Антикризисная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии.

Содержание

Введение
1 Характеристика кризиса
1.1 Экономический цикл
1.2 Причины кризиса
1.3 Антициклическая политика
2 Антикризисная политика
2.1 Антикризисное регулирование государств
2.2 Кризис в современной России
2.3 Антикризисная программа России
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 63.53 Кб (Скачать)

       проведения  институциональных преобразований, обеспечивающих развитие человеческого  капитала, повышение эффективности  образования, здравоохранения, пенсионного  обеспечения, улучшения жилищных условий, развития сферы культуры;

       сокращения  дифференциации населения по уровню доходов;

       снижения  зависимости экономического роста  от экспорта топливно-сырьевых товаров, развития внутреннего спроса и конкуренции  на товарных рынках;

       повышения защищенности частной собственности, совершенствования экономических  институтов, последовательного снижения роли государства как собственника промышленных и финансовых активов;

       значительного роста инновационной активности и ускорения технологической  модернизации отраслей экономики, стимулирования повышения ресурсоэффективности и  энергоэффективности;

       развития  производственной инфраструктуры;

       обеспечения макроэкономической сбалансированности, сокращения бюджетного дефицита, снижения уровня инфляции и процентных ставок, устойчивости рубля и повышения  его международной привлекательности;

       повышения эффективности и надежности банковской системы, формирования устойчивого  финансового рынка;

       уменьшения  региональной дифференциации, ускорения  развития депрессивных и слаборазвитых  регионов.

       Правительство Российской Федерации использует все  имеющиеся инструменты экономической  и социальной политики в целях  поддержки граждан и недопущения  разрушительных процессов в социальной сфере и в экономике страны, обеспечивая одновременно с этим решение стратегических задач социально-экономического развития.

       Правительство Российской Федерации осуществляет  свою деятельность исходя из следующих  приоритетов.

       Первый  приоритет - выполнение в полном объеме социальных обязательств государства  перед населением и развитие человеческого  потенциала.

       Оказана поддержка гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период экономического кризиса. Усилена социальная защита населения, обеспечены необходимые  объемы и качество социальных и медицинских  услуг, доступность качественных и  безопасных лекарственных средств. Расширяются  масштабы деятельности государства в сфере занятости, включая сдерживание роста безработицы, развитие программ переподготовки работников, оказание адресной поддержки гражданам  в трудоустройстве.

       Начинается  модернизация пенсионной системы. Будет  активизирована социальная помощь, модернизация здравоохранения и образования, включая необходимые для этого  структурные преобразования.

       Необходимые меры поддержки оказаны гражданам, приобретающим жилье. Государство  содействует  реализации жилищной программы  и развитию ипотечного кредитования.

       Второй  приоритет - сохранение и развитие промышленного  и технологического потенциала для  будущего роста.

       Деятельность  Правительства Российской Федерации  в этой сфере направлена на создание условий для существенного повышения  эффективности российских предприятий. При этом помощь государства не будет  подменять ответственность бизнеса. На поддержку вправе рассчитывать лишь те предприятия, которые ориентированы  на обновление, рост эффективности  и продвижение на рынок конкурентоспособной  продукции, но сегодня испытывают временные  трудности в связи с недостатком  кредитов и снижением спроса.

       Для сохранения важнейших производств  государство готово напрямую входить  в капиталы компаний. Одновременно будут приняты меры по усилению защиты интересов частных владельцев компаний, включая миноритарных акционеров.

       Третий  приоритет - активизация внутреннего  спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста. Правительство Российской Федерации  предпринимают усилия, чтобы  компенсировать сжатие рынков, ослабить зависимость от внешних факторов, максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы.

       Важную  роль будет играть внутренний спрос  со стороны государства (государственные  инвестиции и государственные закупки) в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа. Принемаются меры по защите внутреннего  рынка и предоставлению преференций  отечественным производителям в  соответствии с международной практикой. При этом основной акцент сделан на восстановление деловой активности за счет субсидирования процентных ставок, развития лизинга, поддержки потребительского кредитования.

       Четвертый приоритет - стимулирование инноваций  и структурная перестройка экономики.

       Российская  экономика должна выйти из кризиса  обновленной, более сильной и  современной. Государством будет расширена  поддержка инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое  обновление предприятий, повышение  ресурсо- и энергоэффективности. Наличие  программы повышения производительности труда, использования энергосберегающих  технологий и инновационного развития станет условием предоставления государственной  помощи предприятиям.

       Сохраняется приоритет государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, включая авиа- и судостроение, космическую  промышленность, атомную энергетику, электронную и радиоэлектронную промышленность. Одновременно создаются  инфраструктурные заделы для экономического роста, в частности, увеличиваются  бюджетные ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры, реализация  проектов по обновлению парка пассажирского  транспорта.

       Пятый приоритет - создание благоприятных  условий для экономического подъема  за счет совершенствования важнейших  рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности.

       Осуществляются  мероприятия по развитию конкуренции  и совершенствованию антимонопольного регулирования. Сокращены избыточные полномочия органов исполнительной власти по контролю за предпринимательской  деятельностью. Уменьшен перечень товаров  и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Активизирована работа по предотвращению и пресечению действий коррупционного характера.

       Особое  внимание  уделено поддержке и  стимулированию развития малого и среднего предпринимательства. Предложен комплекс мер по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес, расширению доступа  субъектов малого предпринимательства  к государственным закупкам. Установлены  льготные тарифы на технологическое  присоединение к электрическим  сетям. Определены льготные арендные ставки при аренде федерального имущества  малыми и средними компаниями.

       Шестой  приоритет - формирование мощной финансовой системы как надежной основы для  развития национальной экономики.

       Банковская  система должна стать более эффективной, очищенной от проблемных кредитных  учреждений. Реализуются  меры по следующим  направлениям: расширение ресурсной  базы и повышение ликвидности  финансовой системы; повышение доступности  банковских кредитов для предприятий  реального сектора; обеспечение  санации банков. Особое внимание  уделено оперативности принятия и реализации необходимых решений.

       Предусматриваются меры по формированию устойчивого финансового  рынка, привлекательного для отечественных  и иностранных инвесторов, созданию условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования.

       Седьмой приоритет - обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов.

       Правительство Российской Федерации проводит ответственную  макроэкономическую политику, предполагающую устойчивость обменного курса рубля  и снижение инфляции. Предпринимаются  усилия по сдерживанию роста цен  на товары первой необходимости и  тарифов на услуги жилищно-коммунального  хозяйства.

       Реализуются  меры, направленные на сокращение бюджетного дефицита. Предстоит осуществить  комплекс мероприятий по реструктуризации и оптимизации расходных обязательств, усилению целевого характера и повышению  эффективности бюджетных расходов.

       В рамках денежной политики Правительством Российской Федерации и Банком России реализуются  меры по снижению процентных ставок и стимулированию роста сбережений населения.

       Реализация  отмеченных приоритетов объективно требует временного усиления роли государства  в экономической жизни страны. Правительство Российской Федерации  с максимальной ответственностью подходит ко всем своим действиям, с тем, чтобы  не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотиваций предприятий  и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритетность частной инициативы будет соблюдена  и в кризисных условиях. При  этом участие государства в экономике  по мере преодоления кризиса будет  снижаться.

       Важную  роль в преодолении кризиса играет сотрудничество с другими странами, как на двусторонней основе, так  и в рамках международных организаций. Будут приняты меры по ускорению  интеграционных процессов на базе Содружества  Независимых Государств, формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

       Безусловным приоритетом является выполнение социальных обязательств государства перед  населением в полном объеме. Общие  расходы федерального бюджета на эти цели (включая нормативно-обусловленные  расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, пенсии) составили в 2009 году 4365,4 млрд. рублей, что превышает  уровень 2008 года на 30,4 процента. При  этом на социальную политику и пенсионное обеспечение в 2009 году из федерального бюджета было  выделено 2458,8 млрд. рублей против 1873,6 млрд. рублей в 2008 году.

       Социальные  выплаты и пособия, финансируемые  из федерального бюджета и средств  Фонда социального страхования  Российской Федерации, были  проиндексированы с учетом инфляции. Это относится  прежде всего к государственным  пособиям на детей, материнскому (семейному) капиталу, а также к выплатам, производимым в рамках законодательства о социальной поддержке отдельных  категорий граждан, имеющих право  на получение государственной социальной помощи.

       Повышению социальной защищенности семей с  детьми способствовало решение о  выдаче гражданам в 2009 году единовременно  на текущие нужды 12 тыс. рублей из средств  материнского (семейного) капитала. При  этом направления его использования  остаются прежними: образование детей, пенсионное обеспечение матерей  и приобретение жилья.

       Предстояло  приступить к модернизации пенсионной системы с целью существенного  повышения размеров пенсий и сбалансированности пенсионной системы.

       В 2009 году реализовано решение о  повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году возрос на 35 процентов, в 2010 году - еще на 45 процентов. Пенсионеры, чья  пенсия оказалась ниже прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе, получают специальную социальную доплату.

       С 1 января 2010 года денежная оценка пенсионных прав, приобретенных 1 января 2002 года, увеличена  на 10 процентов и на 1 процент за каждый год трудового стажа  до 1991 года.

       Получат развитие страховые принципы  пенсионной системы, включая введение страховых взносов вместо единого социального налога.  В то же время, в целях недопущения повышения налоговой нагрузки на бизнес, до 1 января 2011 года уровень ставки страховых платежей не будет превышать действующую в 2009 году ставку налога. С 1 января 2010 года устанавливается плоская шкала для начисления страховых взносов,   взимаемых с предельной суммы годового дохода до 415 тыс. рублей.

       Получает  дальнейшее развитие приоритетный национальный проект «Здоровье». В 2009 году началась  реализация комплекса мер по формированию здорового образа жизни, сокращению потребления табака, алкоголя, особенно среди молодежи. Было продолжено развитие службы крови, совершенствование медицинской помощи матерям и детям, больным с сосудистыми заболеваниями, а также пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Началось  осуществление нового комплекса мер по совершенствованию медицинской помощи лицам, страдающим онкологическими заболеваниями и туберкулезом.

       В целом по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» планировалось  увеличить бюджетные ассигнования из федерального бюджета до 335,1 млрд. рублей против 278,2 млрд. рублей в 2008 году.

       Правительство Российской Федерации ставит задачу сохранить доступность качественных, эффективных и безопасных лекарственных  средств.

Информация о работе Антикризисная политика государства