на рынок
производств; система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством; монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (например, бриллиантов); при естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага; нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом
4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке
Монополии можно классифицировать по разным признакам:
- по
характеру движущих сил –
- по
форме собственности – частная,
- по территориальному признаку – экстерриториальная, национальная, региональная и местная;
- по характеру возникновения – организационная, технологическая, экономическая.
Из всех вышеперечисленных видов стоило бы остановиться отдельно только на естественной монополии. Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [5]. Естественные монополии ввиду своего значения занимают несколько обособленную позицию среди различных других монополий. Позднее я раскрою эту позицию.
Но не всякая фирма в одиночку сможет достичь монопольного положения на рынке. Для достижения такого положения компании могут, например, попытаться сделать следующее:
В экономической теории различают следующие формы монополистических объединений:
- картель
– группа предприятий одной
отрасли, которые
- синдикат – группа предприятий одной отрасли договаривается о контроле сбыта продукции и закупке сырья с целью извлечения монопольных прибылей, предприятия также сохраняют юридическую самостоятельность;
- трест
– объединение ряда
- концерн
– группа предприятий
В соответствии с российским законодательством такая деятельность характеризуется как монополистическая - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц или фирм своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью [7].
В современной экономике стремление к частичной монополизации присутствует практически во всех сферах в результате сокращения стандартизированных продуктов и услуг.
Выделяется несколько негативных последствий монополизации:
1. недопроизводство товаров
2. завышение цен
3. предприятия-монополисты не получают высокой монопольной прибыли.
4. х-неэффективность, то есть
увеличению издержек выше
Исходя из вышесказанного, с целью минимизировать действие негативных проявлений монополистической деятельности, государству необходимо законодательно ее ограничивать.
1.2. Конкуренция: понятие, виды
Полной противоположностью монополии является конкуренция. Конкуренция (от латинского «concurro» — «сбегаюсь, сталкиваюсь») - это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке. Действующий в России закон «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как «состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»[7]. Также конкуренцию можно охарактеризовать как «рыночную ситуацию, при которой число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико, а доля конкретной фирмы настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж» [11, с.17]. Признаками конкуренции являются:
Информация о работе Антимонопольная политиками государственная поддержка конкуренции