Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является анализ последствий монопольной деятельности, сравнения антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной России.
Введение…………………………………………………………………………...3
История возникновения и виды монополий………………………….…...…5
Экономические предпосылки возникновения антимонопольного законодательства. …………………………………………………………..…8
Зарубежное законодательство о конкуренции и антитрестовской политике…………………………………………………...………………...13
История антимонопольной политики……………………………………13
Антитрестовское законодательство США………………………………13
Антимонопольное законодательство европейских стран ……………..17
Антимонопольная политика России на современном этапе ………..……20
Институциональные основы антимонопольной политики России .......................20
Система регулирования естественных и государственных монополий...............................................................................................29
Заключение…………………………………………………….…………………35
Список использованных источников…………………………………..………38
Различные
экономические и исторические источники
относят время становления
Вместе с тем, история единодушно признает А. Смита основоположником первой научной системы экономических знаний. Он и его последователи: Д. Рикардо, Т. Мальтус, Джон Стюарт Милль, Кейнс и другие, основываясь на положениях классической буржуазной школы политэкономии, полагали, что предоставление каждому свободы следовать в своей экономической деятельности личному расчету отвечает пользе общества в целом. Они представляли экономику как саморегулирующийся механизм, центральное место в котором занимает конкуренция.
Вместе с тем Адам Смит высказал мысль о том, что предприниматели редко встречаются все вместе, даже для развлечений, но их совместные усилия неизбежно приводят к сговору против публики, к чему-то вроде плана о поднятии цен. По Адаму Смиту, важнейший принцип, обеспечивающий успешную результативность рыночной экономики - реализация личного, частного интереса, направленного и контролируемого конкуренцией. "Невидимая рука" Смита - это рыночные цены, формирующиеся под влиянием конкурентных сил. Когда действие этих сил расстраиваются могущественной силой монополии, тенденция распределения ресурсов максимально близкой к пропорции, в наибольшей степени согласующейся с интересами всего общества оказывается несостоятельной.5
Сегодня спустя годы эта мысль по-прежнему актуальна и не только потому, что ее высказал крупный ученый, а, прежде всего потому, что она выражает существо объективных рыночных законов, существо рыночного процесса. Одновременно из нее же следуют задачи государства по антимонопольной защите общества, прав предпринимателей и потребителей. Антимонопольное законодательство призвано способствовать решению этих важнейших задач.
В XIX-начале XX веках в Германии, Канаде, США, Англии и других, индустриально развитых странах стали приобретать устойчивый характер гигантские промышленно-торговые монополии. Обладая высоким уровнем концентрации производства, они сосредоточили в своем распоряжении материальные условия выпуска определенных видов товаров, лучшую в отраслях технику и квалифицированную рабочую силу, а также захватили основные источники сырья и рынки сбыта. Такого рода монополии широко распространились в форме картелей, синдикатов, трестов, концернов.
Необходимость применения антимонопольного регулирования была осознана западными экономистами в прошлом столетии, когда первые монополистические объединения стали нарушать устои рыночной экономики. В связи с этим были приняты первые законы, направленные на защиту свободной конкуренции от монополий и предотвращение недобросовестной конкуренции в коммерческой деятельности – в Великобритании (1883, 1887 г.г. - законы о фабричных и товарных знаках), в Германии (1886 г. – закон о недобросовестной конкуренции), в Канаде (1889 г. закон о предупреждении и запрете объединений, связанных с ограничением в торговле), в США (1890 г. закон Шермана о защите торговли и коммерческой деятельности от незаконных ограничений и монополий).
Разработчики
этих законов, как и многие сторонники
антимонопольных мер, исходили из того,
что в большинстве своем
Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду со свободной, совершенной конкуренцией появились её новые виды, и, прежде всего несовершенная конкуренция.
Специфика
развития производительных сил в
XIX веке заключалась в том, что снижение
затрат и удешевление товаров достигались
в основном за счет все большего расширения
выпуска продукции. Крупные предприятия
оказывались эффективнее мелких, поэтому
закономерным следствием ценовой конкуренции
выступала концентрация производства.
Тем самым конкурентная борьба и развитие
производительных сил подталкивали экономику
к монополии. Именно эту тенденцию выявил
и научно обосновал в «Капитале» Маркс,
и именно она легла в основу его представлений
об экономике социализма. Монополистический
(а вернее, олигополистический) раздел
рынков на рубеже XIX-XX веков сделал необходимым
и возможным использование широкой гаммы
методов государственного воздействия
на конкуренцию и монополистические тенденции
в экономике.
Исходя из различий в самом правовом содержании и в процессуальных способах реализации антимонопольного законодательства, в мировой литературе принято различать две основные его модели американскую и европейскую.
Американская система антитрестовского права строится на принципе «запрещения монополии» и предполагает в основном судебную форму правоприменительного процесса.
Европейская система (к ней относится и английское законодательство о монополиях и частной торговле), делает упор на принцип «контроля за злоупотреблениями».
Такой
подход влечёт за собой необходимость
создания специальной системы административных
органов, призванных постоянно анализировать
и контролировать состояние конкуренции
на различных рынках товаров и услуг. В
случае эти органы используют корректирующие,
регулирующие и запретительные меры преимущественно
административного характера.
Законодательное регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополистической практике монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. «Закон Шермана», был принят в США под влиянием острого общественного возмущения трестами, которые получили широкое развитие в этой стране в 1870-1880-е годы. Закон был направлен на защиту промышленности и торговли от незаконных слияний и монополий. Принято считать, что именно «Закон Шермана» является отправной точкой развития законодательства о конкуренции во всем мире, хотя, попытки законодательного воздействия на конкурентные механизмы с целью защиты предпринимателей и потребителей от недоброкачественной рыночной практики можно обнаружить даже в «Гражданском кодексе» Наполеона, который запрещал обман и мошенничество в сфере коммерции.
Закон Шермана был принят Конгрессом США 2 июля 1890 года, это первый Федеральный антитрестовский закон, к моменту его принятия в 14 штатах уже существовали более упрощенные законы против промышленных монополий. Этот закон составлен на кратко и прямо касается существа дела. Суть закона воплощена в немногочисленных пунктах.
Были попытки признать Закон Шермана антиконституционным, поскольку он ограничивал «свободу договора», каковая является существенной частью свободы личности. Это препятствие было преодолено Верховным судом США, признавшим необходимость применять принцип «свободы договора» только по отношению к законным сделкам.
Результатом принятия этого закона стало превращение монополии и «ограничений торговли» - тайных сговоров в области в области ценообразования или раздела рынков между конкурентами в уголовные преступления против федерального правительства.
Необходимое уточнение закона Шермана приняло форму закона Клейтона. В январе 1914 г. членом палаты представителей Г.Клейтоном Конгрессу были представлены четыре билля, в которых: давалось определение незаконных сделок; предусматривались меры, препятствующие слиянию советов директоров трестов; запрещалась дискриминация в ценах; вводилось понятие нечестных методов конкуренции и предлагалось образование между штатной торговой комиссии как органа, отвечающего за исполнение и применение антитрестовских законов.
Фактически в законе Клейтона было немного такого, что не подразумевалось бы уже в законе Шермана. Закон Клейтона – это попытка заострить и пояснить общие положения закона Шермана. Более того, закон Клейтона пытался объявить вне закона способы, которыми монополия могла бы развиваться, и в этом смысле был превентивной мерой. Закон Шермана, напротив, был нацелен в большей степени на наказание существующих монополий.
26 сентября 1914 г. был принят Закон об образовании Федеральной торговой комиссии (ФТК), (Закон о Федеральной торговой комиссии) в нем утверждалась Федеральная торговая комиссия США, определялись её полномочия и обязанности.
Комиссия была создана для контроля и пресечения действий, нарушающих антитрестовское законодательство. В компетенцию Комиссии входит контроль за всеми субъектами коммерческой деятельности, за исключением банков и публичных перевозчиков, с целью не допустить применение ими методов недобросовестной конкуренции.
С 1914 года к закону Клейтона было принято две поправки: Закон Робинсона-Патмана (1936 год), усиливший меры борьбы с дискриминацией в области ценовой политики, и Закон Селлера-Кефовэра (1950),-ещё более жёстким образом регламентировавший практику слияния монополий. Запрещалось слияние путём скупки активов. Закон ставил заслон не только горизонтальным слияниям крупных фирм, но и ограничивал вертикальные слияния.
Главным же в своей работе правительственные органы считают профилактику действий, противоречащих конкуренции. В этих целях ведётся консультационная работа среди предпринимателей, публикуются материалы, помогающие менеджерам принимать правильные решения. В частности, в 1984 году министерство юстиции выпустило справочник, содержащий параметры сделок по слиянию и поглощению компаний, которые это ведомство будет оспаривать в судебном порядке. Таким образом, антимонопольное законодательство становится органичным элементом «среды обитания» корпораций, даёт им однозначное представление о том, какие методы применимы в борьбе за рынок, а какие нет.
Американские
патентные законы, первый из которых
был принят в 1790 г., нацелены на то, чтобы
обеспечить достаточный денежный стимул
для новаторов путём
Иной
подход правительство США применяет
в области регулирования
Структура антимонопольных органов США не изменялась с 1914 года. Реализация антитрестовских законов возложена на Министерство юстиции США и Федеральную торговую комиссию США.
Министерство
юстиции наделено полномочиями применять
антитрестовское
Контроль
некоторых вопросов, связанных с
антимонопольным регулированием, осуществляется
и комитетом Сената по малому бизнесу,
а также Президентом США. Особая роль здесь
отводится судьям, так как кроме рассмотрения
антитрестовских дел, суды разрабатывают
специальные доктрины о заведомых нарушениях
и создают судебные прецеденты, что оказывает
положительное воздействие на деятельность
административных органов, созданных
для контроля регулирования антимонопольной
деятельности.
В
Западной Европе антимонопольное