Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:04, курсовая работа
Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ АНАЛИЗА АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…6
1.1 Монополия: сущность и недостатки существования ……………………6
1.2 Эволюция антимонопольной политики России…………………………..10
1.3 Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие………………………………………………………17
1.4 Опыт антимонопольного регулирования в западных странах………….26
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………….32
2.1 Проблемы антимонопольного регулирования……………………………32
2.2 Направления развития антимонопольной политики России…………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………41
Нарастающая концентрация производства во второй половине XIX века привела к росту монополий во всех странах и их существенному влиянию на экономику. Правительства разных стран, опасаясь усиления кризисных явлений, были вынуждены усиливать давление на деятельность монополий законодательными методами.
Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке; контроль над ценами; защита интересов потребителей; защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса; сохранение конкурентной среды на рынке.
Антимонопольное
законодательство в первую очередь
запрещает соглашения по ценам между
крупными фирмами. Законом также
преследуется демпинговая практика
продаж, когда фирма умышленно
устанавливает более низкие цены,
с тем, чтобы вытеснить из отрасли
конкурентов.[20]
1.2 Эволюция
антимонопольной политики России
В
истории антимонопольной
Современный
этап экономического развития России
ставит новые задачи перед органами
государственного управления. Решающая
роль в обеспечении устойчивого
экономического роста и конкурентоспособности
российских товаров на мировых рынках
отводится активной экономической
политике. Поощрение инвестиционной
активности российских компаний, стимулирование
экспорта, адресная помощь отдельным
фирмам - все это воздействует как
на экономику страны в целом, так
и на структуру рыночных отношений
в рамках отдельных отраслей и
регионов. Однако довольно частым "побочным"
результатом экономической
Основы
конкурентной политики были заложены
в механизме реализации экономической
политики, что составляет неплохой
фундамент и для сегодняшнего
согласования двух видов государственного
влияния на экономику. Вместе с тем
в процессе реализации экономической
и антимонопольной политик
Трудности реализации антимонопольной политики в России в первую очередь были вызваны тем, что антимонопольное регулирование по своей природе базируется на рыночных отношениях и не включает инструментария, пригодного для создания рыночных отношений - задачи, которую приходилось решать антимонопольным органам в России с начала реализации конкурентной политики. Поэтому эффективность антимонопольного регулирования напрямую зависела и зависит от взаимодействия антимонопольной и других видов экономической политики в большей степени, чем в зарубежных странах. В России меры по антимонопольному регулированию стали предприниматься в условиях, когда конкурентного рынка и рыночных отношений не было вообще, антимонопольная политика тогда рассматривалась как часть политики разгосударствления и создания рыночных отношений. Первая версия Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" была принята в мае 1991 г.
Антимонопольная
политика создавала новые
Антимонопольная
политика изначально мыслилась и
закладывалась как пассивная
защита возникающей конкуренции
с преимущественно
Обе
функции антимонопольной
На
первом этапе реформ цели экономической
политики не только определяли нормативные
положения зарождающейся
Трудности
согласования экономической и конкурентной
политики были также связаны с
чрезвычайно ограниченным представлением
антимонопольных органов о
Узкая ориентация ГКАП на деконцентрацию и демонополизацию как главные (если и не единственные) способы активации конкуренции означала разработку программ антимонопольного регулирования, в которых не было места согласованию целей с другими видами экономической политики, которые - в тех условиях неизбежно сопровождались бы повышением концентрации на отдельных рынках. В силу этого сама антимонопольная политика становилась противоречивой, зачастую подменяя собственные задачи целями промышленной политики.
Кроме того, политика приватизации, проводившаяся в основном без консультаций со стороны антимонопольных органов, имела противоречивые последствия в аспекте формирования механизма конкуренции.
В
начале 1990-х годов предпринимались
неоднократные попытки
Таким
образом, на первом этапе развития антимонопольного
регулирования сложилось
Хотя на первом этапе (условно – это начало 1990-х годов до принятия Закона «О естественных монополиях») в антимонопольном регулировании и были достигнуты определенные успехи, в целом антимонопольная политика не выполняла, да и не могла выполнять функции, требуемые для реализации как ее собственных целей, так и целей экономической политики.
Второй этап развития антимонопольного регулирования начинается в 1994-1995 гг., когда были приняты постановления Правительства РФ "О Государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации " (1994) и Федеральный закон "О естественных монополиях" (1995) . Эти нормативные акты определили долгосрочную стратегию развития антимонопольного регулирования и придали ему необходимую системность и организованность.
По мере того как экономическая политика России смещалась с макро - на микроуровень, наблюдался соответствующий сдвиг акцентов и в антимонопольной политике. В этот период общие принципы антимонопольного регулирования были распространены на особые сферы экономики - финансовые рынки, страхование, банковскую сферу, отрасли естественных монополий. Антимонопольная политика начинает переходить от регулирования товаропроводящей сети к контролю производственных процессов.
В 1995 г. были внесены определенные изменения и в Закон "О конкуренции...". В антимонопольной политике России начинает преобладать количественный подход к антиконкурентным действиям.
Основным
достижением второго этапа
Особую
роль в этот период сыграла разработка
правил добросовестной конкуренции
применительно к отдельным
Началом
третьего этапа в развитии антимонопольного
регулирования в России можно
считать август 1998 г., когда после
финансового кризиса изменились
ориентиры и методы экономической
политики. Пришло понимание того, что
антимонопольная политика может
как способствовать, так и препятствовать
проведению и эффективной и экономической
политики. Признанием значимости антимонопольною
регулирования можно считать
повышение статуса
В
этот период антимонопольная политика
активизируется в рамках ее защитной
функции. Появляется новая редакция
Закона "О конкуренции...", дополненная
многочисленными случаями запрета
тех или иных действий фирм. Политика
демонополизации полностью
В 1999 г. был принят закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", определивший основные направления конкурентной политики в данной сфере. Важным достижением закона является четкое выделение основных понятий финансового рынка, которые могут использоваться не только антимонопольными органами, но и соответствующими ведомствами, регулирующими финансовый рынок. Тем самым усиление и правовое оформление конкурентной политики на финансовых рынках способствует повышению эффективности государственной политики в финансовой сфере.
В 2002-2001 гг. появляется большое число подзаконных правовых актов, нацеленных на дальнейшее укрепление регулирования отдельных видов деятельности в рамках финансовых рынков.
В
этот период начинает осознаваться, что
"антимонопольное
Развитие
рыночных отношений и эволюция бизнеса
формируют новые сферы
В
2000-2003 гг. антимонопольная политика
отходит от преимущественно ценового
регулирования и начинает осуществлять
мониторинг общего состояния дел
на рынке. Приходит понимание того,
что "высокий уровень цены и
неуклонное повышение ее само по себе
еще не является результатом монополистических
действий изготовителя продукции, то есть
монопольным завышением цены, а только
в случае, если это повышение получено
в результате злоупотребления изготовителем
своим доминирующим положением".
Тем самым расширяются