Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:04, курсовая работа
Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии.
Введение
1 Характеристика кризиса
1.1 Экономический цикл
1.2 Причины кризиса
1.3 Антициклическая политика
2 Антикризисная политика
2.1 Антикризисное регулирование государств
2.2 Кризис в современной России
2.3 Антикризисная программа России
Заключение
Список используемой литературы
Таким
образом, страны рыночной экономики
на протяжении XX в. накопили большой
арсенал средств и методов
борьбы с кризисными явлениями и
эффективно применяют их, о чем
свидетельствуют различные
2. Кризис в современной России.
После
десяти лет динамичного экономического
роста Россия сталкивается с серьезнейшими
экономическими вызовами. Текущий экономический
кризис стал далеко не первым в мировой
истории. В конце 20-х–начале 30-х годов
прошлого столетия экономика практически
всех капиталистических стран
Как и в наши дни, разрушительный импульс
мировая экономическая система получила
именно из США. Началом Великой депрессии
стало обвальное падение акций на Нью-йоркской
бирже 24 октября 1929 года, получившее название
«чёрный четверг». События в США вызвали
обрушение всей мировой экономической
системы. Широчайшие размеры приобрели
в годы кризиса разорение и банкротство
промышленных, торговых и финансовых предприятий
и фирм. По официальным данным, в 1929 – 1933
г. произошло около 130 тыс. коммерческих
банкротств. Кризис с огромной силой ударил
и по банковской системе страны. За 4 года
кризиса прекратили существование 5760
банков, т.е. пятая часть всех банков США,
с общей суммой депозитов в 3,5 млрд. долл.
Невероятно тяжелы были социальные последствия
кризиса. Национальный доход страны, составлявший
в 1929 г. 86, 8 млрд. долл. упал в 1933 г. до40,3
млрд., т.е. более чем вдвое. Удары кризиса
в той или иной степени ощутили даже монопольные
объединения. Уже в 1931 г. американские
корпорации подвели свой баланс с потерей
в 487 млрд. долл. В 1932 г. эти потери увеличились
до 3511 млн. долл.
В наибольшей степени
Наиболее
остро последствия Великой
Современный
кризис нередко именуют «новой»
или «второй Великой
У
воздействия глобального
Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.
Вторая
проблема - недостаточная
Результат - значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.
Третья
проблема - недостаточная развитость
финансового сектора, банков. Многие
российские предприятия, особенно быстро
развивавшиеся в последние
Национальная
экономика в последние годы развивались
во многом за счет внешних источников
- высоких цен на сырье, «дешевых»
кредитов иностранных банков, теперь
России для выхода из кризиса и
обеспечения долгосрочного
Значительно пострадала экономика России. В декабре 2008 г. ВВП впервые за 10 лет снизился. По оценке банка «ВТБ Европа», экономика сократилась на 1,1% после роста на 2,1% в ноябре.
Ранее вице-премьер Алексей Кудрин прогнозировал дефицит российского бюджета на уровне 1,5 - 2,5 трлн. руб., по данным «Интерфакса», в правительстве не исключали его роста до 4 трлн. руб.
По оценкам Института экономики переходного периода (ИЭПП), в декабре промышленность падала теми же темпами, что и в ноябре. Но прогнозы на продукцию хуже, чем в сентябре 1998 г., подчеркивал автор мониторинга ИЭПП Сергей Цухло: в декабре только 21% предприятий оценили объемы продаж как нормальные.
Доля промышленности в ВВП 35-40%, говорил экономист Центра развития Валерий Миронов, каждый 1% падения производства отнимает у роста ВВП примерно 0,4%. По данным Минэкономразвития, уже в ноябре темпы роста ВВП сократились до 1,6% после 5% в октябре, а с исключением сезонного фактора - даже упали на 0,7%.
По прогнозам экономиста «Траста» Евгения Надоршина, 2009 год начался с минуса, т.е. в I квартале в экономике продолжился спад. В январе-феврале ситуация оставалась негативной, соглашался экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров, отрицательные темпы могла показать даже розничная торговля: сказался рост безработицы и сокращение доходов населения. Кувшинова Ольга. Экономика ниже нуля. // Ведомости от 11 января 2009
Мировой
ВВП по прогнозам снизится в 2009 году
почти на полпроцента, в США - на 2,6-2,7
процента, в Японии - на 5-5,8 процента.
Экономика Евросоюза могла
Положительные темпы роста
2.3
Антикризисная программа
Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее время реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.
Программа
антикризисных мер
Программа
обеспечивает оптимальное сочетание
антикризисных мер и
Одновременно активизированы действия, повышающие
эффективность
и конкурентоспособность
Программа
учитывает решения глав государств
и правительств, выработанные на саммите
«Группы двадцати», который состоялся
2 апреля 2009 г. в Лондоне. К их числу
относятся меры по восстановлению темпов
экономического роста и расширению
числа рабочих мест, укреплению финансовой
системы и финансового
Основные положения программы были представлены в рамках отчета Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2008 год, с которым выступил Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин в Государственной Думе 6 апреля 2009 года.
Программные мероприятия учтены в параметрах федерального бюджета на 2009 год, который имеет ярко выраженный антикризисный характер. Прогнозируемые доходы в 2009 году сокращаются до 6713,8 млрд. рублей против 10927,1 млрд. рублей, утвержденных Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (далее - Федеральный закон № 204-ФЗ). Это потребовало существенной переструктуризации расходов федерального бюджета в соответствии с приоритетами антикризисной политики. Общая величина расходов увеличивается до 9692,2 млрд. рублей против 9024,7 млрд. рублей, предусмотренных Федеральным законом № 204-ФЗ. При этом бюджетные расходы, не отвечающие приоритетам программы, сокращаются на 943,3 млрд. рублей, а расходы, непосредственно связанные с финансовым обеспечением программных мероприятий, увеличены на 1379,9 млрд. рублей.
Социально-