Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:45, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотрение амортизационной политики на предприятии, а именно ее развитие и влияние на показатели эффективности и финансовые результаты деятельности предприятия.
Актуальность выбора темы связана с видением проблем амортизационной политики в современных условиях ввиду необходимости контроля методов амортизации, специальных коэффициентов к основной норме амортизации, ужесточения требований органов, регулирующих амортизационную политику на предприятиях.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования амортизационной политики
Понятие и сущность амортизационной политики
Амортизационная политика как составная часть политики государства
Значение и задачи выбора амортизационной политики
ГЛАВА 2 АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1. На опыте зарубежных стран
2.2. Амортизация, как инструмент социально-экономической политики РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
По аналогии с установлением лимита стоимости объекта основных средств в учетной политике организации должен быть отражен не только факт выбора способа уменьшаемого остатка при начислении амортизации по группе однородных объектов основных средств, но и применяемый в таком случае коэффициент.
Рассмотрим историю
- Единые нормы амортизации;
- Прямолинейный равномерный метод начисления;
- Начисление двух норм амортизации - на капитальный ремонт и на замену (реновацию);
- Включение амортизационных отчислений в себестоимость продукции;
- Начисление амортизации в течение фактического срока службы средств труда;
Перераспределение государством амортизационных отчислений на реновацию между предприятиями на безвозмездной основе.
С 1991 года существенно изменены
порядок и нормы
Во - первых, введены новые нормы амортизации, которые по многим видам основных фондов существенно отличаются от первых. Во - вторых, амортизационные отчисления на капитальный ремонт, теперь предприятия все виды ремонтов осуществляют за счет себестоимости продукции и при необходимости могут создавать резервный фонд затрат на ремонт. В - третьих, по машинам, оборудованию, транспортным средствам по истечении нормируемого срока службы прекращается начисление амортизации. Раньше начисление производилось в течение всего периода эксплуатации основных фондов независимо от того, на какой срок службы они были рассчитаны. По остальным производственным фондам (здания, сооружения и т.д.) порядок начисления амортизации пока остался прежним, т.е. амортизация начисляется до тех пор, пока они находятся в эксплуатации. (за весь фактический срок их службы). В-четвертых, в целях повышения заинтересованности предприятий в обновлении основных фондов впервые в нашей хозяйственной практике допускается применение ускоренной амортизации, т.е. полное перенесение балансовой стоимости этих фондов на издержки производства и обращения в более короткие сроки. В- пятых, амортизационные отчисления предприятия полностью остаются в его распоряжении.
Амортизационную политику организации
можно рассматривать как
В частности, амортизационная политика как часть общей политики управления операционными оборотными активами заключается в индивидуализации уровня интенсивности их обновления в соответствии со спецификой их эксплуатации.
Амортизационная политика как составная часть общей политики формирования собственных инвестиционных ресурсов заключается в управлении амортизационными отчислениями от используемых собственных основных средств и нематериальных активов с целью их реинвестирования в производственную деятельность.
Таким образом, каждый раз содержание амортизационной политики в этих вариантах раскрывается или через интенсивность обновления внеоборотных активов, или управление амортизационными отчислениями.
На мой взгляд, в понятие амортизационной политики должна входить каждая из этих сторон и их необходимо рассматривать в совокупности. Если исходить из содержания амортизационной политики как комплексного понятия, то, оно должно включать: вопросы обновления внеоборотных активов, в зависимости от интенсивности их использования, вопросы формирования необходимых амортизационных ресурсов, а также их использования в соответствии с функциональным назначением.
Задачами амортизационной политики организации являются:
1. Оценка и переоценка
амортизируемого имущества.
Учет основных средств по первоначальной стоимости, которая может довольно значительно отличаться от восстановительной (особенно в условиях высоких темпов инфляции), приводит к тому, что суммы начисленных амортизационных отчислений не покрывают затрат на воспроизводство основных фондов. В этих условиях возникает необходимость их переоценки.
В условиях плановой экономики переоценка основных фондов осуществлялась примерно один раз в десять лет. С переходом на рыночные отношения и соответственно изменением условий хозяйствования, а также инфляции частота переоценок повысилась. Так, были проведены переоценки основных фондов по состоянию на 1 июля 1992 г., на 1 января 1994 г., на 1 января 1995 г., на 1 января 1996 г., на 1 января 1997 г. Начиная с 1998 г. право устанавливать необходимость переоценки предоставлено предприятиям. Ранее это было исключительной прерогативой Правительства Российской Федерации.
Переоценка может
− индексным методом, при котором восстановительная стоимость объектов основных средств, по которой они отражены в бухгалтерском учете, умножается на коэффициент, разработанный Госкомстатом Российской Федерации;
− методом прямого пересчета, при котором переоценка основных средств производится на основе экспертных заключений, базирующихся на состоянии уровня цен на аналогичные объекты.
После того, как стало очевидным, что применение индексов пересчета, предложенных Госкомстатом РФ, не позволяет получить реальную стоимость основных фондов, их переоценку стали проводить каждый год в сочетании с рыночным подходом. Уже в 1994 г. переоценку основных фондов рыночным подходом провели несколько тысяч российских предприятий, а в 1995 г. эта цифра выросла до одного миллиона.
Рыночный подход к переоценке основных фондов означает использование методов оценки, предусмотренных Международными стандартами, позволяющих рассчитать реальную стоимость основных фондов.
В настоящее время у многих предприятий ощущается дефицит собственных средств, поэтому они заинтересованы в определении реальной рыночной стоимости основных фондов. В этом случае амортизационные отчисления начисляются в размерах, достаточных для простого воспроизводства основных фондов. Кроме того, амортизационные отчисления, относимые на затраты производства и реализации продукции, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В результате амортизационные отчисления, как правило, многократно превышающие налог на имущество, остаются на предприятии и могут использоваться для воспроизводства основных фондов.
Если рассматривать проблему оценки основных фондов с точки зрения государственных интересов, то органы государственного управления также заинтересованы в информации о реальной стоимости основных фондов, участвующих в формировании налогооблагаемой базы. А эту информацию можно получить лишь с использованием рыночного подхода к их оценке.
В соответствии с главой
25 НК РФ при переоценке (уценке) стоимость
объектов основных средств по рыночной
стоимости положительная либо отрицательная,
в рамках налогового учета, сумма
такой переоценки не признается доходом
(расходом), учитываемым для целей
налогообложения, и не принимается
при определении
2. Определение сроков
полезного использования
Новая амортизационная политика,
проводимая с 1 января 2002 г., сориентированная
на международные нормы
В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 1.01.02 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» данная классификация, введенная для целей налогообложения, может быть использоваться и для целей бухгалтерского учета. По существу, применение классификатора для целей бухгалтерского учета означает появление возможности устанавливать сроки полезного использования основных средств в бухгалтерском учете без их экономического обоснования путем ссылки на соответствующую группу классификатора, применяемую для расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Срок полезного использования основных средств определяется исходя из:
- ожидаемого срока
- ожидаемого физического
износа, зависящего от режима
эксплуатации (количества смен), естественных
условий и влияния агрессивной
среды, системы проведения
- нормативно-правовых и
других ограничений
Данным положением также
предусмотрены возможные
С точки зрения Международных
стандартов финансовой отчетности срок
полезного использования также
должен периодически пересматриваться,
и если предположения существенно
отличаются от предыдущих оценок, то сумма
амортизационных отчислений текущего
и будущих периодов должна корректироваться.
Например, в момент принятия объектов
основных средств к бухгалтерскому
учету предполагалось использовать
их в суровых климатических
Пересмотр сроков полезного использования должен быть обоснованным, определенным на основе экономических или технических расчетов, технических паспортов объектов и оформленным в установленном порядке. Обосновывая срок, необходимо руководствоваться общим определением срока полезного использования. ПБУ 6/01 определенно, что сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации.
Если организацией принимается обоснованное решение об изменении срока полезного использования основного средства, то последствия изменения сроков отражаются в учете и отчетности. Изменение сроков оформляется внутренним распорядительным документом организации (приказом руководителя организации).
Если сроки полезного использования были закреплены в учетной политики организации, то изменение сроков должно отражаться по основаниям и в порядке, предусмотренных для изменения учетной политики организаций. На практике большинство компаний закрепляют сроки полезного использования основных средств в приложении к учетной политики организации.
3. Выбор и обоснование
методов начисления
Среди известных в промышленно развитых странах методов начисления амортизации можно выделить такие, как:
- линейная амортизация с первоначальной стоимости;
- линейная амортизация с рыночной стоимости;
- амортизация в соответствии
с уровнем использования
- амортизация после вычета определенной базовой величины;
- амортизация после вычета остаточной стоимости;
- чрезвычайная амортизация;
- метод амортизации, основанный
на использовании сложных
- метод функциональной амортизации;
- метод пропорциональной рентабельности и т.д.
Такой широкий перечень методов начисления амортизации позволяет учесть не только национальные особенности отдельных стран, но и индивидуальные условия функционирования того или другого предприятия.
Российское законодательство
существенно ограничивает спектр используемых
методов амортизации. Вместе с тем
даже разрешенные законодательством
способы начисления амортизационных
отчислений используются не в полной
мере. До введения в действие главы
25 Налогового кодекса РФ с 1 января 2002
г., как правило, использовался в
основном линейный способ начисления
амортизации, что было связанно с
ограничениями в налоговом