Анализ поведения потребителей в условиях экономической динамики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Каждый человек, независимо от пола, возраста, профессии, жизненных пристрастий, ежедневно выступает в роли потребителя. Просто трудно представить, чтобы современные люди могли обойтись без приобретения различных товаров и использования определенных услуг. Еда, одежда, книги, фильмы, путешествия... — характер потребляемых благ сильно зависит от размера доходов, а само потребление стало неотъемлемой частью существования, формирующего образ жизни каждого человека.

Содержание

Введение 3

1. Поведение потребителей как самостоятельная область знаний 4

1.1 Основные концепции потребительского поведения 4


2. Основы теории потребительского поведения 11

2.1 Понятие полезности 13

2.2 Кардиналистская и ординалистская концепции 14

2.3 Кривые безразличия и бюджетное ограничение 16


3. Экономическая динамика и ее циклы 22

3.1 Экономические теории циклов 24

3.2 Кризис. Понятие классификации и периодизации кризисов 27

3.4 Основные типы цикличности 29

3.5 Современные подходы к преодолению экономического кризиса 34


Заключение 36


Список использованной литературы 37


ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Работа содержит 1 файл

Анализ поведения потребителей в условиях экономической динамики.docx

— 346.11 Кб (Скачать)

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Социально-экономический  факультет

Кафедра экономики и управления 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  дисциплине «Экономическая теория» 

Тема:

Анализ  поведения потребителя  в условиях экономической  динамики 
 
 
 

Комиссия: 

  1. _____________________
  2. _____________________
 
 

              Выполнила студентка 

              группы  ЭССзФ-10

                 ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ 
             

ПЛАН: 

Введение 3

1. Поведение потребителей  как самостоятельная  область знаний 4

1.1 Основные концепции потребительского  поведения 4

 
2. Основы теории  потребительского  поведения 11

2.1 Понятие полезности 13

2.2 Кардиналистская и ординалистская  концепции 14

2.3 Кривые безразличия и бюджетное  ограничение 16

 
3. Экономическая динамика  и ее циклы 22

3.1 Экономические теории циклов 24

3.2 Кризис. Понятие классификации и  периодизации кризисов 27

3.4 Основные типы цикличности 29

3.5 Современные подходы к преодолению  экономического кризиса 34

 
Заключение 36

 
Список  использованной литературы 37

 
ПРИЛОЖЕНИЕ 38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Каждый  человек, независимо от пола, возраста, профессии, жизненных пристрастий, ежедневно выступает в роли потребителя. Просто трудно представить, чтобы современные люди могли обойтись без приобретения различных товаров и использования определенных услуг. Еда, одежда, книги, фильмы, путешествия... — характер потребляемых благ сильно зависит от размера доходов, а само потребление стало неотъемлемой частью существования, формирующего образ жизни каждого человека. Хождение за покупками стало любимым способом времяпрепровождения для огромного количества людей.

     Современное общество по праву стало считаться  обществом потребления: в условиях рынка экономический рост во многом обеспечивается именно за счет потребительских  расходов, что особенно характерно для развитых стран. Компании-производители  в стремлении преуспеть в конкурентной борьбе предлагают потребителям самые  разнообразные товары и услуги, не только выявляя существующие потребности, но и целенаправленно формируя новые  и новые.

     Но  поскольку и производитель товаров  и услуг, и их потребитель являются неотъемлемыми участниками макроэкономических процессов, то рассматривать и анализировать  их взаимдействие необходимо в тесной связи с современными условиями  экономической динамики.

 

1. Поведение потребителей как самостоятельная область знаний

     Поведение потребителя — достаточно молодая  научная дисциплина, сформировавшаяся во второй половине XX века, однако первые идеи, связанные с поведением людей  в экономической сфере, в том  числе в качестве потребителей, появились  значительно раньше в рамках экономической  теории.

     Экономическая теория, как и другие дисциплины, относящиеся к общественным наукам: психология, социология — имеет  своим предметом человеческое поведение. Действительно, функционирование экономики, в конечном счете, обусловлено поведением отдельных людей, принимающих решения  о покупке, продаже, производстве, инвестировании, сбережении. К человеческому поведению  экономическая теория применяет  свой уникальный, отличный от других дисциплин  подход, интегрирующий все многообразие форм поведения в его особый вид  — экономическое поведение. Исследования экономического поведения призваны выяснить, каким образом люди используют свои ограниченные ресурсы для производства, распределения и обмена товаров  и услуг в целях потребления.

     1.1 Основные концепции  потребительского  поведения

     С развитием экономической науки  формировались различные концепции, связанные с пониманием экономического поведения, его основных черт. Научный  подход к описанию и предсказанию этого поведения требует от экономической  теории его обобщения, типизации. На практике это проявляется в использовании  определенной поведенческой гипотезы, предполагающей упрощенное представление  о человеческой природе. Первой моделью  поведения в экономической теории стал «экономический человек» (homo economicus), в основу которого были положены идеи классика политэкономии — А. Смита. Человек в его труде «Богатство народов» — это автономный индивид, движимый двумя природными мотивами, — своекорыстным интересом и склонностью к обмену. Основные характеристики экономического человека были дополнены Д. Рикардо и окончательно оформлены представителями маржинализма. Итак, согласно концепции «homo economicus»:

     Человек независим - это атомизированный индивид, принимающий самостоятельные решения, исходя из своих личных предпочтений.

     Человек эгоистичен - он в первую очередь заботится о своем интересе и стремится к максимизации собственной выгоды.

     Человек рационален - он последовательно стремится к поставленной цели и рассчитывает сравнительные издержки того или иного выбора средств ее достижения.

     Человек информирован - он не только хорошо знает собственные потребности, но и обладает достаточной информацией о средствах их удовлетворения.

     Современная экономическая теория предлагает неоклассическую  модель экономического поведения, более  сложную и развернутую, но также  основанную на принципе рационального  поведения. Понятие рациональности является настолько сложным для  научного анализа, насколько простым  оно кажется с точки зрения обыденного сознания. Рациональность с точки зрения потребителя может  быть определена следующим образом: субъект никогда не приобретет товар X, если в то же самое время доступен альтернативный товар Y, который, с его  точки зрения, предпочтительнее X. Главные  характеристики рациональности — ее индивидуальный характер, ограниченность и субъективность.

     Следующая особенность поведения человека в неоклассической модели — индивидуализм. Индивид всегда преследует свою собственную, а не чью-то выгоду, свои собственные, а не навязанные ему извне цели. Оптимизация означает, что, сталкиваясь  с ограниченностью ресурсов, индивид  способен правильно их отбирать и  ранжировать с целью максимального удовлетворения своих потребностей. Устойчивость предпочтений: считается, что у каждого индивида есть устойчивые критерии, что он не меняет их каждый раз при выходе на рынок. Устойчивость предпочтений означает, что большинство сделок на рынке — сделки повторяющиеся.

     Конкурентное  поведение. В условиях ограниченности ресурсов начинается борьба за них — конкуренция. Предполагается, что формы конкуренции мирные, что поддерживается государством. Конкурентное поведение на рынке идентично для индивидов и для фирм, к конкуренции склонны и производители, и потребители.

     Два измерения товара. Товар, по мнению неоклассиков, имеет только два измерения — цену и количество. Это означает, что экономическое поведение, принятие решений индивидами о покупке, продаже, и пр., обусловлены только ценовыми факторами. То есть на процесс выбора никак не влияют качество товаров, их престижность, хорошая или плохая репутация.

     Гипотеза  полной информации означает, что индивид все время сталкивается с привычными ситуациями выбора, по отношению к которым его предпочтения хорошо разработаны. В условиях полной информации рыночное взаимодействие происходит автоматически. При этом отсутствуют затраты времени и ресурсов на сбор информации и заключение сделки.

     В современной экономической литературе для обозначения такого «усовершенствованного» неоклассического экономического человека используют аббревиатуру REMM (с англ.), что означает «изобретательный, оценивающий, максимизирующий выгоду» человек.

     Следуя  неоклассикам, можно представить  человека как совершенное существо, полностью владеющее собой и  своими собственными поступками, т.е. определяющее последние единственным критерием  — собственной функцией полезности. Он оставляет в стороне предпочтения других субъектов, которые в позитивном или негативном плане могут отразиться на его решениях, а также внешние и внутренние препятствия. Таким образом, ценность неоклассической теории, предсказывающей выбор экономического субъекта, будет высока тогда, когда окружающая ситуация остается стабильной, а потенциалы, заложенные в ней, являются доступными для восприятия и переработки человеческими возможностями.

     То, что классический подход к экономическому поведению далек от жизненных  реалий, послужило толчком к развитию альтернативных концепций, в том  числе в русле институциональной  экономической теории. Было отмечено, что на поведение влияют социальные, культурные, религиозные, психологические  факторы. В процессе принятия решений  человек не свободен от обычаев, традиций, социальных стереотипов.

     Неоинституционалистами  была поставлена под вопрос возможность  отвлечения от системы предпочтений, которая формируется внутри человека. Это система ценностей, целевых  установок, стереотипов поведения  и привычек индивидов, психологического и религиозного типов. Институционалисты  определяют скорее характер ситуации, в которой осуществляется процесс  выбора, а не рассматривают полученный результат в рамках взаимодействия многих людей. Поэтому такой подход предполагает подключение исторического  аспекта, который просматривает  эволюцию человека, привязанного к  конкретной культуре, нации, коллективу и существующему в определенное время.

     Концепция ограниченной рациональности, предложенная Г. Саймоном, заменяет принцип максимизации принципом удовлетворенности, так  как внимание и интеллект человека не являются неограниченными ресурсами. Применительно к поведению потребителя, чем важнее предстоящая покупка, тем индивид дольше будет накапливать  информацию и тщательнее отбирать оптимальные  варианты. Далее, люди предпочитают использовать модели поведения, которые применительно  к данной операции уже использовались ими или их знакомыми и дали положительные результаты.

     Описанные концепции могут применяться  к различным видам экономического поведения. Что касается подходов, возникших  в русле экономической теории и связанных непосредственно  с поведением потребителей, они заслуживают  отдельного рассмотрения.

     К одним из первых теоретических обоснований  потребительского поведения можно  отнести концепции М. Фридмена (теория «постоянного дохода») и Ф. Модильяни (теория «жизненного цикла»), основанные, прежде всего, на экономических факторах потребления.

     Сторонник теории рациональных ожиданий М. Фридмен  в работе о функции потребления  исходит из следующих предпосылок:

     - потребительская корзина индивида или семьи зависит не от текущего, а от среднегодового дохода, люди предпочитают равномерную траекторию потребления.

Информация о работе Анализ поведения потребителей в условиях экономической динамики