Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:04, курсовая работа
Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии.
Введение
1 Характеристика кризиса
1.1 Экономический цикл
1.2 Причины кризиса
1.3 Антициклическая политика
2 Антикризисная политика
2.1 Антикризисное регулирование государств
2.2 Кризис в современной России
2.3 Антикризисная программа России
Заключение
Список используемой литературы
2.
Изначально второй причиной
3.
Физический срок службы
Из других причин, которых достаточно много, можно назвать еще наиболее существенные:
1.
Разность во времени
2.
Продажа товаров и услуг в
кредит, которая имеет широчайшую
практику. По определённым причинам
массовые неплатежи могут с
большей вероятностью
З.
Рост военных расходов: милитаризация
экономики отвлекает большие
массы финансов от гражданских отраслей
производства, где они могли бы
уменьшить безработицу и
Перечисляя
причины цикличности
Антикризисное развитие - это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением.
В
целях предотвращения кризиса или
устранении его последствий государство
обязано проводить
·
поддержание
·
предупреждение и недопущение кризисов
в экономически и социально значимых
сферах, таких как банковский бизнес
или сфера общественного
· уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.
В
сферах, имеющих особое значение для
экономической и социальной жизни,
государство применяет
1.3 Антициклическая политика
Современная
рыночная экономика функционирует
в условиях активного воздействия
на нее государства. Государственное
воздействие на экономику способно
существенно повлиять на ход экономического
цикла, меняя характер экономической
динамики: глубину и частоту кризисов,
продолжительность фаз цикла
и соотношение между ними. Для
поддержания экономической
Таким
образом, происходит переплетение стихийно
рыночного механизма
Нельзя не отметить, что неотъемлемым элементом современного экономического кризиса стала инфляция. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением “чувствительности” цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Дело в том, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам “управлять” таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка.
Развивающиеся
страны должны добиваться введения «налога
Тобина» на финансовые спекуляции.
Достаточно низкая ставка (например, 0,25%)
на международные валютные операции
не окажет существенного влияния
на мировую экономику, но может помешать
краткосрочным спекуляциям и
принести сотни миллиардов долларов
дохода. Административные сложности
нового налога легко преодолеть, если
ведущие государства
Таким
образом, механизм современных циклов
сочетает кризис и инфляцию. В связи
с этим, антициклическая направленность
государственной политики сменилась
антиинфляционной.
2 Антикризисная политика
2.1
Антикризисное регулирование
Антикризисное регулирование предполагает анализ зарождения и протекания циклических процессов, а также выработку специальных антикризисных стратегий для смягчения последствий кризисов.
Основными задачами
Антициклические меры государства проводятся по двум основным направлениям: бюджетное (варьирование объема государственных закупок, оплаты труда государственных служащих, объема государственных капитальных вложений, величины трансфертных платежей, налоговых ставок, правил и норм амортизации основного капитала), и кредитное (изменение учетной ставки ссудного процента - ставки рефинансирования, изменение норм обязательного резервирования для коммерческих банков, выпуск или выкуп государством краткосрочных финансовых обязательств, количественные ограничения кредита, изменение условий потребительского, ипотечного и биржевого кредита).
Государственная
политика в регулировании кризисных
ситуаций заключается в минимизации
экономического и социального ущерба,
вызванного банкротством организации.
При этом важно отметить, что разорение
неэффективных предприятий
Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:
поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства; предупреждение и недопущение кризисов в экономических и социально-значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта; уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.
В
сферах, имеющих особое значение для
экономической и социальной жизни,
государство применяет
Такие меры можно разделить на две группы:
1. финансовая поддержка,
2.
особое администрирование
Подобные превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.
Основные формы финансовой поддержки: целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе; субсидирование процентной ставки по кредиту; предоставление гарантий по кредиту; налоговые льготы; налоговый кредит.
Особое
администрирование деятельности предприятий
выражается в следующих формах: введение
дополнительных форм отчетности; установление
обязательных нормативов; лицензирование;
обязательное страхование ответственности;
законодательное ограничение
Основным
направлением государственного вмешательства
в экономику после Второй мировой
войны становится антициклическое
(антикризисное) регулирование. Все
страны применяли его как для
выхода из кризисов, так и для
предотвращения их возникновения. Оно
осуществляется в основном посредством
бюджетной и кредитно-денежной политики
государства. Так, в 50-60-е гг. для противодействия
застойным явлениям правительства
капиталистических стран
В
результате в 50-60-е гг. наблюдалась
тенденция к росту
Новой формой государственного регулирования в некоторых странах становятся программирование и индикативное планирование экономики, подкрепляемые бюджетными программами (Голландия, Испания, Норвегия, Франция, Швеция).
В 60-70-е гг. общая экономическая ситуация претерпевает существенные изменения. В результате проводившейся в 50-е гг. государственной политики стимулирования совокупного спроса начинают нарастать инфляционные явления. Политика меняется: несколько сокращается рост государственного потребления, рост расходной части государственного бюджета. Одновременно, хотя и недостаточно активно, используется кредитно-денежная политика, повышаются ставки ссудного процента.
На
рубеже 70-80-х гг. ситуация изменяется
вновь. Эти годы характеризуются
возникновением череды кризисов. Как
отмечалось, отличительной чертой циклических
кризисов 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. было их переплетение
со структурными кризисами (сырьевым,
энергетическим, продовольственным, экологическим).
Кроме того, для этих кризисов было
характерно сочетание падения
В
результате перед системой государственно-
В соответствии с пришедшей на смену неокейнсианству монетаристской концепцией основное внимание государство стало сосредотачивать на кредитно-денежном регулировании и использовании кредитно-денежной политики для амортизации циклических колебаний, устойчивого обеспечения экономического роста. Существенное отличие современной антикризисной политики заключается в ориентации ее на предложение, т.е. создание условий для эффективного производства, путем либерализации кредита, снижения налогов. Прежняя же политика преследовала задачу расширения спроса, опираясь на налогово-бюджетные рычаги.