Антимонопольная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является анализ последствий монопольной деятельности, сравнения антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
История возникновения и виды монополий………………………….…...…5
Экономические предпосылки возникновения антимонопольного законодательства. …………………………………………………………..…8
Зарубежное законодательство о конкуренции и антитрестовской политике…………………………………………………...………………...13
История антимонопольной политики……………………………………13
Антитрестовское законодательство США………………………………13
Антимонопольное законодательство европейских стран ……………..17
Антимонопольная политика России на современном этапе ………..……20
Институциональные основы антимонопольной политики России .......................20
Система регулирования естественных и государственных монополий...............................................................................................29
Заключение…………………………………………………….…………………35
Список использованных источников…………………………………..………38

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

     Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются федеральными законами.

     Основой реализации режима государственной  монополии на экспорт и импорт отдельных видов товаров является лицензирование деятельности по экспорту и импорту товаров. Лицензии выдаются исключительно государственным унитарным предприятиям, которые в соответствии с законодательством РФ и общепризнанными международно-правовыми нормами обязаны совершать сделки по экспорту и импорту товаров. Органом регулирования в сфере государственной монополии на экспорт и импорт отдельных видов товаров является федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством РФ непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности.

     Ещё один вид государственной монополии - в сфере осуществления эмиссии наличных денег- реализуется исключительно Центральным банком России (ст. 4, 29 Федерального закона от 26 апреля 1995 г. №65-ФЗ «О центральном банке РФ». Банкноты (банковские билеты) монеты Банка России являются единственным законным средством платежа на территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону (ст. 87 УК России).

     Специально  следует остановиться на проблеме государственной монополии в сфере производства, хранения, оптовой и розничной продажи алкогольной продукции. Этот режим был восстановлен в 1993 году в соответствии с Указом Президента РФ от 11 июня 1993 г. №918 «О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции» ( в настоящее время признан утратившим силу согласно Указа Президента РФ от 13 февраля 1996 г. №192).

     Товарные  границы монопольного режима в сфере  производства и реализации алкогольной  продукции определяются таким образом, чтобы распространить монополию на спирт этиловый из всех видов пищевого сырья (ректифицированный, сырец, виноградный, плодовый, коньячный), готовую алкогольную продукцию (спирт питьевой, водку, ликероводочные изделия, коньяки, кальвадосы, вина виноградные, плодово-ягодные и другие алкоголе содержащие напитки), вино материалы и полуфабрикаты этих видов продукции, а также спирт этиловый из не пищевого сырья (гидролизный и синтетический).

     По  кругу лиц указанная монополия  распространяется на предприятия, осуществляющие производство и реализацию алкогольной продукции, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями.

     К правовым средствам обеспечения  государственной монополии относятся: - лицензирование хозяйственной деятельности в сфере производства и продажи алкогольной продукции; - квотирование производства и отпуска спирта и декларирование его оборота; - сертификацию на соответствие алкогольной продукции отечественного и импортного производства установленным требованиям; установление акцизов на алкогольную продукцию всех видов; - ограничение мест реализации алкогольной продукции; - контроль за соблюдением прав потребителей алкогольной продукции.

     Важно отметить, что субъектам РФ и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать и другие ограничения на розничную реализацию алкогольной продукции на определенной территории, не предусмотренные федеральным законодательством.

     Государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Систему органов государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции и их функции устанавливает Правительство РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Рассмотренный материал показывает, что одной из важных проблем сегодня является проблема изучения монополизма в  условиях перехода к рыночному хозяйству, которая, в свою очередь, многоаспектная и освещение которой возможно с разных позиций. Монопольное положение делает возможным для предприятия влиять на окружающую рыночную среду в выгодном для него направлении. Процесс роста размеров крупных предприятий по-прежнему наблюдается в рыночной экономике, а в некоторых ее секторах развивается ускоренными темпами.

     В рыночной экономике монопольное  положение необходимо завоевать  и постоянно защищать его в острой конкурентной борьбе, т.е. рыночная монополия характеризуется соединением рыночной власти и высокой эффективности хозяйственной деятельности. Наоборот, монополия нерыночного типа не в состоянии обеспечивать соответствующую норму эффективности хозяйственной деятельности. При этом она защищает всех производителей, в различной степени и по-разному, от последствий нерационального хозяйствования. Действия, которые в соответствии с положениями антимонопольного законодательства квалифицируются как монополистическая деятельность, предпринимает подавляющее большинство предприятий, независимо от занимаемого ими положения на рынке.

     В современных условиях, несмотря на то, что антимонопольное регулирование  обладает всеми инструментами и  методами антимонопольного воздействия, которые присущи развитой рыночной экономике, можно констатировать пока его низкую эффективность на микроэкономическом уровне.

     Переход к рыночной экономике привёл к  существенным правовым переменам. Ушли в прошлое некоторые казавшиеся непоколебимыми законодательные акты. Одновременно возникают и развиваются совершенно новые для России сферы законодательства, способные воздействовать на экономические отношения и обеспечить эффективность функционирования рыночного механизма. В полной мере эта новизна может быть отнесена и к антимонопольному законодательству нашей страны - одной из самых молодых ветвей российской правовой системы. Рассмотренный материал позволяет сделать слудующие выводы:

  1. Антимонопольное регулирование является целенаправленной государственной деятельностью, осуществляемой на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
  2. Важнейшими направлениями антимонопольного регулирования являются нормативное и организационное воздействие. Нормативное регулирование проявляется в установлении в нормативно-правовых актах правил ведения хозяйственной деятельности, а также в контроле за её осуществлением. В свою очередь организационное регулирование состоит в создании государством и наделении соответствующими полномочиями различных организационных структур (прежде всего – антимонопольных органов), способных оказывать реальное и положительное воздействие на экономические отношения и обеспечивающих их эффективность.
  3. Среди ряда антитрестовских (антимонопольных) законодательств стран Западной Европы и Америки, имеющих свою специфику, типичным проявлением нормативного антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство России – правовая форма государственного антимонопольного регулирования рыночных отношений, с помощью которой выражаются и закрепляются общеобязательные правила, направленные на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
  4. В состав антимонопольного законодательства включается совокупность нормативных актов, принимаемых в целях антимонопольной защиты общества и устанавливающих, изменяющих и отменяющих правовые нормы в сфере конкуренции, входят: 1) Конституция России; 2) Закон о конкуренции; 3) Федеральные законы, издаваемые в соответствии с Законом о защите конкуренции; 4) Указы Президента РФ; 5) Постановления и распоряжения Правительства России.
  5. Антимонопольное регулирование и законодательство базируются на конституционных принципах: 1) свободы экономической деятельности; 2) единства экономического пространства; 3) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; 4) дифференциации и защиты публичных интересов; 5) поддержки конкуренции; 6) недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  6. Антимонопольные органы являются федеральной организационной системой, созданной государством и функционирующей согласно законодательству РФ с целью проведения государственной политики по содействию развитию товарных рынков и добросовестной конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренцией.
  7. Монополистическая деятельность подразделяется на монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и монополистическую деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления.
  8. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется с использованием специальных методов.
  9. Государственная монополия – это монополия, созданная в соответствии с законодательством России, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
  2. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147 «О естественных монополиях» (с послед. изм. и доп.).
  3. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135 «О защите конкуренции» (с послед. изм. и доп).
  4. Данные официального сайта Министерства экономического развития РФ / http://www.economy.gov.ru
  5. Данные официального сайта Федеральной антимонопольной службы / http://www.fas.gov.ru
  6. Курс экономической теории/Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров, 2006, с. 138-188.
  7. Кусакина О.Н.. Мищенко В.М.: Антимонопольная политика России. – Ставрополь, 2007, с.243-255.
  8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика – М.: 2005, с. 533-582.
  9. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю.Юданова. - М.: ИТД, 2007, с.67-89.
  10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. – М.:Норма,2009, с. 225-268.
  11. Экономическая теория/ Под. Ред. Дж. Итуэлла, М.Милгейта, П.Ньюмена: Пер. с англ./ Науч. ред. Чл.-корр. РАН В.С.Автономов. – М.: ИНФРА-М, 2004, с. 585-594.
  12. Экономическая теория. Часть 1 (Микроэкономика): рабочая тетрадь. 2-е. изд. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. 62 с.

Информация о работе Антимонопольная политика государства