Антикризисная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии.

Содержание

Введение
1 Характеристика кризиса
1.1 Экономический цикл
1.2 Причины кризиса
1.3 Антициклическая политика
2 Антикризисная политика
2.1 Антикризисное регулирование государств
2.2 Кризис в современной России
2.3 Антикризисная программа России
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 63.53 Кб (Скачать)

       Было  усилено государственное регулирование  ценообразования на лекарства, закупаемые за счет бюджетов. С этой целью планируется:

       ввести  обязательную регистрацию предельных отпускных цен производителя  на жизненно необходимые и важнейшие  лекарственные средства;

       установить  контроль и ответственность за соблюдением  предельных оптовых и розничных  надбавок к зарегистрированным ценам;

       пересмотреть  действующий перечень жизненно необходимых  и важнейших лекарственных средств, предусмотрев увеличение в нем доли отечественных лекарственных средств.

       Важнейшее направление антикризисных действий Правительства Российской Федерации - снижение напряженности на рынке  труда.

       С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице. Объем  дополнительных субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации  на реализацию переданных полномочий по социальной поддержке и оказанию услуг безработным гражданам  увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том  числе 29,8 млрд. рублей - на социальную поддержку  граждан, признанных в установленном  порядке безработными. Кроме того, на стабилизацию ситуации на рынке  труда в федеральном бюджете  дополнительно предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации  в размере 43,7 млрд. рублей.

       Во  всех субъектах Российской Федерации  приняты региональные программы, предусматривающие  профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых  на работу в другую местность, развитие малого предпринимательства и самозанятости  безработных граждан. Стоимость  принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых более 90 процентов покрывается за счет субсидий из федерального бюджета.

       Проводится  еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций  или сокращением персонала, а  также перевода ряда предприятий  в режим сокращенного рабочего времени. Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области  занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъектах  Российской Федерации. Во всех субъектах  Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и  телефонных «горячих линий». Организована работа информационного портала  «Работа в России». Информация о  вакансиях обновляется еженедельно.

       В то же время для повышения производительности труда предприятия должны освобождаться  от неэффективной занятости. При  этом необходимо обеспечить конкурентоспособность  высвобождаемых работников на рынке  труда. В связи с этим запланировано  направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации более 170 тыс. человек, организовать около  миллиона временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку  на реализацию предпринимательской  инициативы 57 тыс. человек, оказать  адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек. Переобучение проводиться на базе отобранных в  результате конкурса учебных заведений, которые смогли  предложить наиболее качественное инновационное обучение. Одним из важных направлений  подготовка специалистов в сфере  ЖКХ.

       Значимый  вклад в решение проблемы занятости  вносит реализация совместных с регионами  программ развития малого бизнеса, в  рамках которых будет создано  до 500 тыс. новых рабочих мест.

       Особое  внимание Правительством Российской Федерации  уделено сохранению и созданию рабочих  мест для инвалидов, которые находятся  в наиболее уязвимой ситуации на рынке  труда. В частности, условием выделения  государственной поддержки системообразующим  и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест для инвалидов.

       Для обеспечения приоритетного права  российских граждан на трудоустройство  на вакантные и вновь создаваемые  рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектами Российской Федерации.

       В сфере образования оперативные  антикризисные меры сосредоточены  в первую очередь на поддержке  обучающихся и содействии их трудоустройству. 

       Реализуются мероприятия по поддержке студентов. Предстоит организовать работу по реализации права студентов, успешно проходящих обучение на платной основе и испытывающих материальные затруднения, перейти  на обучение за счет средств соответствующих  бюджетов при наличии вакантных  мест. Планируется перевести на вакантные  бюджетные места более 26 тыс. студентов, обучающихся на договорной основе. В числе мер государственной  поддержки - развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением  пониженного процента по кредиту.

       Важной  задачей является содействие обеспечению  занятости выпускников образовательных  учреждений, которым сложно найти  работу в условиях кризиса. Предприняты  меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тыс. мест (в настоящее  время - 20 тыс.) и в аспирантуре до 29 тыс. (увеличение на 3 тыс. мест).

       Проводиться мониторинг востребованности в специалистах и работа по профессиональной ориентации среди выпускников образовательных  учреждений. Предусматривается перераспределение  бюджетных мест для увеличения подготовки специалистов для высокотехнологичных  секторов экономики, для агропромышленного  и строительного комплексов.

       Важная  мера принятия закона, позволяющего образовательным  и научным организациям создавать  малые предприятия. В рамках создания более 2,5 тыс. малых предприятий ожидается  формирование до 30 тыс. рабочих мест, в первую очередь для выпускников  вузов. Трудоустройству выпускников  учреждений профессионального образования  также способствует  распространению  практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

       Важнейшим направлением остается поддержка развития культуры. В целом бюджетные ассигнования из федерального бюджета по разделу  «Культура, кинематография, средства массовой информации» увеличилось в 2009 году до 109,6 млрд. рублей против 88,8 млрд. рублей в 2008 году.

       Сохраняются  льготы на посещение учреждений культуры, расширена категория лиц, имеющих  право на приобретение билетов в  учреждения культуры по льготным ценам. Сохранены объемы государственной  поддержки деятельности творческих союзов, в том числе поддержки  на оказание материальной помощи неработающим членам творческих союзов и на государственную  поддержку деятелей культуры и искусства, имеющих почетные звания народный артист СССР и народный художник СССР.

       Одним из ключевых приоритетов антикризисных  мероприятий  является содействие обеспечению населения доступным жильем и поддержка жилищного строительства. Расходы федерального бюджета, связанные с жилищным строительством и обеспечением жильем (включая расходы из Фонда национального благосостояния) в 2009 году составили 501 млрд. рублей, то есть,  в 2,3 раза выше, чем в 2008 году.

       В сфере поддержки жилищного строительства  предусматривается:

       выполнение  обязательств государства по обеспечению  жильем военнослужащих и уволенных  в запас, оказание государственной  поддержки молодым семьям, нуждающимся  в улучшении жилищных условий;

       участие в программах развития муниципальной  инфраструктуры;

       содействие  в реструктуризации ипотечной задолженности;

       поддержка малоэтажного жилищного строительства.

       Важной  мерой стало также обеспечение  в 2009 году жильем всех нуждающихся ветеранов  Великой Отечественной войны.

       Созданы механизмы, позволяющие с 2010 года эффективно вовлекать государственные средства и средства населения в строительство  нового жилья эконом-класса по доступным  ценам. Сформирована нормативно-правовая база для деятельности жилищно-строительных кооперативов.Упрощен порядок предоставления земельных участков для строительства  социального жилья и жилья  эконом-класса.

       Одним из важных направлений поддержки  жилищного строительства является деятельность Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонда). Благодаря реализации программ Фонда по расселению аварийного и  ветхого жилья, ремонту многоквартирных  домов, более 120 тыс. человек уже получили или получат в самое ближайшее  время новые квартиры, а в целом  по этим программам улучшат условия  своей жизни 7 млн. граждан России.

       Всего в настоящее время в программах Фонда участвуют 79 субъектов Российской Федерации. Общий объем осваиваемых  финансовых средств с учетом долевого финансирования регионов составляет 153,3 млрд. рублей. Реализация региональных адресных программ, финансируемых с  участием средств Фонда, обеспечивает занятость 1,5 млн. человек.

       В целях социальной защиты граждан  и расширения спроса на жилье осуществляются мероприятия по поддержке граждан, приобретающих жилье, и развитию ипотечного кредитования.

       Правительство Российской Федерации совместно  с банками с государственным  участием и Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) проводит работу по реструктуризации задолженности  по ипотечным кредитам для граждан, оказавшихся в трудном финансовом положении. В этих целях предусматривается  увеличение уставного капитала  АИЖК в 2009 году на 20 млрд. рублей и выдача АИЖК еще 40 млрд. рублей в виде кредита.

       Оказана  поддержка ипотечным заемщикам, имеющим право на получение материнского (семейного) капитала. Таким правом могли  воспользоваться около 88 тыс. семей. На эти цели  направлено 26,3 млрд. рублей из федерального бюджета.

       Важным  фактором поддержки спроса на квартиры стало принятое решение о включении  в состав расходов сумм, уплаченных организациям в возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство  жилого помещения.

       Помимо  общесистемных мер Правительство  Российской Федерации реализует  мероприятия, направленные на предотвращение необратимых кризисных явлений  в отдельных секторах экономики.

       Общая сумма дополнительной антикризисной  поддержки автомобилестроения за счет федерального бюджета составит в 2009 году 39 млрд. рублей.

       Из  федерального бюджета на поддержку  ОПК будет выделено 969 млрд. рублей, что на 38 процентов больше, чем  в 2008 году.

       В целях создания заделов для будущего развития будет продолжено формирование инфраструктурного задела в экономике. В 2009 году, по сравнению с 2008 годом, бюджетные ассигнования на транспортный комплекс и развитие транспортной инфраструктуры увеличатся более чем на 100 млрд. рублей и составят 560 млрд. рублей. В том числе на автомобильные дороги будет направлено 319 млрд. рублей, тогда как  
в 2008 году на эти цели было выделено 295 млрд. рублей.
 

       Российская  Федерация в 2009 году будет осуществлять дополнительную финансовую поддержку  системы обязательного медицинского страхования за счет увеличения дотаций  бюджетам территориальных фондов обязательного  медицинского страхования в рамках нормированного страхового запаса, порядок  использования которого утвержден  Правительством Российской Федерации. Кроме того, в случае снижения доходов  бюджетов территориальных фондов ОМС  против запланированного уровня предполагается выделение бюджетных ассигнований на предоставление Федеральному фонду  ОМС для перечисления территориальным  фондам ОМС  межбюджетных трансфертов с целью исполнения территориальных государственных гарантий предоставления гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

       Поддержание макроэкономической устойчивости российской экономики требует сохранения определенного  уровня средств в Резервном фонде, достаточного объема золотовалютных резервов, поддержания положительного баланса  внешней торговли и последовательного  сокращения бюджетного дефицита. Правительство  Российской Федерации планирует  снизить дефицит федерального бюджета  до 3 процентов ВВП в 2011 году. К  концу 2011 года в Фонде национального  благосостояния останутся средства на сумму порядка 2 процентов ВВП.

Информация о работе Антикризисная политика государства