Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотрение амортизационной политики на предприятии, а именно ее развитие и влияние на показатели эффективности и финансовые результаты деятельности предприятия.
Актуальность выбора темы связана с видением проблем амортизационной политики в современных условиях ввиду необходимости контроля методов амортизации, специальных коэффициентов к основной норме амортизации, ужесточения требований органов, регулирующих амортизационную политику на предприятиях.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования амортизационной политики
Понятие и сущность амортизационной политики
Амортизационная политика как составная часть политики государства
Значение и задачи выбора амортизационной политики
ГЛАВА 2 АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1. На опыте зарубежных стран
2.2. Амортизация, как инструмент социально-экономической политики РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Последнего экономического фактора, в широком смысле, российской экономике явно недостает. Иначе бы пресловутый Стабилизационный фонд не вырос до размеров, сопоставимых с доходами федерального бюджета. В настоящее время он составляет около 60% бюджета или 2,5 трлн. рублей, но на развитие отечественной промышленности не было инвестировано ни рубля. Реального роста основных фондов в промышленности России много лет не наблюдается, российские деньги на Россию не работают.
Интересно также мнение Международного валютного фонда (МВФ) об экономике России. По данным информагенства Рейтер от 7 ноября 2006 года, МВФ в своем аналитическом докладе вновь упомянул об инфляционных рисках, заметив при этом, что российский бюджет без учета нефтяных доходов испытывает дефицит. При этом экономисты МВФ прогнозируют высокий рост иностранных инвестиций в российскую экономику. Прежде всего, в нефтегазовый сектор, который в основном интересует иностранных инвесторов. Комментарии здесь не требуются. Такие инвестиции позволят лишить российский бизнес главного источника финансовой поддержки национальной экономики. Источника, по сути, единственно реального и пока относительно независимого.
В этой связи
представляется логичным, что Президент
России вновь и вновь призывает
«к осуществлению конкретных шагов
по изменению экономики, приданию ей
инновационного характера», рассчитывая
при этом на рост предпринимательской
инициативы. Поэтому, сегодня в очередной
раз актуальны вопросы
Такая экономическая
политика действительно может
2. Влияние
амортизационных отчислений на
финансово-экономическую
Прежде
чем ответить на поставленный выше
вопрос, предлагаем сначала ознакомиться
с данными официальной
ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Табл. 2.1.
Наименование показателя |
Добыча полезных ископаемых |
Обрабатывающие производства |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
Всего | |||
Наличие основных фондов (на начало года; по полной учетной стоимости), млрд. руб. |
2004 |
2005 |
2004 |
2005 |
2004 |
2005 |
2005 |
2315,0
|
2618,0 |
2885,0 |
3218,0 |
2917,0 |
3089,0 |
9925,0 | |
Степень износа основных фондов на начало года, процентов |
55,4 |
54,8 |
47,9 |
47,8 |
55,5 |
55,6 |
52,7 |
Наличие основных фондов (на начало года; по остаточной стоимости), млрд. руб. |
1032,5 |
1183,3 |
1503.1 |
1679.8 |
1327.2 |
1371,5 |
4221.1 |
Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов в процентах от наличия основных фондов на конец года, в сопоставимых ценах) |
2,4 |
2,3 |
2,3 |
2,6 |
0,6 |
0,6 |
1,8 |
Стоимость основных фондов введенных в действие в млрд. рублей, исходя из величины коэффициента обновления |
55,6 |
60.2 |
66,3 |
83,7 |
17,5 |
18.5 |
160,6 |
Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов в процентах от наличия основных фондов на начало года, в сопоставимых ценах) |
1,0 |
1,0 |
1,2 |
1,2 |
0,6 |
0.6 |
0,9 |
Стоимость основных фондов выбывших из эксплуатации в млрд. рублей, исходя из величины коэффициента ликвидации |
23,1 |
26,1 |
34,7 |
38,6 |
17,5 |
18,5 |
80,3 |
Как следует из данных таблицы, изношенность основных фондов в целом превышает 52 процента. При этом коэффициент обновления превышает коэффициент выбытия (1,8% против 0,9%). Но это превышение незначительно, тем паче, что цены выбывших основных фондов в расчете на сопоставимую единицу измерения таких фондов значительно ниже, чем у вновь вводимых. Это значит, что наше производство в основном физически изношено, морально устарело и фактически не обновляется. Следовательно, на нем невозможно производить конкурентоспособную продукцию не по количеству, не по качеству.
Табл. 2.2. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ
2006 |
2007 |
2008 | |
ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ |
54691 |
64260 |
71806 |
из нее: |
|||
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
45325 |
52704 |
58139 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
441 |
295 |
369 |
ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА |
120340 |
140038 |
169516 |
из них: |
|||
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
5288 |
5683 |
7253 |
текстильное и швейное производство |
400 |
371 |
332 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
19 |
9 |
9 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
2477 |
2344 |
2949 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
12389 |
14961 |
16869 |
производство кокса и нефтепродуктов |
20331 |
24438 |
26726 |
химическое производство |
39145 |
47146 |
63474 |
производство резиновых и |
415 |
455 |
169 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
4008 |
5161 |
6374 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
14828 |
14778 |
15700 |
производство машин и |
4662 |
6247 |
8352 |
производство |
2647 |
3048 |
4099 |
производство транспортных средств и оборудования |
5157 |
5713 |
7562 |
прочие производства |
300 |
331 |
218 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
62023 |
66407 |
71545 |
Почему же, несмотря на постоянные призывы обновлять и модернизировать основные фонды на базе высоких технологий, отечественный бизнес, даже имея достаточные финансовые возможности, не спешит расставаться с неэффективным, а порой вовсе недействующим оборудованием, механизмами, транспортом. Причин несколько. Рассмотрим некоторые из них.
Причина 1-я – налоговая.
Если рассчитать срок службы оборудования, исходя из величины коэффициента обновления, то срок его эксплуатации составит 56 лет. В действительности в лучшем случае около 35 лет (в США 15 лет). Норма амортизации при этом составит 2,9% . Умножив эту норму на величину учетной стоимости оборудования, мы получим сумму амортизационных отчислений, которые будут отнесены на издержки производства. Она равна 287,8 млрд. рублей в год (2,9% х 9925,0 млрд. рублей). Соответственно, налогооблагаемая база по платежам налога на прибыль будет уменьшена за счет амортизационных отчислений на соответствующую сумму. В нашем случае бюджет получит налога на прибыль меньше на 69,1 млрд. рублей (287,8 х 24%).
Но есть и другая сторона медали – налог на имущество. Может быть, он компенсирует бюджетные потери от амортизации. Рассмотрим эту сторону вопроса. В нашем случае сумма платежа в бюджет составит 92,9 млрд. рублей (2,2%х4221.1). Уже при средней норме амортизационных отчислений 3,9%, а реально она выше, платежи в бюджет, исчисляемые от стоимости имущества, «компенсируются» их уменьшением за счет отнесения на затраты реализованной продукции амортизационных отчислений от стоимости того же имущества.
Приведенные примерные расчеты наглядно показывают, что:
а) ввод новых основных фондов увеличивает платежи в бюджет, налоговую нагрузку на предприятие;
б) расставаться
с бездействующим оборудованием
невыгодно, так как его наличие
позволяет значительно
Нам сразу могут возразить, что для того и существует амортизация, чтобы накопить денег на обновление оборудование, что государство сознательно идет на уменьшение налоговых поступлений. Но приводит ли это к ожидаемому результату – росту производства? Для этого рассмотрим следующую причину.
Причина 2-я – учетная.
В середине августа 2006 года Президента России посетил председатель РАО ЕЭС с программой реформирования этого ведомства. Из короткого телесюжета страна смогла узнать, что для того, чтобы передать в частные руки электростанции и оставить в госсобственности линии электропередач с иногда горящими трансформаторами, необходимо выделить РАО ЕЭС 3,0 трлн. рублей. Естественно, из государственного кармана - из бюджетаили Стабилизационного фонда. Эта «мелочь» (3,0 трлн. рублей) составляет 12,5 % планируемого на 2006 год ВВП (24,0 трлн. рублей), в то время как сам бюджет по расходам составляет 20,4% ВВП. Правильно поделив «вершки» и «корешки», г-н Чубайс объяснил, что запрашиваемая из бюджета сумма - это расходы которые обязано нести государство по амортизации и реновации линии электропередач и трансформаторных подстанций. Услышав это, дотошные журналисты открыли учебники по экономике и заглянули на сайт Российского комитета по статистике. Компетентные источники поведали им, что все годы своего существования наш энергетический «колосс», в полном соответствии со школьным курсом основ экономики, относил амортизационные отчисления на свои затраты и уменьшал налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Делалось это, как раз с целью накопления средств, для обновления и модернизации того, на что просит денег Председатель РАО ЕЭС, т.е. основных фондов.
Так, где
же деньги? «Чубайс виноват?!” Нет.
Ни в коем случае. Дело в том, что
в действительности фонд амортизации
не играет существенной роли в техническом
перевооружении и модернизации фирм.
Так как этот фонд чисто учетный,
«бумажный». Наличие его не означает
действительного наличия
Следующий «оправдательный» фактор, отчасти объясняющий выше изложенный факт, таков. Как известно, расчет отчислений в амортизационный фонд осуществляются от первоначальной стоимости основных средств, имеющихся у фирмы на дату составления отчетного баланса. Эта стоимость была определена на основании рыночных отношений купли-продажи. Размер же самих амортизационных отчислений, срок и методология амортизации, везде устанавливаются государством. При этом методы расчета применяются различные, но все они:
а) исходя из теоретических положений, в основе расчетов имеют концепцию переноса части стоимости основных средств, приобретенных ранее, на стоимость (цену) выпускаемой и реализуемой предприятием продукции;
б) имеют
единую цель соблюсти интересы государства
в части обеспечения налоговых
поступлений в бюджет и одновременно
стимулировать фирмы
в) неудовлетворительны, с точки зрения стимулирования производства.
Здесь вполне
применимы слова великого баснописца
Ивана Крылова – «Коня и
трепетную лань в одну упряжку
впрячь не можно». Как ни стараются
теоретики и практики согласовать
устанавливаемые государством сроки
и размеры амортизации с
И, наконец, вследствие теоретических основ своего формирования амортизационный фонд никак не связан со сроком окупаемости инвестиционных проектов, для реализации которых он якобы образуется, а значит, он не нацелен на перспективу.
Из сказанного следует, что все в методологии формирования амортизационного фонда идет от прошлого, с будущим практически не корреспондирует и объективно не может повлечь за собой позитивных экономических изменений ни на микроэкономическом уровне, ни на макроэкономическом уровне экономики.