Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа
Каждый человек, независимо от пола, возраста, профессии, жизненных пристрастий, ежедневно выступает в роли потребителя. Просто трудно представить, чтобы современные люди могли обойтись без приобретения различных товаров и использования определенных услуг. Еда, одежда, книги, фильмы, путешествия... — характер потребляемых благ сильно зависит от размера доходов, а само потребление стало неотъемлемой частью существования, формирующего образ жизни каждого человека.
Введение 3
1. Поведение потребителей как самостоятельная область знаний 4
1.1 Основные концепции потребительского поведения 4
2. Основы теории потребительского поведения 11
2.1 Понятие полезности 13
2.2 Кардиналистская и ординалистская концепции 14
2.3 Кривые безразличия и бюджетное ограничение 16
3. Экономическая динамика и ее циклы 22
3.1 Экономические теории циклов 24
3.2 Кризис. Понятие классификации и периодизации кризисов 27
3.4 Основные типы цикличности 29
3.5 Современные подходы к преодолению экономического кризиса 34
Заключение 36
Список использованной литературы 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
- экономическое поведение потребителя ориентировано не на сегодняшние выплаты, а на постоянный ожидаемый доход.
Разницу между Y (доход) и С (потребление) составляют S (сбережения). Индивиды и семьи используют рынок капитала для защиты от колебаний дохода.
Потребление соответствует доходу, принятому в качестве постоянного, среднего от текущих и ожидаемых выплат. В случае, когда текущий доход превышает постоянный, домашние хозяйства стремятся превратить излишки в сбережения.
Ф. Модильяни вводит понятие трех фаз жизненного цикла, исходя из неизбежных изменений в динамике дохода. У молодых людей, студентов доходы невелики, но они ожидают их увеличения в будущем и могут брать деньги в долг, чтобы обеспечить свое потребление. В зрелом возрасте доходы возрастают, достигают максимальных величин, что позволяет расплатиться с долгами и накопить денег к старости.
В
целом, большинство исследований потребительского
спроса исходят из того, что функции
предпочтения индивидов являются независимыми,
исключая тем самым межличностные
мотивации и процессы сравнения,
неизбежно происходящие в общественной
и экономической жизни. Но потребительский
спрос не может быть понят исключительно
как отношение между индивидами
и товарами, так как социальная,
межличностная составляющая потребления
порой является решающей. Важность
социального сравнения в
Так, в «Теории праздного класса» Т. Веблена представлена концепция демонстративного потребления. Веблен считал, что индивиды становятся субъектами «завистливых различий», которые формируют «общепринятую основу уважения и самоуважения», побуждающую к демонстративному потреблению, т.е. общественно взаимосвязанному потреблению, приносящему индивиду статус, общественное положение. Расходы становятся неотъемлемым элементом обоснования социальной позиции, и внутренние свойства товара менее важны, чем социальное значение.
Следуя
традиции Веблена, гарвардский экономист
Дж. Дансенберри доказал в своей
книге, опубликованной в 1949 г., что индивидуальная
полезность на данном уровне потребления
зависит не только от абсолютного
уровня трат, но также и от того, каковы
эти расходы по сравнению с
таковыми у других. Это была обработка
подхода «относительного
В
настоящее время появляется все
больше как теоретических, так и
эмпирических исследований социально-психологических,
кросс-культурных аспектов потребительского
поведения. Таким образом, на примере
потребительского поведения находит
свое отражение тот факт, что экономическое
поведение определяется как чисто
экономическими (цена, доход), так и
социальными, культурными, психологическими
факторами (принадлежность определенному
социальному слою, демографические
характеристики, престижность товара,
его общественная значимость, привычные
действия и др.).
Таблица 1. Основные концепции потребительского поведения
Автор концепции | Основные идеи |
М.
Фридмен
(концепция «постоянного дохода») |
Потребительская корзина индивида или семьи зависит не от текущего, а от среднегодового дохода, люди предпочитают равномерную траекторию потребления. Экономическое поведение потребителя ориентировано не на сегодняшние выплаты, а на постоянный ожидаемый доход. Индивиды и семьи используют рынок капитала для защиты от колебаний дохода |
Ф.
Модильяни
(теория «жизненного цикла») |
У молодых людей, студентов доходы невелики, но они ожидают их увеличения в будущем и могут брать деньги в долг, чтобы обеспечить свое потребление. В зрелом возрасте доходы возрастают, достигают максимальных величин, что позволяет расплатиться с долгами и накопить денег к старости. |
Т.
Веблен
(демонстративное потребление) |
Веблен считал, что индивиды становятся субъектами «завистливых различий», которые формируют «общепринятую основу уважения и самоуважения», побуждающую к демонстративному потреблению, т.е. общественно взаимосвязанному потреблению, приносящему индивиду статус, общественное положение. Расходы становятся неотъемлемым элементом обоснования социальной позиции, и внутренние свойства товара менее важны, чем социальное значение. |
Дж. Дансенберри (концепция «относительного дохода») |
Индивидуальная полезность на определенном уровне потребления зависит не только от абсолютного уровня трат, но также и от того, каковы эти расходы по сравнению с таковыми у других. Это была обработка подхода, известного в общепринятой речи как процесс «держаться наравне с Джонсонами». В формулировке автора, домохозяйства представляют через демонстративный эффект образцы потребления в своих рефрентных группах, а потом копируют эти образцы. |
В
настоящее время поведение
Потребление — это приобретение и использование продуктов, услуг, идей. Традиционно оно рассматривалось как способ удовлетворения базисных человеческих потребностей посредством разового или длительного потребления — уничтожения товаров. Однако изучение потребления в развитых странах современного Запада привело ряд исследователей к выводу, что потребление становится для широких масс населения прежде всего производством символов, на что указывает, например, Бодрияр. Человек покупает модную одежду, чтобы все видели его современность, и избегает экстравагантной, чтобы не прослыть чудаком и т.д. Иначе говоря, человек, потребляя, стремится сообщить окружающим какую-то информацию о себе, таким способом он пишет своеобразный текст.
В науках об обществе конца XX - начала XXI в.в. потребление рассматривается как социальный и культурный процесс, включающий культурные знаки и символы, а не просто экономический, утилитарный процесс. Как в различных странах мирового хозяйства достаточно много групп людей, чье потребление предопределяется в основном их экономическим положением, а не социальной и культурной практикой, связываемой с идеологией современного потребительства. Однако и они, даже если не в состоянии покупать товары, виденные в фильмах, в прессе, могут стремиться к их приобретению. Таким образом, потребление обусловлено не только, а часто и не столько базовыми потребностями, сколько символическим смыслом, который культура общества вкладывает в вещи.
Правда, не стоит от одной крайности (потребления только предметов) переходить, как это часто делается, к другой (пониманию потребления как исключительно производства символов). Люди потребляют и для того, чтобы просто выжить (даже самые богатые испытывают чувство голода и холода), и для того, чтобы общаться друг с другом через производимые в процессе потребления символы. Сказать, что автомобиль — это только средство передвижения, значит так же далеко отойти от реальности, как и утверждая, что это только предмет роскоши. Самый элементарный предмет потребления, удовлетворяющий базовую потребность, символичен, а самая символическая вещь несет печать утилитарности. Автомобиль не только облегчает жизнь человека, но является символом, с помощью которого окружающим вольно или невольно передается информация о владельце: его экономическом положении, вкусах, часто претензиях, а то и комплексах. Потребление — это процесс, включающий в себя целый ряд частных процессов: выбор товара или услуги, покупка, использование, поддержание вещи в порядке, ремонт и распоряжение.
Каждый потребитель решает для себя три вопроса:
1) что купить?
2) сколько стоит?
3) хватит ли денег на покупку?
Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность блага для потребителя. Чтобы ответить на второй — исследовать цену. Чтобы решить третий — определить доход потребителя.
Эти три проблемы — полезность, цена, доход — составляют содержание теории потребления. Все они взаимосвязаны.
В
современной науке под
Итак,
функция полезности — это функция,
показывающая убывание полезности блага
с ростом его количества:
U=F(Qi)
где U — полезность блага, в ютилях;
Qi,
— последовательные количества
блага.
Представим также график этой функции (рис.1).
а)
б)
Рис. 1 Графики:
а) общей б) предельной полезности
Следовательно, чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. А это значит, что цена блага определяется не обшей, а предельной его полезностью для потребителя.
В
современной науке под
MU=∆U /∆QÞ MU=dU /dQ
где
MU – предельная полезность.
Таким образом, предельная полезность равна производной от функции полезности по количеству блага.
Поведение потребителя объясняется двумя концепциями – кардиналистской (абсолютной) и ординалистской (относительной).
Чтобы
объяснить поведение
Перераспределяя свой доход, потребитель старается уравнять свои средневзвешенные предельные полезности. При этом он достигает положения равновесия (максимума благосостояния). В этом заключается смысл второго закона Госсена, который гласит: максимум полезности от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства предельных полезностей всех потребленных благ.
Экономисты
говорят, что потребитель находится
в состоянии равновесия при условии
MU1/P1=MU2/P2=…MUn/Pn=l
где l
- предельная полезность денег.
Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:
MU1=P1l
Это
означает, что предельная полезность
блага равняется предельным затратам
потребителя. Таким образом, разумный
потребительский выбор не только
предполагает сопоставление дополнительных
выгод (MB) и дополнительных затрат (МС),
но и равенство между ними: MB =
МС.
Начиная с 80-х годов 19 века начинаются попытки замены абсолютной шкалы на порядковую. Наибольший вклад в разработку ординалистской полезности внесли Ф.Эджуорт, В.Парето, Е.Слуцкий, Р.Аллен и Дж.Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной, а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага. При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ.
Информация о работе Анализ поведения потребителей в условиях экономической динамики