Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:51, реферат
Чтобы рассматривать классификацию видов предприятий общественного питания необходимо обратиться к нормативным документам, в частности к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029–2001, введенным в действие с 1 января 2003 года.
1. Теоретические основы отрасли общественного питания
1.1 Классификация предприятий
Чтобы рассматривать
классификацию видов
Постановлением
Госстандарта России от 6 ноября 2001 года
№454-ст «О принятии и введении в действие
ОКВЭД», объекты сферы общественного
питания включены в раздел Н «Гостиницы
и рестораны», класс 55 и подклассы:
55.3 «Деятельность ресторанов», 55.4 «Деятельность
баров», 55.5 «Деятельность столовых
при предприятиях и учреждениях
и поставка продукции общественного
питания» (группа 55.51 «Деятельность
столовых при предприятиях и учреждениях»).
Кроме вышеуказанного документа
существует еще целый ряд государственных
стандартов, позволяющих разбить
предприятия общественного
Согласно ГОСТ Р 50647–94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994 ода №35 и введенному в действие с 1 июля 1994 года (далее ГОСТ Р 50647–94), предприятие общественного питания – это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.
Тип предприятия общественного питания – это вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры, предоставляемых потребителям услуг.
В соответствии с
ГОСТ Р 50762–95 «Общественное питание.
Классификация предприятий», утвержденному
Постановлением Госстандарта России от
5 апреля 1995 года №198 (далее ГОСТ Р 50762–95)
установлена следующая
Такие виды предприятий общепита как рестораны и бары подразделяются еще и на классы.
Класс предприятия общественного питания – это совокупность отличительных признаков определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.
Бары и рестораны по уровню обслуживания и видам предоставляемых услуг посетителям различаются на:
Для класса люкс характерна
изысканность интерьера, высокий уровень
комфортности, широкий спектр услуг,
предоставляемых посетителям, а
также ассортимент
Высший класс отличается оригинальностью интерьера, выбором услуг, разнообразным ассортиментом оригинальных, изысканных, заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широким выбором фирменных и заказных напитков и коктейлей – для баров.
Первому классу соответствует гармоничность, комфортность и выбор услуг, широкий ассортимент фирменных блюд и изделий, а также напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления – для баров.
Подтверждение соответствия
предприятия общественного
Классность присваивается только ресторанам и барам, остальные типы предприятий общественного питания на классы не подразделяются.
Помимо типов и классности предприятия общественного питания могут различаться по таким признакам, как ассортимент реализуемой продукции, место нахождения и контингент посетителей.
Формы управления предприятием в сфере общественного питания
Выбор организационно-правовой формы деятельности зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров и существующего в стране законодательства.
Субъектами хозяйствования могут выступать физические (индивидуальный предприниматель) и юридические (коммерческие и некоммерческие организации) лица (схему см. в Приложении).
По организационно-правовой форме, юридические лица делятся на:
Коммерческие организации – хозяйственные товарищества, обладающие обособленным имуществом, разделенным на доли, либо вклады уставным капиталом.
Некоммерческие
организации образуются для удовлетворения
духовных или иных нематериальных потребностей
(направленные на социальные, благотворительные,
культурные, образовательные и иные
общественные цели). Примером некоммерческой
организации может служить
Индивидуальный
Такого рода фирму также называют бизнесом одного человека, или частной собственностью. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.
Преимущества:
Недостатки:
Хозяйственное товарищество – объединение предпринимателей для достижения определенных целей. Все участники товарищества обязательно должны быть предпринимателями. Устав не обязателен, но должен быть учредительный договор. Складочный капитал должен быть более 100 МРОТ. Доход распределяется пропорционально доли внесенного капитала. Товарищи принимают обязательное участие в работе организации. Товарищество может использовать наемный труд.
Различают два вида товариществ:
Хозяйственное общество – объединение капиталов для достижения коммерческих целей. Наличие устава и учредительного договора обязательно. Наличие уставного капитала и учредительного договора. Наличие уставного капитала, не менее 1000 МРОТ. Может быть использован наемный труд. Личное участие в работе хозяйственного общества не обязательно.
Виды хозяйственных обществ:
Виды АО:
Производственный кооператив (артель) – это объединение лиц для совместной производственной и хозяйственной деятельности на основе личного участия. Производственный кооператив – это самая демократичная форма. Каждый учредитель должен принимать непосредственное трудовое участие в работе кооператива. Запрещается применение наемного труда.
Распределение дохода осуществляется пропорционально трудовому участию. Минимальное количество человек – 5. Ответственность – общая в пределах паевого капитала.
Унитарное предприятие – это предприятие, не наделенное правом собственности на имущество, в котором все сотрудники – наемные.
Делятся на два типа:
Персонал
В соответствии с ГОСТ 507620–95 к обслуживающему персоналу относятся следующие категории работников: администратор, официант, бармен, повар, буфетчик, кассир, гардеробщик, швейцар, продавец магазина кулинарии.
В ГОСТе указывается, что обслуживающий персонал предприятий всех типов и классов независимо от форм собственности должен иметь специальное образование или профессиональную подготовку.
Обслуживающий персонал должен быть одет в форму или санитарную одежду и обувь установленного для данного предприятия образца.
Форменная одежда швейцаров, гардеробщиков, метрдотелей, официантов и барменов в ресторанах и барах всех классов должна обеспечивать стилевое единство на предприятии. Работники предприятия на форменной одежде должны носить служебные значки с эмблемой предприятия и признаками их профессиональной принадлежности.
В ресторанах и барах класса люкс и высшего класса должен работать обслуживающий персонал, знакомый со спецификой кухни зарубежных стран и обслуживания.
Швейцар в соответствии с должностной характеристикой, утвержденной директором ресторана, должен встречать гостей (открывать и закрывать двери), информировать посетителей о размещении залов, своевременно прекращать вход посетителей перед закрытием предприятия. В его обязанности входит вызов такси по просьбе клиентов. Швейцар следит за чистотой вестибюля, протирает окна, двери, подметает полы, проверяет систему сигнализации, исправность рекламных средств.
Информация о работе Теоретические основы отрасли общественного питания