Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является анализ последствий монопольной деятельности, сравнения антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной России.
Введение…………………………………………………………………………...3
История возникновения и виды монополий………………………….…...…5
Экономические предпосылки возникновения антимонопольного законодательства. …………………………………………………………..…8
Зарубежное законодательство о конкуренции и антитрестовской политике…………………………………………………...………………...13
История антимонопольной политики……………………………………13
Антитрестовское законодательство США………………………………13
Антимонопольное законодательство европейских стран ……………..17
Антимонопольная политика России на современном этапе ………..……20
Институциональные основы антимонопольной политики России .......................20
Система регулирования естественных и государственных монополий...............................................................................................29
Заключение…………………………………………………….…………………35
Список использованных источников…………………………………..………38
В
послевоенные годы, когда существенно
расширились экономические
Инструменты для проведения в жизнь конкурентной политики ЕС определены в статьях с 85 по 94 Римского Договора и Закона Совета ЕС №4064\89 от 21.12.89. «По контролю над концентрацией предпринимательской деятельности». Они регулируют деятельность в деловой сфере и деятельность государств-членов ЕС, которая может вызвать отклонение в условиях конкуренции.
При всей несхожести законодательства отдельных европейских государств можно отметить одну общую черту, которая отличает их от американского антимонопольного законодательства, - они более либеральны в отношении к монополиям. Монополии здесь не запрещены, хотя государственный контроль за их деятельностью довольно жесткий. Более того, правительства наделены правами в исключительных случаях, способствовать формированию монополистических объединений и даже проводить принудительное картелирование. Такой подход обусловлен главным образом жесткими условиями международной конкуренции и слабостью европейских компаний перед лицом американских и японских фирм.
В последние годы Европейское сообщество добилось сближения взглядов стран – участниц ЕС на антимонопольное законодательство, что означает усиление антитрестовских настроений в некоторых странах, ранее практически не обращавших внимания на юридическую сторону обсуждаемого вопроса. Это позволило несколько сократить различия в трактовке антимонопольных мер между Старым и Новым Светом.
Иначе складываются отношения между США и Японией. В Японии правительство традиционно весьма терпимо относится к тем явлениям в экономической жизни, которые явно подпадали бы под действия американских антимонопольных законов. Японские компании намного более свободны в возможностях кооперации друг с другом. Это находит активную поддержку в правительственных кругах, особенно по вопросам исследований и опытно – конструкторских разработок, а также развитию экспорта.
Рассматривая сферу применения антимонопольных (антитрестовских) законов различных стран мира следует констатировать и то, что в большинстве случаев законодательство имеет строго территориальный характер, то есть, регулирует операции фирм в пределах национальных регионов (рынков). Лишь законодательные акты США, Канады и ЕЭС в отдельных деталях являются экстерриториальными.
В
целом характер и содержание антимонопольного
законодательства в различных странах
имеет свои особенности. Главным же является
то, что все законы имеют целью охрану
и поощрение конкуренции, контроль над
фирмами, занимающими господствующее
положение на рынке, контроль над ценами,
контроль за слияниями, защиту интересов
и содействие развитию малого бизнеса.
В качестве объекта регулирования, таким
образом, выступают как хозяйственные
единицы, их состав и действия, так и формы
отношений между ними.
4.1.
Институциональные
основы антимонопольной
политики России
Российская антимонопольная политика в процессе своего становления испытывает влияние традиций борьбы с монополиями, сложившихся в развитых странах Запада. В процессе разработки большинства действующих в России нормативных актов по антимонопольному регулированию учитывался опыт применения как американского, так и западноевропейского антимонопольного законодательства, привлекались эксперты Международной организации по экономическому сотрудничеству и развитию. (ОЭСР).
Законодательство о конкуренции и монополиях сравнительно новое явление в экономической жизни и в правовой системе России. Первые попытки создать особое законодательство о трестах и синдикатах были предприняты на российской почве еще в начале 20 века. Однако дело не пошло далее правительственных законопроектных работ и не увенчалось успехом в силу ряда обстоятельств, в том числе в связи с начавшейся первой мировой войной.
С установлением советской власти идея принятия антимонопольного законодательства потеряла всякий смысл. Ликвидация частного предпринимательства, введение жестко централизованной планово-командной хозяйственной системы имели своим результатом приобретение невиданной в истории экономической мощи самим государством, превратившимся в монополиста практически во всех сферах общества, в экономике, политике, идеологии.
С начала 90-х годов осуществление в России глубоких экономических реформ, формирование рыночной системы, отказ от тоталитарных методов руководства хозяйством, с неизбежностью порождавших монополизм, сделали возможным и необходимым создание специального российского законодательства о конкуренции и монополиях.
Отдельные
антимонопольные положения
Правовая регламентация рыночных отношений и принятие специального антимонопольного закона свидетельствовала о крутом повороте российского законодательства в сторону рыночных экономических отношений.
Формирование
антимонопольного законодательства практически
завершено. Сегодня можно утверждать,
что антимонопольное
Антимонопольное законодательство – правовая форма государственного антимонопольного регулирования рыночных отношений, представляющих собой совокупность нормативных актов, целями, реализации которых являются воспроизводство и поддержка добросовестной конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Рыночные отношения в РФ сталкиваются с трудностями, препятствиями, противоречиями, что не может не влиять на процесс формирования эффективного антимонопольного законодательства. Тем не менее, в стране сложилась определённая система антимонопольного регулирования, которая постоянно совершенствуется, изменяется, дополняется.
Первая часть антимонопольного законодательства включает нормы Конституции Российской Федерации, в частности, о поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, ограничении монополизма и о правовых основах единого рынка. Необходимо отметить, что в ряде Конституций зарубежных стран также имеются аналогичные нормы, но в России, учитывая высокую степень монополизации её экономики, такие положения-принципы Основного закона страны выглядят особенно актуальными.
В соответствии Конституцией Российской Федерации (п. «ж» ст. 71) установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации. Поэтому антимонопольное законодательство, регулируя отношения в рамках всей территории страны, является федеральным. Следовательно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, не имеют права принимать законы и любые другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовые начала функционирования и развития единого рынка на всей территории Российского государства.
Базовые положения Конституции России о конкуренции строятся на основе признания и обеспечения принципа свободы экономической деятельности.
Российская Федерация является единой сферой обращения товаров (работ, услуг) и капиталов, где осуществляется производство, обмен, распределение и производственное потребление различных материальных благ. Реализация на практике данного принципа будет способствовать наиболее полному использованию различных факторов производства, образованию «прозрачности» рынка на территории страны, эффективному применению экономической информации, удовлетворению спроса на товары различных видов. В соответствии с данным принципом запрещается установление каких-либо искусственных барьеров на пути потоков товаров, услуг и финансовых средств.
В целях реализации указанного принципа на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных барьеров для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Исходя из необходимости защиты частных и публичных интересов, исключение из рассматриваемого принципа сформулировано в п.2 ст.74 Конституции РФ: ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Итак,
подводя итог, следует отметить,
что антимонопольное
3. Свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
4. Дифференциации и защиты частных и публичных интересов;
5. Поддержки конкуренции;
6. Недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и не добросовестную конкуренцию;
Конституционные
принципы антимонопольного регулирования
развиваются в различных
Закон о защите конкуренции (антимонопольный закон) является инструментом государственного регулирования рыночных отношений и применяется с целью:
1.Охраны и поощрения конкуренции;
2.Осуществления
контроля за хозяйствующими