Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 12:04, курсовая работа
Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ АНАЛИЗА АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…6
1.1 Монополия: сущность и недостатки существования ……………………6
1.2 Эволюция антимонопольной политики России…………………………..10
1.3 Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие………………………………………………………17
1.4 Опыт антимонопольного регулирования в западных странах………….26
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………….32
2.1 Проблемы антимонопольного регулирования……………………………32
2.2 Направления развития антимонопольной политики России…………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………41
Начиная с 2000 г. особое место в антимонопольной политике России занимают меры, направленные на пресечение антиконкурентных действий государственных органов. В конкурентное законодательство России включены специальные главы, посвященные действиям органов исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней, которые могут ограничивать конкуренцию на товарных и финансовых рынках.
В
последнее время в деятельности
МАП наметились весьма положительные
сдвиги. Чрезвычайно важным изменением
является переход от антимонопольного
регулирования к
С
2004 г. начинается новый этап развития
антимонопольного регулирования. В
рамках административной реформы государственных
органов управления создается Федеральная
антимонопольная служба (ФАС), задачей
которой является не только и не
столько антимонопольное
Определенные
положительные моменты в
Антимонопольное законодательство традиционно считается "респектабельной", "неидеологической" частью законодательства, полезность которой, как правило, не оспаривается даже противостоящими политическими силами. Более того, часто употребляющийся в том же контексте термин "конкурентное право" помогает воспринимать данный вид законодательства как нечто, тесно связанное с идеей свободного рынка. Однако свободный рынок и антимонопольное законодательство - это отнюдь не взаимосвязанные понятия. Выбор одного означает исключение другого.
Основными
законодательными актами, формирующими
механизмы российского
Для
уточнения смысла данного положения
следует рассмотреть
Монопольная цена формируется, когда "монополист может выбрать на кривой спроса любую, наиболее выгодную для него точку". Она определяется путем сравнения с конкурентной ценой, она может быть либо выше, либо ниже ее. Таким образом, цены могут быть как монопольно высокими, так и монопольно низкими.
Еще одним способом выявления монопольного ценообразования служит обнаружение "сокращения... производства (товара) предприятием-монополистом при неполном использовании производственных мощностей и устойчивом спросе на данный товар ". В случаях монопольного ценообразования МАП и его территориальные подразделения совместно с органами ценового контроля могут "сбалансировать интересы сторон по принципу "справедливой цены", которая определяется как "сумма себестоимости, проверенной на обоснованность по всем статьям калькуляции, и прибыли, объективно необходимой на развитие предприятия".
Итак,
анализ теоретической схемы
Приведенное
выше определение конкуренции
Тем
не менее, понятие равновесия экономисты
нередко используют в качестве своеобразной
точки отсчета, принимая при этом
одну из трех различных предпосылок.
Во-первых, предполагается, что в
ситуации равновесия достигается максимальный
уровень общественного
Полезность этих трех тезисов с точки зрения познания и выработки рекомендаций для экономической политики не одинакова. Первый в достаточной степени бесспорен - понятие "равновесие" включает в себя положение о максимально возможной эффективности в том смысле, что ни один экономический агент не стремится отклониться от установившегося образа действий. Второй может быть принят только с оговоркой, что равновесные значения являются исходным пунктом анализа реальных "неравновесных" процессов. Рассматривая модель функционирования равновесной экономики, можно определить, какое значение для нее имеют факторы, выводящие экономику из равновесия, а также факторы, возвращающие ее в это состояние. Третий же тезис неправомерно выводится из первых двух. Его сторонники сначала фиксируют общественную эффективность равновесия, затем рассматривают некоторые его характеристики (например, равенство цен предельным издержкам) и после этого объявляют поведение фирм, отличающееся от "равновесного", неэффективным с точки зрения общества.
Подчеркнем,
что наиболее серьезной проблемой
концепции совершенной
Определение
монопольных цен через
Понимание издержек
в нормативных актах предполагает
отказ от учета фактора
Другая компонента конкурентных цен согласно законодательству - "прибыль, объективно необходимая на развитие предприятия" — также является достаточно спорной в теоретическом смысле категорией. Прибыль — не "необходимость", не непосредственный результат деятельности, а то, что получилось после проверки предпринимательских планов жизнью. В изменяющихся условиях реального мира она непременно соседствует с убытками. По сути дела, понятие "нормальная прибыль" является внутренне противоречивым. Оно предполагает постоянное существование временного явления: возможность получения прибыли (и убытков) основывается как раз на разности оценок различных субъектов предпринимательской деятельности.
Стоит также отметить, что любое регулирование цен на основе предельных издержек представляет собой "замкнутый круг". Оптимальная (совершенно конкурентная) цена будет вычисляться через предельные издержки, однако издержки (цены факторов производства) - это не те издержки, которые установились бы при совершенной конкуренции. Они установились на рынке путем вменения на основе цен, которые не являются совершенно конкурентными. Таким образом, установление цен на уровне предельных издержек, характерных для неравновесного состояния экономики, предотвращает появление оптимальных цен как на регулируемый продукт, так и на факторы его производства.[15]
Итак, мы выявили целый ряд серьезных теоретических проблем в концепции монопольных цен:
- данная
концепция основана на
- в
ней игнорируется оценочный
-
в теоретических построениях
смешиваются экономические
- используется
понятие "нормальная прибыль",
противоречащее основам
Кроме теоретических, есть и серьезные практические проблемы, связанные с применением концепции монопольных цен. На практике невозможно отличить предполагаемую ситуацию монополистического ограничения предложения и "завышения" цен от других аналогичных действий.
Во-первых,
товары могут изыматься с рынка
по спекулятивным причинам. При этом
такое поведение не осуждается экономической
теорией и признается способствующим
наилучшему удовлетворению потребностей
потребителей. Однако последовательное
применение антимонопольных принципов,
заложенных в законодательстве, заставило
авторов Рекомендаций осудить и
сокращение производства, и рост запасов
на складе. Во-вторых, продавцы могут
иметь различные межвременные предпочтения.
Агент с высокими предпочтениями
постарается продать товар