Право в системе социальных норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п.

Работа содержит 1 файл

Право в системе социальных норм.docx

— 39.65 Кб (Скачать)
  1. Право в системе социальных норм

 

Общество представляет собой систему  взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны  и разнообразны. Не все из них  урегулированы правом. Вне правового  регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления  и т. п. Хотя политические, публичные  взаимодействия большей частью носят  правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными  нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений  в обществе. Наряду с правом большой  объем регулирующих функций в  обществе выполняют самые разнообразные  социальные нормы.

Социальная норма - это правило  общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные  правила, обычаи, мода и др. Право  – это только одна из подсистем  социальных норм, обладающая своей  особенной спецификой.

Общее назначение социальных норм заключается  в упорядочении совместного существования  людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Рассмотрим общие признаки социальных норм.

Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения  между людьми. Социальные нормы строятся по типу Субъект-Субъект.

Общий характер. Социальные нормы  представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или  не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения. Они не регулируют случайные или  уникальные ситуации. Предмет регулирования  социальных норм - стандартные, типичные, широко распространенные отношения. Нормативное  регулирование предполагает формирование официальных моделей правомерного поведения - что можно, нужно или  нельзя делать при наступлении определенных, заранее установленных обстоятельств.

Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. В них ярко проявляются  особенности исторического развития общества, национальная специфика, общекультурные достижения. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные  факторы. С одной стороны, они  создаются людьми и носят сознательно-волевой  характер, а с другой - обусловлены  действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.

Системный характер. Чтобы выполнять  функции социального регулирования  все нормы должны быть согласованы  между собой, взаимодействовать, дополнять  друг друга, не противоречить. Для социальных норм характерны два вида системных  взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между  разными системами социальных норм, например между правом и моралью, правом и традициями. Регулирующее воздействие одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Так, право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.

Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным  приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует  именно правовая норма.

Обеспеченный характер. Норма ничто  без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Нарушение  нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения  права применяются государственные  санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного  характера.

Рассмотрим виды социальных норм.

Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в  локальных сообществах. Локальные  сообщества - это устойчивые, формализованные  организации - семья, политическая партия, футбольный клуб, кооператив, профсоюз, так и неформализованные группы кратковременного характера, например коллектив охотников или игроков в карты. При этом любая совместная деятельность людей подразумевает наличие правил, ее регулирующих.

Корпоративные правила устанавливаются  членами сообщества, выражают их коллективную волю, защищают их общие интересы. В  некоторых сообществах такие  нормы формализуются, то есть закрепляются документально в уставах, положениях, регламентах. Но корпоративные правила  могут и не иметь документальной фиксации.

Отличительным признаком корпоративных  правил является их локальный характер, то есть отсутствие общеобязательности. Они обязательны только для членов данного коллектива. К нарушителям  применяются различные меры воздействия, самое серьезное из которых - исключение из коллектива. Чтобы быть членом сообщества, необходимо выполнять его корпоративные  предписания. Нарушение последних приводит лицо к разрыву с сообществом. Разумеется, корпоративные правила действуют строго в рамках закона.

Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни. Все религии провозглашают  божественное происхождение природы  и социальных институтов, включая  религиозные каноны, государство  и право. Традиционно религиозные  нормы передаются людям как божественные откровения через избранных пророков (Иисус, Магомет) и, как правило, формализуются  в освященных источниках (Библия, Коран  и др.). Как проявление воли Высшего  существа (Бога, Абсолютного Разума) религиозные нормы не требуют  логического, рационального обоснования. Их основа - религиозная вера, убеждения  людей.

Позитивные стимулы и санкции  для нарушителей религиозных  норм носят перспективный характер: речь идет об ответственности за свои действия непосредственно перед  Богом. Характерным является понятие  греха, а также рая для избранных  и ада для грешников. Идея «страшного суда» - мощное психологическое средство, обеспечивающее добровольное исполнение религиозных норм. Религиозные нормы  действуют с ранних этапов развития цивилизации. Религиозные системы  оказали огромное влияние на развитие различных правовых систем. Библия, Коран, буддистские источники, языческие  ритуалы и традиции - многие правовые нормы обязаны своим появлением именно этим религиозным источникам.

В отличие от права религиозные  нормы не отличаются четкой определенностью. Здесь, как правило, используется притчевая  форма изложения, требующая тщательного  истолкования. Причем толкованием религиозных  норм занимаются специально подготовленные церковные деятели, то есть особо  посвященные лица.

Обычаи - это правила, сложившиеся  стихийно в результате многократного, длительного, повсеместного использования  в какой-либо сфере общественной или частной жизни.

Главная особенность обычных норм состоит в полном отсутствии их материальной фиксации. Они не закрепляются документально  и обеспечиваются силой привычки. Обычай представляет собой привычные  для определенной группы людей или  общества в целом действия. Причем эти правила могут быть внешне не мотивированы, не содержать логического объяснения. Возможно, когда-то тот или иной обычай имел рациональное обоснование, но со временем оно утрачивается.

 

  1. Понятия, сущность и содержание права.

 

Право - это система установленных  или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной  защитой. Праву присущ сознательно-волевой характер.

Право, как и государство, характеризуется  двойственной природой. Дуализм права  проявляется в сочетании классовой  и общесоциальной составляющих. С  одной стороны, право выражает волю правящей элиты, с другой - долговременные интересы всего общества.

Классовая составляющая права.

Социальные группировки, находящиеся  у власти, всегда имеют возможность  влиять на процессы правотворчества  в собственных, корпоративных целях. Право в руках правящей элиты  становится мощным средством формирования, реализации и защиты своих узкогрупповых интересов.

Общесоциальная составляющая.

В любом государстве право является не только узкоклассовым инструментом, но и выражением компромисса между  различными социальными группами, проявлением так называемой общей воли населения. Общая воля представляет собой не механическое сложение индивидуальных и коллективных воль, а результат согласования интересов различных классов, групп, слоев населения.

В демократическом обществе право в большей степени является продуктом общественного согласия, выражая общую волю большинства населения о правомерно-дозволенном поведении. Эта воля реализуется через институты непосредственной демократии и выборные органы государственной власти.

Таким образом, право как и государство одновременно выполняет и классовые, и общесоциальные функции. Последние выражают интересы всего общества. Соотношение между классовой и общесоциальной составляющей права динамично изменялось в государствах разных исторических эпох.

Одним из показателей прогресса  цивилизации является историческое движение цивилизации от классовой к общесоциальной природе государства и права. Действует закономерность: уменьшение классовой составляющей в пользу увеличения общесоциальной составляющей. Право постепенно все более и более становится средством социального компромисса в масштабах общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мерой социальной свободы личности.

Сущность современного права - объективно обусловленная и нормативно закрепленная общая воля всех членов общества как  результат согласования индивидуальных и коллективных интересов по коренным, долговременным вопросам жизни общества и государства.

 

2.1 Принципы права

 

Понятие и общая характеристика принципов права

 

Принципы права бесспорно относятся к числу его основных механизмов, несущих конструкций. Принцип – это всегда исходное направляющее начало. Применительно к праву нужно иметь в виду, что в этой области, как и во всех других областях, принцип – это прежде всего идея. Но не только идея. Как само право не сводится к идеям, а охватывает и нормы, и социальные отношения, так и его принципы выходят за пределы только идей и обретают нормативное и правоприменительное содержание. Принципы права – это прежде всего идеи, но также нормы и отношения.

Принципам права посвящена огромная литература, как общетеоретическая, так и отраслевая. В любой монографии и в большинстве учебников  вы прочтете, что принципы права  – это его стержневые идеи. К принципам права, как правило, относят демократизм, гуманизм, интернационализм, справедливость, равноправие, законность, связь прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения и т.п. Нам хотелось бы избрать иной подход. Дело даже не в том, что это перечень часто не претворялся в нашей действительности, а скорее в том, что сами принципы носят в таком понимании общеидеологический, но не правовой характер. Они распространились, точнее, должны были распространяться, на многие области человеческих отношений, а не только на право. Эти принципы, если они будут реально претворяться в действительность, имеют определенное идеологическое и воспитательное значение. Но сути, специфики именно права эти принципы не отражают.

Видимо, принципы права нужно выводить не из идеологических категорий, а из самой правовой материи. Признавая  в праве систему общественного  порядка, средство общественного согласия, путь и средство предотвращения и  разрешения разногласий, нужно соответственно конструировать и принципы права. Принципы охватывают всю правовую материю  – и идеи, и нормы, и отношения  – и придают ей логичность, последовательность, сбалансированность. В принципах  права как бы синтезируется мировой  опыт развития права, опыт цивилизации. Принципы – как бы «сухой осадок»  богатейшей правовой материи, ее скелет, ее суть, освобожденная от конкретики и частностей.

Принципы играют роль ориентиров в  формировании права. Напомним, эволюция права идет от идей к нормам, затем  через реализацию норм – к общественной практике. И вот начиная с появления  идеи, а идея очень часто формируется  в виде правового принципа, принцип  определяет, направляет развитие права.

Так, личная неприкосновенность человека первоначально возникла в качестве правовой идеи (мы уже говорили об этом в § 1 вводной главы). Поскольку  эта идея носила достаточно важный, обобщающий характер (иными словами, касалась не частного случая, а общей  ситуации), ее можно считать правовым принципом. Затем, по мере того как складывались соответствующие исторические условия (а в каждой стране эти условия складывались своеобразно и не одновременно), правовой принцип претворялся в нормы. Принимались законы о запрещении произвольного лишения свободы, о неприкосновенности жилища и др. На основе этих законов складывалась общественная практика. Правовой принцип служил ее стержнем.

Однако правовой принцип не ограничивается стадией правовой идеи. В период возникновения, формирования правовой принцип совпадает с правовой идеей. Но в дальнейшем, поскольку  принцип именно правовой, а право  не сводится только к идеям, принцип  претворяется в иные формы правовой материи – в нормы и общественные отношения.

Одни правовые принципы получают прямое закрепление в нормах. После подобного  закрепления они становятся принципами-нормами, Другие принципы не получают прямого  закрепления в конкретных нормах. Формулировка правового принципа не переходит в формулировку одной  конкретной нормы. Но она переходит  во множество норм, как бы растворяется в них. Принцип в таких случаях  играет как бы роль режиссера-постановщика за сценой. Принцип обретает жизнь  не в одной норме, а во множестве  из них. В этих случаях мы имеем  дело с принципами, выводимыми из норм. Принципы-нормы и принципы, выводимые  из норм, составляют две разновидности  принципов права.

Принципы-нормы, как правило, обусловливаются  предметом регулирования. В той  или иной области общественных отношений (предмете регулирования) закрепляются основные стержневые положения регулирования, это и есть принципы-нормы. В конституционном  законодательстве – это разделение властей, федеративный характер государства, права человека и др. В гражданском  законодательстве – свобода предпринимательства, закрепление собственности как  права владения, распоряжения и пользования, в земельном законодательстве –  право собственности на землю, в  трудовом законодательстве – свобода  труда и т.д. Принципы-нормы могут  охватывать всю систему законодательства, когда они получают закрепление  в конституции; они могут распространять свое действие и в рамках той или  иной отрасли: тогда именуются отраслевыми  принципами и получают закрепление  в отраслевых кодификациях, некоторые  принципы действуют в рамках отдельных  институтов.

Информация о работе Право в системе социальных норм