Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:04, курсовая работа
Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ АНАЛИЗА АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…6
1.1 Монополия: сущность и недостатки существования ……………………6
1.2 Эволюция антимонопольной политики России…………………………..10
1.3 Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие………………………………………………………17
1.4 Опыт антимонопольного регулирования в западных странах………….26
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………….32
2.1 Проблемы антимонопольного регулирования……………………………32
2.2 Направления развития антимонопольной политики России…………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………41
Швеция. В 1953 г. принят Закон о противодействии нормативам, ограничивающим конкуренцию в бизнесе. Он запрещает поддержание цен, а также устройство предварительно срежиссированных торгов, предусматривает переговоры между правительством и заинтересованными сторонами в случаях, когда ограничение сочтено нарушающим интересы общества. Закон предоставляет правительству право фиксировать цены сроком на один год в тех сферах, где проявляется тенденция к монополизации, однако это право пока не находит практического применения. Контроль за объединением фирм, который был введен в 1982 г. на базе ст. 85 и 86 Римской конвенции, предусматривает запрет на объединения, создающие предпосылки для приобретения доминирующего положения на рынке. Объединения подлежат оценке с точки зрения широкого спектра интересов общества, в рамках которого рассматривается эффект влияния на конкуренцию, эффективность экономики и занятость. Разрешены объединения, спасающие убыточные, бесперспективные фирмы.[10]
Из краткого обзора систем антимонопольного законодательства ведущих западных стран видно, что эта отрасль права в своем современном виде сформировалась примерно к середине 80-х годов XX в. Как заметили в своем исследовании Ф. Шерер и Д. Росс, "Соединенные Штаты были... первой страной, начавшей проводить активную антитрестовскую политику. В других странах эта политика... молода, и... о ней почти нечего сказать" . По свидетельству Э.Дж. Долана и Д. Линдсея, по “уровню активности и изощренности антимонопольных мер США далеко превосходили пес остальные страны; по сравнению с американской их практика регулирования отличалась высокой сдержанностью”. Тем не менее, даже в стране, где антитрестовское регулирование ведет отсчет с конца XIX в., ряд его ключевых положений был
Анализируя
мировой опыт проведения антимонопольной
(антитрестовской) политики, С. Фишер, Р.
Дорнбуш и Р. Шмалензи указывают:
"Антитрестовская политика до недавнего
времени имела относительно
небольшое значение вне
пределов Соединенных Штатов. Правительства
других стран стремились занять... мягкую
позицию по отношению к слияниям
и картельным соглашениям. В Канаде,
Великобритании, Западной Германии и
ряде других стран антитрестовская
политика..., по американским
меркам, осуществляется не столь энергично.
Правительства некоторых стран
все еще занимают мягкую позицию
по отношению к своим внутренним
производителям с целью вытеснения
с рынка зарубежных конкурентов
и дают возможность внутренним
фирмам действовать подобно
ГЛАВА 2.
ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Проблемы антимонопольного регулирования
Естественно,
любое, даже сколь угодно развитое антимонопольное
законодательство не свободно от недостатков.
Некоторые проблемы, связанные с
неэффективностью антимонопольной
политики вне зависимости от особенностей
национального
Проблемы,
связанные с разработкой и
применением антимонопольного законодательства,
обусловлены рядом
Во-первых,
само понимание конкуренции, а следовательно,
и антиконкурентных действий, допускает
различные интерпретации. Если использовать
понимание конкуренции
Во-вторых, хозяйственная практика, оказывающая отрицательное воздействие на конкуренцию, многообразна, поэтому законодатель вынужден группировать возможные антиконкурентные действия. Закон не может содержать исчерпывающий перечень всех возможных действий участников рынка и поэтому применяющие закон органы всегда стоят перед сложной проблемой квалификации поведения продавцов.
В-третьих,
хозяйственная практика, оказывающая
отрицательное воздействие на конкуренцию,
может одновременно положительно влиять
на эффективность. Так, соглашение компаний
о совместных исследованиях и
разработках и их последующем
использовании, безусловно, может не
только повышать эффективность инвестиций
в разработки, но и ограничивать
при этом конкуренцию на рынке
конечной продукции. Не менее показательным
является пример с вертикальными
ограничивающими контрактами. Например,
предписание в контракте рамок
цены перепродажи со стороны производителя
может ограничивать конкуренцию, но
может и стимулировать
Однако
здесь возникает существенная проблема,
связанная с издержками правоприменения.
Практически любая
Таким
образом, ни одна система норм, нацеленных
на защиту конкуренции, и ни один антимонопольный
орган не могут полностью избежать
в своей деятельности так называемых
ошибок первого и второго рода:
признания законной практики, ограничивающей
конкуренцию и не компенсирующей
при этом потери благосостояния, с
одной стороны, и признания незаконной
практики, которая не ограничивает
конкуренцию либо компенсирует потери
благосостояния — с другой. Целью
дизайна законодательства может
быть лишь минимизация подобных ошибок.[5]
2.2 Направления
развития антимонопольной
Пожалуй,
самыми важными из всех мер антимонопольной
политики для России оказались ограничительные
меры. Они предусмотрены законом
"О конкуренции" и применяются
антимонопольным органом к
Запреты
на монополистическую деятельность
подразделяются на запреты, направленные
против соглашений, ограничивающих конкуренцию,
и запреты на злоупотребление
предприятиями своим
Довольно
часто встречаются такие
Так же закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.
Так
же российское антимонопольное
Наряду с запретами на
Согласно закону "О конкуренции
и ограничении
Российское антимонопольное
Но, в тоже время, нередко
В целом, можно сказать, что
контрольная деятельность