Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа
Каждый человек, независимо от пола, возраста, профессии, жизненных пристрастий, ежедневно выступает в роли потребителя. Просто трудно представить, чтобы современные люди могли обойтись без приобретения различных товаров и использования определенных услуг. Еда, одежда, книги, фильмы, путешествия... — характер потребляемых благ сильно зависит от размера доходов, а само потребление стало неотъемлемой частью существования, формирующего образ жизни каждого человека.
Введение 3
1. Поведение потребителей как самостоятельная область знаний 4
1.1 Основные концепции потребительского поведения 4
2. Основы теории потребительского поведения 11
2.1 Понятие полезности 13
2.2 Кардиналистская и ординалистская концепции 14
2.3 Кривые безразличия и бюджетное ограничение 16
3. Экономическая динамика и ее циклы 22
3.1 Экономические теории циклов 24
3.2 Кризис. Понятие классификации и периодизации кризисов 27
3.4 Основные типы цикличности 29
3.5 Современные подходы к преодолению экономического кризиса 34
Заключение 36
Список использованной литературы 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Начало «большого» подъема Кондратьев связывал с массовым внедрением в производство новых технологий, с вовлечением новых стран в мировое хозяйство, с изменениями объемов добычи золота. При этом общая картина подъема описывалась следующим образом: внедрение технических нововведений идет параллельно с расширением инвестиционного процесса, который в свою очередь стимулирует производство и спрос, способствующие росту цен. В этот период безработица уменьшается, заработная плата и производительность труда растут. Эти процессы затрагивают всю экономику, изменяют стиль жизни людей. В начальный период дополнительные импульсы экономическому росту могут дать локальные войны. По мере развития циклического подъема войны становятся все более разрушительными. Многие крупные социальные потрясения приходятся на конец «большого» подъема, а также на нижнюю точку цикла.
Свидетельством
того, что экономика приближается
к верхней точке большого цикла,
являются начинающиеся на фоне изобилия
недостаток отдельных товаров, сдвиги
в структуре распределения
Существуют различные объяснения причин исчерпания энергии подъема. Одни видят их в заметном увеличении нормы потребления, другие — в изменении покупательной способности денег, третьи связывают достижение «пика» с жизненным циклом продуктов и отраслей, создание которых явилось следствием крупных нововведений прошлых лет.
За
каждым «большим» подъемом следует
довольно короткий период, когда экономика
как бы готовится к предстоящему
длительному спаду, но в то же время
сохраняется видимость
Подъем
первого большого цикла Кондратьев
связывал с промышленной революцией
в Англии, второго – с развитием
железнодорожного транспорта, третьего
— с внедрением электроэнергии,
телефона и радио, четвертого — с
автомобилестроением. Пятый цикл современные
исследователи связывают с
Чаще
всего выделяют следующие пять длинных
волн (рис. 8). Вместе с тем некоторые современные
исследователи выражают мнение, что волны
Кондратьева зародились в Китае на рубеже
первого и второго тысячелетий нашей эры,
переместившись затем по Великому шелковому
пути в Италию, и, набрав темпы в XV в., достигли
стадии зрелости с укреплением океанской
торговли, в которой господствовали Нидерланды,
Португалия и Испания. Американские исследователи
Дж. Модельски и У. Томпсон выделяют следующие
длинные волны в мировой цивилизации:
930-990-1060-1120-1190-1250-
Рис. 8. Современная периодизация длинных волн
Смягчение цикличности экономического развития – самая сложная из проблем, которые сегодня приходится решать любой стране. И все же к концу ХХ в. Многие страны научились хотя бы сглаживать пики колебаний экономической конъюнктуры и предотвращать экономические кризисы.
Для
решения этой задачи используется много
разнообразных экономических
При чрезмерно высоких темпах экономического роста, угрожающих взрывом инфляции, может проводиться политика «денежного сдерживания». Ее смысл состоит в сокращении предложения денег на рынке капиталов. Следствием такой политики становятся удорожание денежных средств и соответственно сужение возможностей для их выгодного вложения в расширение производства. Это замедляет экономический рост, и «перегретая» экономика постепенно «остывает». Такой политикой в последнее время, например, активно пользуется Китай, где темпы роста за год стали измеряться двухзначными цифрами и возникла угроза галопирующей инфляции.
Для сокращения предложения денег на рынке капиталов применяются многие способы. Например, государство может:
Наоборот, если экономика вошла в фазу спада и надо добиться быстрейшего возобновления экономического роста, государство может:
Такой дополнительный «денежный адреналин» может взбодрить экономику, и она начнет набирать темпы роста.
Универсальных
рецептов макроэкономической политики
не существует. Каждой стране приходится
самостоятельно находить наилучший
для ее экономики состав «лекарства
от кризисов», нередко методом проб
и ошибок. Именно этот процесс переживает
сейчас Россия.
Процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений составляет потребительское поведение. Потребительский выбор в условиях рыночной экономики всегда связан не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и с сопоставлением цен альтернативных вариантов выбора. Поведение потребителей тесно взаимосвязано с политическими социальными и экономическими процессами, происходящими в сране и в мире.
Экономический рост, как показатель мощи страны, является центральной задачей всех государств. И может быть связан с количеством основных факторов производства - труда, капитала и природных ресурсов. В современных условиях решающим фактором роста стал научно-технический прогресс.
Экономическая динамика, выражающаяся в росте объемов качества результатов производства, является объективной тенденцией развития. Реальный экономический рост имеет ряд ограничителей, в качестве которых выступают ограниченность и невоспроизводимость многих природных ресурсов; загрязнение окружающей среды, социальные последствия.
Формой
экономического роста признается цикличность,
т.е. периодическое повторение сходных
состояний экономической
Универсальных рецептов макроэкономической политики не существует. Каждой стране приходится самостоятельно находить наилучший для ее экономики состав «лекарства от кризисов», нередко методом проб и ошибок.
1. Экономика: Учебник / И.В. Липсиц. – М.: «Омега-Л», 2011
2. Экономическая теория: Учебник / Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховиков, В.В. Амосова. – М.: Эксмо, 2008.
3. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008.
4. Модель человека в экономической науке. Автономов В.С. - СПб.: Экономическая школа. 2008.
5. Поведение потребителей. Учебное пособие. Под ред. Алешина К.В. – М.: Фаир-Пресс, 2006.
6. Поведение потребителей. Блэкуэлл Д.У., Энджел Дж.Ф., Миниард П.У. – СПб.: Питер, 2007.
7. То, о чем не скажет потребитель, то, чего не знает ваш конкурент. Залтман Дж. Как мыслят потребители. – СПб.: Праймеврознак., 2006.
8. Экономика и психология. На перекрестке наук. Бункина М.К., Семенов В.А. – М., 2008.
9. Основы рыночной экономики: Производственно-практическое издание. – К.: РВО «Полиграфкнига», 2003.
10. «Структурные
изменения в экономике и
11. Агентство консультаций и деловой информации «Экономика» (www.akdi.ru).
12. Макроэкономическая статистика России (на сайте Экономической экспертной группы Министерства финансов РФ – www.eeg.ru).
13. Институт экономики переходного периода (www.iet.ru).
14. Электронные архивы журнала «Аудит и финансовый анализ» (www.cfin.ru).
15. Аналитика Финансовой Группы «Калита-финанс» (www.finansy.ru).
В
качестве иллюстрации
вышеизложенных теорий
поведения потребителей
и экономической динамики
приведем пример анализа
динамики изменения
потребительских цен
в стране, выяснив, насколько
в 2010 году цены на продукты
питания обогнали общий
индекс инфляции, на
какие продукты (и почему)
в минувшем году население
стало больше тратить
денег и чего ждать в
наступившем 2011 году.
Материал составлен на основе «Обзора индекса "Потребительская Корзина". Экономические итоги 2010 года»
(ФГ "Калита-финанс", http://www.finansy.ru):
«Согласно официальным данным Федеральной Службы Государственной Статистики, в 2010 году потребительская инфляция в стране составила 8,8%. Таким образом, уже два года подряд индекс потребительских цен держится на одинаковом уровне.
Между тем еще в начале июня 2010 годовые темпы прироста не превышали 6%, и в тот момент многие эксперты полагали, что по итогам года индекс потребительских цен удастся удержать в приделах 6,5-7%, но, как говорится, «человек полагает…».
В итоге на фоне аномальной жары и, как следствие, крупных потерь урожая сельскохозяйственных культур потребительские цены (в первую очередь на продукты питания) во втором полугодии резко начала расти.
И если по итогам года общий индекс цен вырос на 8,8%, то показатель продовольственной инфляции составил 12,9% (без учета плодоовощной продукции – 9,4%).
Но
еще более существенный рост стоимости
продемонстрировал
Так,
по итогам года стоимость минимального
продуктового набора в среднем по
стране выросла на 22,4%, достигнув
на конец декабря уровня 2625,7 рубля
(в расчете на месяц).
Таким
образом, разница между индексом
потребительских цен и
Если проанализировать динамику потребительской корзины в разрезе отдельных компонентов, то можно увидеть, что по итогам 2010 года наибольший «вклад» в рост индекса внесли крупы (+59% г/г), плодовоовощная продукция (+46% г/г) и масло (подсолнечное: +28%, сливочное: +23%).
Информация о работе Анализ поведения потребителей в условиях экономической динамики