Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:34, реферат
Цель реферата – рассмотреть и проследить связь между правом и социальными нормами.
Задачи реферата:
1. Рассмотреть право как регулятор общественных отношений.
2. Дать определение социальной нормы.
3. Изучить специфику взаимодействия:
Введение…………………………………………………………………….3
1.Право как регулятор общественных отношений……………………….4
2.Понятие социальной нормы……………………………………………...7
3.Взаимодействие права и социальных норм……………………………..9
3.1.Обычай и право………………………………………………………….9
3.2.Мораль и право………………………………………………………….11
3.3.Корпоративные нормы и право………………………………………...15
3.4.Религия и право………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………….20
Брянская государственная инженерно-технологическая академия
Кафедра инженерной психологии, педагогики и права
Право в системе социальных норм
Реферат по правоведению
Выполнил: ст. гр. МО 201
Казаченко А.В.
Проверил:
научный руководитель
Демина Н.Ю.
Брянск 2008 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Право как регулятор общественных отношений……………………….4
2.Понятие социальной нормы……………………………………………...7
3.Взаимодействие права и социальных норм……………………………..9
3.1.Обычай и право………………………………………………………….9
3.2.Мораль и право………………………………………………………….11
3.3.Корпоративные нормы и право………………………………………...15
3.4.Религия и право………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Право - одна из наиболее ярких разновидностей социальных норм. Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами.
Раскрывая социальную (человеческую) природу права в естественно - историческом плане, необходимо иметь в виду, что право – это и результат осознания человеческим разумом принципов и идеалов человеческого общежития. Понимание общества как единства разнообразных элементов - предпосылка для понимания сущности права и его смысла как социального феномена. Право возникает только тогда, когда признается свободная личность, ее права и свободы. Поэтому право есть равная мера для всех.
Я считаю, что выбранная мной тема «Право в системе социальных норм» наиболее актуальна, так как в современном обществе остро стоит вопрос о взаимодействии права с различными социальными нормами. А именно, вопрос о влиянии правовых и социальных норм на общественные отношения.
Цель реферата – рассмотреть и проследить связь между правом и социальными нормами.
Задачи реферата:
1. Рассмотреть право как регулятор общественных отношений.
2. Дать определение социальной нормы.
3. Изучить специфику взаимодействия:
- права и норм морали;
-права и обычая;
-права и религиозных норм;
-права и норм общественных объединений (корпоративных норм).
1. Право как регулятор общественных отношений.
Право - один из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм:
Обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.);
Религиозные нормы;
Нормы общественных объединений (корпоративные нормы);
Нормы морали.
Право является таким социальным регулятором, который может включать любые из перечисленных норм. Поэтому есть некие общие черты, свойственные всем социальным нормам, и есть нечто такое, что выделяет право из системы социальной регуляции. К общим свойствам социальных норм относят то, что все они:
- являются своего рода образцами, стандартами, масштабом поведения;
- служат ориентиром в выборе того поведения, которое в данное время при данных обстоятельствах одобряется обществом или определенной его частью;
-выполняют организующую роль в поведении людей;
- служат инструментом социального контроля.
Применительно к праву названные свойства получают дополнительные характеристики. Но прежде чем их назвать, следует отметить, что само понимание права у разных народов, в разных государствах и разных правовых системах неодинаково. Существует, по меньшей мере, пять подходов к определению права.
Нормативистский подход: нормами права считают лишь то, что выражено самим государством в издаваемых им общеобязательных правилах поведения. Таким образом, правом признается государственная воля, объективированная в соответствующих текстах общего характера.
Социологический подход: правовые нормы находятся в самих общественных отношениях, в формах контроля за ними, в способах разрешения конфликтов, в том, что делает суд.
Психологический подход: правовые нормы находятся, прежде всего, в психике человека, в его сознании и подсознании, в его правовых взглядах, в его правовых переживаниях и т.д.
Философский (естественно-правовой) подход: правовые нормы, согласно данному взгляду следует искать в извечных критериях справедливости, выводимых из чистого разума.
Ознакомление с разными подходами к праву показывает, что в каждом из них есть свои позитивные стороны. Одни из них приемлемы для законодателей, которые отыскивают и закрепляют право в издаваемых ими нормах, другие - для тех, кто применяет право, проводит право в конкретных жизненных ситуациях. Одновременно нельзя не видеть и отрицательных сторон каждого из подходов, если не ограничивать сферу его использования.
Уместно также сказать о пятом подходе - интегративном. С точки зрения интегративного подхода правом является все то, что официально признается и поддерживается в качестве нормативов равенства и справедливости в определении меры свободы общающихся социальных субъектов.
Обозначим отличительные признаки правовых норм:
1. Правовые нормы фиксируются в самых разных источниках. Их нельзя сводить только к законодательно установленным правилам. Напротив, в определенных случаях, возможно, не признавать правом даже то, что записано в законе.
2. Правовые нормы действуют по жизни, обязательно признаются в качестве регулятора общественных отношений через какие - то официальные акты. Это не декларации, не какие – нибудь лозунги, не заявления о намерениях.
3. Формальная определенность правовых норм. Они содержат указание на границы поведения их адресатов, на меру их прав и обязанностей.
4. Обеспеченность правовых норм со стороны государства организационными мерами, а также, в конечном счете, мерами психического и физического принуждения.
Выяснение всех признаков права позволяет говорить о его ценности. И ценность эта состоит в его способности служить таким регулятором общественных отношений, который способен удовлетворить социальные интересы людей наиболее эффективным образом. При соответствующих социально-политических условиях эти интересы могут состоять в утверждении свободы, мира, согласия людей, справедливого разрешения конфликтных ситуаций.
Ценность права в первую очередь инструментальная. С его помощью в общественные отношения вносится стабильность, согласованность, организованность. Уже один этот факт может свидетельствовать о служении права цивилизационному развитию общества.
Право утверждает свободу людей. При этом ценностное качество состоит в способности правовых норм задавать параметры этой свободы для самых разных жизненных ситуаций.
Право является одним из самых цивилизованных средств социального контроля за поведением людей в обществе.
Утверждением принципов справедливости право формирует гуманистические ценности.
2.Понятие социальной нормы.
Для того чтобы понять специфику правового регулирования и особенности правовых норм, следует уяснить, что собой представляют социальные нормы, как они соотносятся и взаимодействуют друг с другом, что сближает их и в чем состоит качественное отличие каждой разновидности.
Социальные нормы - это общие правила поведения, которые упорядочивают отношения между людьми, с социальными группами, организациями. Социальным нормам присущи следующие признаки:
1) Они являются общими правилами поведения в обществе, то есть определяют, каким может быть или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества.
2) Они возникают в процессе волевой сознательной деятельности и отношений людей. Одни социальные нормы создаются целенаправленно (нормы права, корпоративные нормы), другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают, как его образцы, стереотипы. Третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании (нормы морали и религии).
3) Появляясь в процессе исторического развития общества, они соответствуют типу культуры и социальной организации.
4) Действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц, то есть не имеют конкретного адресата
5) В силу всех перечисленных свойств социальные нормы устанавливают общий критерий, с которым должно соотноситься все поведение людей.
Социальные нормы связаны как с интересами общества в целом, так и с интересами конкретных социальных групп, организаций, личностей. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному обществу, называют общечеловеческими нормами. Эти нормы устанавливают отношения справедливости и гуманизма, уважения к правам человека, законности и т.д.
Выяснив общие черты социальных норм, перейдем к рассмотрению конкретных видов норм и их взаимоотношению с правом.
3.Взаимодействие права и социальных норм.
3.1.Обычай и право.
Исторически первыми социальными нормами были нормы обычаев. Нормы обычаев – это правила поведения, которые в результате многократного более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Обычай в своей основе представляет собой образец поведения людей. «Поступай так же, как поступают другие» - основное правило нормы обычая.
Строго говоря, поведенческий образец как таковой еще не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного или нескольких вариантов образцов в соответствии со своими интересами, целями. Поведенческий образец становится нормой обычая тогда, когда в силу длительного следования он превращается в поведенческий стереотип, привычку людей. Таким образом, содержание норм обычая – это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка. Отсюда следует и специфика регуляции норм обычаев: они предполагают не согласование, а воспроизводство поведения в его устоявшейся форме. Существование обычая в виде привычки означает также отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствия необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования.
Итак, обычай – это привычная норма поведения. В более широком значении к обычным нормам относят также и нормы традиций. Нормы традиции – это исторически сложившиеся, передающиеся из поколения в поколение, сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени обобщенные правила поведения.
По сравнению с обычаями традиции представляют собой более широкие образования. В качестве традиций передаются определенные идеи, ценности, социальные установления. Основой жизненности обычаев и традиций является преемственность в общественном развитии, бережное отношение к социальному опыту, культурному наследию. Обычаи и традиции проявляются, прежде всего, в обрядах и ритуалах, в бытовых и семейных отношениях. Но они имеют место и в других сферах общественной жизни, в том числе и в государственной жизни. К обычаям и традициям в определенной степени можно отнести ритуалы приведения к присяге глав государства, судей конституционного суда и т.д.
При определенных условиях обычай становится нормой права. Обычаи являются одним из первоисточников права. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств некоторым обычаям стали придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, определенным образом систематизированные своды обычаев возводились в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи, «Русская правда» и т. д.)
В современной жизни при определенных условиях обычаи также признаются источником права. В частности, гражданское право признает обычай делового оборота – правило поведения, сложившееся и широко применяемое в какой – либо области предпринимательской деятельности.
Нормы морали – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями. Нравственные представления – это представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и т.д.
История развития цивилизации свидетельствует, что мораль и право как составные части культуры органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для общества морали. На тесную взаимосвязь морали и права указывают исторические памятники права Древнего мира, Средних веков и Нового времени. Об этом же свидетельствует призыв к применению морально – нравственных критериев к оценкам содержания законов и других актов права. «Jas est ars boni et aegui» («Право есть искусство добра и справедливости») – таков один из важнейших постулатов Римского права. Нравственная основа права является величиной общего потенциала права, законы должны быть гуманными.
Моральные критерии должны быть заложены не только в правотворческой, но и в правоприменительной деятельности. Важное место в процессе применения норм права при решении конкретных юридических дел занимают нравственные нормы и принципы. Справедливость, обоснованность и законность судебных решений о клевете, оскорблении, хулиганстве, половых преступлениях, защите чести и достоинстве человека во многом зависят от моральных норм, действующих в обществе.
Действуя согласованно в системе нормативного регулирования, мораль и право имеют ряд существенных различий:
1) Нормы морали и права, прежде всего, различаются по способам их формирования, установления. Нормы морали не являются продуктом какой – то специализированной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно а процессе социального взаимодействия людей. Для того чтобы моральная норма получила право на существование, не нужно согласия властей, а достаточно, чтобы она была «санкционирована» самими участниками социального взаимодействия – индивидами, социальными группами, классами. Мораль формируется всем обществом на основе нравственных представлений, она не институализирована, то есть, не связана со структурной организацией общества и функционирует в сфере общественного и индивидуального сознания.