Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является анализ последствий монопольной деятельности, сравнения антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной России.
Введение…………………………………………………………………………...3
История возникновения и виды монополий………………………….…...…5
Экономические предпосылки возникновения антимонопольного законодательства. …………………………………………………………..…8
Зарубежное законодательство о конкуренции и антитрестовской политике…………………………………………………...………………...13
История антимонопольной политики……………………………………13
Антитрестовское законодательство США………………………………13
Антимонопольное законодательство европейских стран ……………..17
Антимонопольная политика России на современном этапе ………..……20
Институциональные основы антимонопольной политики России .......................20
Система регулирования естественных и государственных монополий...............................................................................................29
Заключение…………………………………………………….…………………35
Список использованных источников…………………………………..………38
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Экономическая теория»
на тему
«Антимонопольная политика
государства»
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………..………38
ВВЕДЕНИЕ
Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции имеет большое значение для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.
История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Государство прибегает к различным способам и методам борьбы с негативными последствиями монополизации рынков. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.
Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство разрабатывает законы, направленные на недопущение монополизации; создает организации и фирмы, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации, противодействуют монополизации. Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике.
История показала, что одним из важнейших компонентов экономической политики является антимонопольная политика государства. Она определяет, с одной стороны, социальное положение граждан государства, а с другой - уровень экономического развития страны, степень конкурентности рынка.
Принятие законодательного акта Шермана является отправной точкой исторического начала политики антимонопольного регулирования, главный лозунг которой – «Защищать конкуренцию, а не конкурентов».
Антимонопольная политика тесно связанна с регулированием отношений собственности, предпринимательской деятельности, конкурентных отношений. Теоретические основы антимонопольной политики находят свое отражение в экономических теориях разных этапов развития экономической науки.
В связи с этим изучение вопроса антимонопольного регулирования представляется актуальным для понимания темы экономического развития любого государства.
Существует
много взглядов на проблему антимонопольного
регулирования и поддержку
Антимонопольное законодательство России формировалось в современных условиях с учетом мирового опыта и тенденций развития законодательства зарубежных стран, а также принятых в последнее время в Российской Федерации актов, регулирующих рыночные отношения.
Целью
исследования данной курсовой работы
является анализ последствий монопольной
деятельности, сравнения антимонопольных
законодательств развитых государств,
выявление и определение особенностей
антимонопольной политики в современной
России.
Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии
– крупные хозяйственные
Формирование
и рост монополий исторически
неразрывно связаны перерастанием
капитала свободной конкуренции
в монополистический
Совершенная
конкуренция и «чистая» абсолютная
монополия – это теоретические
абстракции, которые выражают две
полярные рыночные ситуации, два логических
предела. «…монополии есть прямая противоположность
свободной конкуренции…» 1(В.И.
Каковы же причины существования монополий. Есть несколько причин существования монополий.
Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.
Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете.
Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага.
Основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту получать монопольно высокую прибыль. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции.
К видам монополии относятся:
А) закрытая монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических ограничений (пример: институт патентов, государственная монополия);
Б) открытая монополия, при которой один хозяйствующий субъект временно становится единственным поставщиком продукта, его конкуренты могут появиться на рынке;
В) естественная монополия-сфера экономики, эффективно функционирующая только тогда, когда весь рынок охватывается одним хозяйствующим субъектом (пример: железнодорожные перевозки, метро). Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна
Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре модели рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой и она обладает очень высоким контролем над ценами.
Более лоялен рынок олигополии, которая может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.
Барьеры,
ограждающие монополию, могут быть
либо установлены государством (в
форме патентов, тарифов, франшиз), либо
обусловлены превосходством монополиста
в используемой им технологии или
управленческом ноу-хау, либо связаны
с необходимостью огромных капиталовложений
для ведения хозяйственной деятельности
в данной отрасли.
Антимонопольное (антитрестовское) законодательное регулирование имеет более чем вековую мировую историю. Как показывают исторические исследования, связь между частной инициативой и конкуренцией была обнаружена еще в источниках права Древнего Рима, которые содержали зачаточные нормы справедливых отношений в торговле. Римский юрист и государственный деятель Папиниан Эмилий утверждал, что «никого нельзя ставить в невыгодное положение в интересах другого лица».
По мнению ряда исследователей, истоки антимонопольного законодательства восходят к декретам римских императоров, пытавшихся бороться со спекулятивными монополиями посредством установления твердых цен на отдельные виды товаров (декрет императора Диоклетиана о ценах.)
Первым антимонопольным законом общего характера, где впервые используется сам термин «монополия», принято считать конституцию о ценах императора Зенона принятую в 483году н.э.
В этом акте говорилось: «Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежды или на рыбу, или на какую-либо иную вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначаемую для другого использования».2
Подобного
рода законодательные меры, призванные
пресечь спекулятивные
Даже в каноническом праве была закреплена антимонопольная норма, согласно которой продавец должен назначать за свой товар «справедливую цену» и получать таким образом «разумный доход».3
К
недобросовестным приемам предприниматели
начинают прибегать с целью