Антикризисная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии.

Содержание

Введение
1 Характеристика кризиса
1.1 Экономический цикл
1.2 Причины кризиса
1.3 Антициклическая политика
2 Антикризисная политика
2.1 Антикризисное регулирование государств
2.2 Кризис в современной России
2.3 Антикризисная программа России
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 63.53 Кб (Скачать)

       2. Изначально второй причиной циклического  развития было противоречие между  жесткой, великолепной организацией  производства на отдельных капиталистических  экономических предприятиях и  нерегулируемым стихийным действием  рыночной системы в целом. Действовало  это противоречие в сторону  быстрого роста производства, что  приводило опять же через определенное  время к перепроизводству. Эта  причина столь прозрачна и  лежит на поверхности экономических  явлений, что государство первым  долгом занялось именно ею. В  нейтрализации (ослаблении) действия  этой причины государство добилось  наиболее ощутимых результатов.

       3. Физический срок службы основного  капитала. Каждые 10-12 лет в XIX в.  и каждые 7-8 лет в XX - основной  капитал обновляется. Технический  прогресс не остановим, постоянен.  Следовательно, в указанные сроки  основной капитал физически, а  особенно морально, устаревает, и  его необходимо заменять. Замена  средств производства как раз  и совпадает с фазой оживления  в производстве. Именно эта причина  - периодическое обновление капитала  и задает временной параметр  экономического цикла.

       Из  других причин, которых достаточно много, можно назвать еще наиболее существенные:

       1. Разность во времени кругооборотов  капиталов в разных отраслях  и их взаимосвязь. Часто эффективный  кругооборот капитала в одной  отрасли является предпосылкой  и условием осуществления кругооборота  капитала в другой отрасли.  Следовательно, заминка в кругообороте  одного капитала или его остановка  автоматически означает возникновение  кризисной ситуации для другого  капитала, в другой отрасли.

       2. Продажа товаров и услуг в  кредит, которая имеет широчайшую  практику. По определённым причинам  массовые неплатежи могут с  большей вероятностью спровоцировать  кризис. Так, в России кризис  неплатежей в буквальном смысле  слова не дает возможности  выживать, функционировать предприятиям. Тысячи из них из-за этого  вынуждены останавливаться: прерывается  кругооборот капитала, растет безработица.  Чем выше уровень безработицы,  тем выше степень недопотребления.  При этом кризис и безработица  взаимно увязаны и обусловливают  друг друга.

       З. Рост военных расходов: милитаризация  экономики отвлекает большие  массы финансов от гражданских отраслей производства, где они могли бы уменьшить безработицу и увеличить  емкость рынка. Особенно пагубно  милитаризация влияет на экономику  как стимулятор инфляции, обесценивающие все денежные накопления населения, следовательно, уменьшающей капитальные: вложения в экономику.

       Перечисляя  причины цикличности капиталистической  экономики нельзя делать упор на какую-то одну из них. Конечно, они неравнозначны, но, тем не менее, природу циклов и кризисов они могут объяснить  только вместе. При этом значение той  или иной причины может оказаться  более весомым сегодня, при данном кризисе, в следующий раз на острие циклического развития может оказаться  другая причина.

       Антикризисное развитие - это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может  иметь только человек. Именно они  являются основой распознавания  кризисов и управления их преодолением.

       В целях предотвращения кризиса или  устранении его последствий государство  обязано проводить антикризисную  политику. Как правило, антикризисная  политика государства реализуется  на трех уровнях:

       · поддержание конкурентоспособности  основных отраслей национального хозяйства;

       · предупреждение и недопущение кризисов в экономически и социально значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;

       · уменьшение негативных последствий  банкротства предприятия, максимально  полное удовлетворение интересов его  сотрудников и кредиторов.

       В сферах, имеющих особое значение для  экономической и социальной жизни, государство применяет специальные  меры предупреждения кризисных ситуаций.  
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.3 Антициклическая политика

       Современная рыночная экономика функционирует  в условиях активного воздействия  на нее государства. Государственное  воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической  динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла  и соотношение между ними. Для  поддержания экономической стабильности в обществе государство проводит антициклическую политику, направленную, прежде всего, на смягчение циклических  колебаний. Важнейшими инструментами, с помощью которых государство  воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые  рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема - на его сдерживание. Так, в фазе подъема дорожает кредит, вводятся новые налоги, повышаются старые, отменяется ускоренная амортизация и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

       Таким образом, происходит переплетение стихийно рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических  кризисов с сознательным государственным  воздействием на воспроизводственный  процесс.

       Нельзя  не отметить, что неотъемлемым элементом  современного экономического кризиса  стала инфляция. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением “чувствительности” цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Дело в том, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам “управлять” таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка.

       Развивающиеся страны должны добиваться введения «налога  Тобина» на финансовые спекуляции. Достаточно низкая ставка (например, 0,25%) на международные валютные операции не окажет существенного влияния  на мировую экономику, но может помешать краткосрочным спекуляциям и  принести сотни миллиардов долларов дохода. Административные сложности  нового налога легко преодолеть, если ведущие государства присоединятся  к этой инициативе.

       Таким образом, механизм современных циклов сочетает кризис и инфляцию. В связи  с этим, антициклическая направленность государственной политики сменилась  антиинфляционной.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Антикризисная политика

       2.1 Антикризисное регулирование государств

       Антикризисное регулирование предполагает анализ зарождения и протекания циклических процессов, а также выработку специальных антикризисных стратегий для смягчения последствий кризисов.

         Основными задачами антикризисного регулирования являются смягчение кризисных процессов и использование кризиса как стартовой точки для нового витка развития экономической системы.

       Антициклические меры государства проводятся по двум основным направлениям: бюджетное (варьирование объема государственных закупок, оплаты труда государственных служащих, объема государственных капитальных вложений, величины трансфертных платежей, налоговых ставок, правил и норм амортизации основного капитала), и кредитное (изменение учетной ставки ссудного процента - ставки рефинансирования, изменение норм обязательного резервирования для коммерческих банков, выпуск или выкуп государством краткосрочных финансовых обязательств, количественные ограничения кредита, изменение условий потребительского, ипотечного и биржевого кредита).

       Государственная политика в регулировании кризисных  ситуаций заключается в минимизации  экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение  неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.

       Антикризисная политика государства реализуется  на трех уровнях:

       поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства; предупреждение и недопущение кризисов в экономических  и социально-значимых сферах, таких  как банковский бизнес или сфера  общественного транспорта; уменьшение негативных последствий банкротства  предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и  кредиторов.

       В сферах, имеющих особое значение для  экономической и социальной жизни, государство применяет специальные  меры предупреждения кризисных ситуаций.

       Такие меры можно разделить на две группы:

       1.     финансовая поддержка,

       2.     особое администрирование  

       Подобные  превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства  а также  сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и  стратегические предприятия, банки, страховые  и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.

       Основные  формы финансовой поддержки: целевое  финансирование на возвратной и безвозвратной  основе; субсидирование процентной ставки по кредиту; предоставление гарантий по кредиту; налоговые льготы; налоговый  кредит.

       Особое  администрирование деятельности предприятий  выражается в следующих формах: введение дополнительных форм отчетности;  установление обязательных нормативов; лицензирование; обязательное страхование ответственности; законодательное ограничение тарифов; другие законодательные ограничения.

       Основным  направлением государственного вмешательства  в экономику после Второй мировой  войны становится антициклическое (антикризисное) регулирование. Все  страны применяли его как для  выхода из кризисов, так и для  предотвращения их возникновения. Оно  осуществляется в основном посредством  бюджетной и кредитно-денежной политики государства. Так, в 50-60-е гг. для противодействия  застойным явлениям правительства  капиталистических стран увеличили  государственные расходы и снижали  налоги, заботились об ускорении процесса амортизации, повышая норму амортизационных  отчислений. Такие мероприятия способствовали росту совокупного спроса, что  вело к увеличению инвестиций и, в  свою очередь, к расширению производства. Это была в основном бюджетно-налоговая  политика, лишь дополняемая кредитно-денежной.

       В результате в 50-60-е гг. наблюдалась  тенденция к росту государственной  и полугосударственной собственности  на основе национализации находившихся в кризисном состоянии отраслей промышленности, инфраструктуры. Огромные бюджетные средства направлялись в  военно-промышленный комплекс, НИОКР, социальную сферу.

       Новой формой государственного регулирования  в некоторых странах становятся программирование и индикативное планирование экономики, подкрепляемые бюджетными программами (Голландия, Испания, Норвегия, Франция, Швеция).

       В 60-70-е гг. общая экономическая  ситуация претерпевает существенные изменения. В результате проводившейся в 50-е  гг. государственной политики стимулирования совокупного спроса начинают нарастать  инфляционные явления. Политика меняется: несколько сокращается рост государственного потребления, рост расходной части  государственного бюджета. Одновременно, хотя и недостаточно активно, используется кредитно-денежная политика, повышаются ставки ссудного процента.

       На  рубеже 70-80-х гг. ситуация изменяется вновь. Эти годы характеризуются  возникновением череды кризисов. Как  отмечалось, отличительной чертой циклических  кризисов 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. было их переплетение со структурными кризисами (сырьевым, энергетическим, продовольственным, экологическим). Кроме того, для этих кризисов было характерно сочетание падения производства, роста безработицы, хронической  недогрузки производственных мощностей  с хроническим ростом цен. Это  явление получило название стагфляции. Изжила себя и применявшаяся модель государственного регулирования.

       В результате перед системой государственно-монополистического капитализма встала проблема изменения  методов регулирования в соответствии с новым циклическим витком конъюнктуры. Происходит отказ от кейнсианской модели в пользу либеральной, предусматривающей  ограничение роли государства, а, следовательно, большую свободу субъектов рынка.

       В соответствии с пришедшей на смену  неокейнсианству монетаристской концепцией основное внимание государство стало  сосредотачивать на кредитно-денежном регулировании и использовании  кредитно-денежной политики для амортизации  циклических колебаний, устойчивого  обеспечения экономического роста. Существенное отличие современной  антикризисной политики заключается  в ориентации ее на предложение, т.е. создание условий для эффективного производства, путем либерализации  кредита, снижения налогов. Прежняя  же политика преследовала задачу расширения спроса, опираясь на налогово-бюджетные  рычаги. 

Информация о работе Антикризисная политика государства