Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа
Каждый человек, независимо от пола, возраста, профессии, жизненных пристрастий, ежедневно выступает в роли потребителя. Просто трудно представить, чтобы современные люди могли обойтись без приобретения различных товаров и использования определенных услуг. Еда, одежда, книги, фильмы, путешествия... — характер потребляемых благ сильно зависит от размера доходов, а само потребление стало неотъемлемой частью существования, формирующего образ жизни каждого человека.
Введение 3
1. Поведение потребителей как самостоятельная область знаний 4
1.1 Основные концепции потребительского поведения 4
2. Основы теории потребительского поведения 11
2.1 Понятие полезности 13
2.2 Кардиналистская и ординалистская концепции 14
2.3 Кривые безразличия и бюджетное ограничение 16
3. Экономическая динамика и ее циклы 22
3.1 Экономические теории циклов 24
3.2 Кризис. Понятие классификации и периодизации кризисов 27
3.4 Основные типы цикличности 29
3.5 Современные подходы к преодолению экономического кризиса 34
Заключение 36
Список использованной литературы 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Социально-экономический факультет
Кафедра
экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
По
дисциплине «Экономическая
теория»
Тема:
Анализ
поведения потребителя
в условиях экономической
динамики
Комиссия:
Выполнила студентка
группы ЭССзФ-10
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ПЛАН:
Введение 3
1. Поведение потребителей как самостоятельная область знаний 4
1.1
Основные концепции
2.
Основы теории
потребительского
поведения 11
2.1 Понятие полезности 13
2.2
Кардиналистская и
2.3
Кривые безразличия и
3.
Экономическая динамика
и ее циклы 22
3.1 Экономические теории циклов 24
3.2 Кризис. Понятие классификации и периодизации кризисов 27
3.4 Основные типы цикличности 29
3.5
Современные подходы к
Заключение 36
Список
использованной литературы 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Каждый человек, независимо от пола, возраста, профессии, жизненных пристрастий, ежедневно выступает в роли потребителя. Просто трудно представить, чтобы современные люди могли обойтись без приобретения различных товаров и использования определенных услуг. Еда, одежда, книги, фильмы, путешествия... — характер потребляемых благ сильно зависит от размера доходов, а само потребление стало неотъемлемой частью существования, формирующего образ жизни каждого человека. Хождение за покупками стало любимым способом времяпрепровождения для огромного количества людей.
Современное общество по праву стало считаться обществом потребления: в условиях рынка экономический рост во многом обеспечивается именно за счет потребительских расходов, что особенно характерно для развитых стран. Компании-производители в стремлении преуспеть в конкурентной борьбе предлагают потребителям самые разнообразные товары и услуги, не только выявляя существующие потребности, но и целенаправленно формируя новые и новые.
Но
поскольку и производитель
Поведение потребителя — достаточно молодая научная дисциплина, сформировавшаяся во второй половине XX века, однако первые идеи, связанные с поведением людей в экономической сфере, в том числе в качестве потребителей, появились значительно раньше в рамках экономической теории.
Экономическая теория, как и другие дисциплины, относящиеся к общественным наукам: психология, социология — имеет своим предметом человеческое поведение. Действительно, функционирование экономики, в конечном счете, обусловлено поведением отдельных людей, принимающих решения о покупке, продаже, производстве, инвестировании, сбережении. К человеческому поведению экономическая теория применяет свой уникальный, отличный от других дисциплин подход, интегрирующий все многообразие форм поведения в его особый вид — экономическое поведение. Исследования экономического поведения призваны выяснить, каким образом люди используют свои ограниченные ресурсы для производства, распределения и обмена товаров и услуг в целях потребления.
С
развитием экономической науки
формировались различные
Человек независим - это атомизированный индивид, принимающий самостоятельные решения, исходя из своих личных предпочтений.
Человек эгоистичен - он в первую очередь заботится о своем интересе и стремится к максимизации собственной выгоды.
Человек рационален - он последовательно стремится к поставленной цели и рассчитывает сравнительные издержки того или иного выбора средств ее достижения.
Человек информирован - он не только хорошо знает собственные потребности, но и обладает достаточной информацией о средствах их удовлетворения.
Современная экономическая теория предлагает неоклассическую модель экономического поведения, более сложную и развернутую, но также основанную на принципе рационального поведения. Понятие рациональности является настолько сложным для научного анализа, насколько простым оно кажется с точки зрения обыденного сознания. Рациональность с точки зрения потребителя может быть определена следующим образом: субъект никогда не приобретет товар X, если в то же самое время доступен альтернативный товар Y, который, с его точки зрения, предпочтительнее X. Главные характеристики рациональности — ее индивидуальный характер, ограниченность и субъективность.
Следующая
особенность поведения человека
в неоклассической модели — индивидуализм.
Индивид всегда преследует свою собственную,
а не чью-то выгоду, свои собственные,
а не навязанные ему извне цели.
Оптимизация означает, что, сталкиваясь
с ограниченностью ресурсов, индивид
способен правильно их отбирать и
ранжировать с целью
Конкурентное поведение. В условиях ограниченности ресурсов начинается борьба за них — конкуренция. Предполагается, что формы конкуренции мирные, что поддерживается государством. Конкурентное поведение на рынке идентично для индивидов и для фирм, к конкуренции склонны и производители, и потребители.
Два измерения товара. Товар, по мнению неоклассиков, имеет только два измерения — цену и количество. Это означает, что экономическое поведение, принятие решений индивидами о покупке, продаже, и пр., обусловлены только ценовыми факторами. То есть на процесс выбора никак не влияют качество товаров, их престижность, хорошая или плохая репутация.
Гипотеза полной информации означает, что индивид все время сталкивается с привычными ситуациями выбора, по отношению к которым его предпочтения хорошо разработаны. В условиях полной информации рыночное взаимодействие происходит автоматически. При этом отсутствуют затраты времени и ресурсов на сбор информации и заключение сделки.
В
современной экономической
Следуя
неоклассикам, можно представить
человека как совершенное существо,
полностью владеющее собой и
своими собственными поступками, т.е. определяющее
последние единственным критерием
— собственной функцией полезности.
Он оставляет в стороне
То,
что классический подход к экономическому
поведению далек от жизненных
реалий, послужило толчком к развитию
альтернативных концепций, в том
числе в русле
Неоинституционалистами была поставлена под вопрос возможность отвлечения от системы предпочтений, которая формируется внутри человека. Это система ценностей, целевых установок, стереотипов поведения и привычек индивидов, психологического и религиозного типов. Институционалисты определяют скорее характер ситуации, в которой осуществляется процесс выбора, а не рассматривают полученный результат в рамках взаимодействия многих людей. Поэтому такой подход предполагает подключение исторического аспекта, который просматривает эволюцию человека, привязанного к конкретной культуре, нации, коллективу и существующему в определенное время.
Концепция
ограниченной рациональности, предложенная
Г. Саймоном, заменяет принцип максимизации
принципом удовлетворенности, так
как внимание и интеллект человека
не являются неограниченными ресурсами.
Применительно к поведению
Описанные
концепции могут применяться
к различным видам
К одним из первых теоретических обоснований потребительского поведения можно отнести концепции М. Фридмена (теория «постоянного дохода») и Ф. Модильяни (теория «жизненного цикла»), основанные, прежде всего, на экономических факторах потребления.
Сторонник теории рациональных ожиданий М. Фридмен в работе о функции потребления исходит из следующих предпосылок:
- потребительская корзина индивида или семьи зависит не от текущего, а от среднегодового дохода, люди предпочитают равномерную траекторию потребления.
Информация о работе Анализ поведения потребителей в условиях экономической динамики