Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:34, реферат
Цель реферата – рассмотреть и проследить связь между правом и социальными нормами.
Задачи реферата:
1. Рассмотреть право как регулятор общественных отношений.
2. Дать определение социальной нормы.
3. Изучить специфику взаимодействия:
Введение…………………………………………………………………….3
1.Право как регулятор общественных отношений……………………….4
2.Понятие социальной нормы……………………………………………...7
3.Взаимодействие права и социальных норм……………………………..9
3.1.Обычай и право………………………………………………………….9
3.2.Мораль и право………………………………………………………….11
3.3.Корпоративные нормы и право………………………………………...15
3.4.Религия и право………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………….20
Правовые же нормы возникают в процессе законодательной и юридической практики (прежде всего судебной) функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических норм. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, то есть непосредственно связаны со структурными организациями общества и опираются на его важнейшие социальные институты. Правовые нормы устанавливаются и санкционируются государством.
2) Нормы морали и права различаются по форме их выражения, фиксации. Нормы морали – это неписанные заповеди и требования, которые функционируют в сфере общественного сознания в виде принципов, понятий, идей, оценок. Хотя нередко с целью пропаганды и активного внедрения их записывают в относительно систематизированном виде в различные «кодексы»: «Декалог» - десять заповедей Моисея в Ветхом Завете Библии, Нагорная проповедь Иисуса Христа в Новом Завете Библии, «Кодекс строителя коммунизма» в Программе КПСС 1962 г. и т. д.
Правовые нормы как институализированные регуляторы закрепляются в строго определенных документальных формах (нормативных актах, судебных решениях, нормативных договорах и т. д.). Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям. Поэтому, если требования норм морали носят достаточно расплывчатый характер: «не убий», «не прелюбодействуй» и т.д., то правовые нормы имеют строго определенное юридическое содержание. Они являются более детализированными по сравнению с моральными нормами, содержат в себе определенные юридические понятия и категории.
3) Нормы морали воздействуют на поведение путем формирования внутренних регуляторов личности – ценностей, мотивов, установок желаемого поведения – и, следовательно, не содержат строго определенных способов поведенческой реализации. В противоположность этому регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования., обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Эти права и обязанности достаточно четко определены в плане возможных и должных действий, то есть конкретных вариантов поведения субъектов.
4) Осуществление требований норм морали не нуждается в государственном принуждении. Их реализация обеспечивается внутренними нравственными убеждениями (совестью), или средствами общественного мнения через одобрение или осуждение поступков человека. Право также располагает определенными психологическими механизмами убеждения, которые функционируют через правосознание и связаны с чувством законности. Однако чувство законности по силе воздействия никак не сопоставимо с совестью человека. Поэтому обеспечение правовых норм нередко требует применения мер государственного принуждения. При этом государственное принуждение активизируется и как действительное, то есть применение мер властного характера, как и потенциальное, то есть угроза такого применения.
5) Нормы морали и права различаются по характеру оценок действия людей. Мораль оценивает их (действия) с нравственных позиций как «добрые и плохие» (злые), «справедливые и несправедливые», добросовестные и бесчестнее». У права же в качестве оценочных категорий выступают «правомерное и неправомерное», «законное и незаконное», «юридическое допустимое и юридически запрещенное».
6) Нормы морали и права различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует большего, чем юридические законы. Мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана, антиобщественных поступков и т.д., тогда как право пересекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления. Нормы морали повелевают блюсти не только закон, но и долг. В морали более выражено общечеловеческое содержание. «Золотое правило морали гласит: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. В нормах же права нередко зафиксированы узкогрупповые, классовые, корпоративные интересы.
7) Мораль и право различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового. Мораль регулирует широкую сферу межличностных отношений, связанных с эмоциональным и духовным миром человека, таких, как любовь, дружба, товарищество, вкусы, личные пристрастия и т.д. право не может и не должно вторгаться в эти сферы. Моральные нормы – универсальный регулятор, и их влияние распространяется на почти все сферы поступков и действий людей. Право же действует ограниченно и избирательно
3.3.Корпоративные нормы и право.
Корпоративные нормы – это правила и установления, регулирующие поведение и отношение общественных организаций (политических партий, фондов, профессиональных союзов, добровольных обществ и т.д.). Большая часть корпоративных норм – это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования этих организаций, а также права, обязанности, ответственность, взаимоотношения членов организаций и их структурных подразделений.
Корпоративные нормы чаще всего закрепляются в уставах и иных документах, принимаемых на общих собраниях, конференциях, съездах. Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников (членов) общественных объединений и имеют для них большое значение.
По форме своего выражения корпоративные нормы имеют определенное сходство с правовыми. Они, как правовые нормы, документально зафиксированы и достаточно детализированы. Так, устав общественного объединения закрепляет перечень прав и обязанностей его членов, определяет меры воздействия в случае нарушения и т.д. отличие корпоративных норм от правовых находится прежде всего в сфере их возникновения и санкционирования. Правовые нормы, как отмечалось ранее, возникают и санкционируются через деятельность государства. Корпоративные нормы не имеют государственного санкционирования. Влияние государства на корпоративные нормы осуществляется лишь в опосредованной форме в той степени, в какой законодательство регулирует деятельность общественных организаций.
3.4.Религия и право.
Важную группу социальных норм составляют религиозные нормы. Религиозные нормы – это правила и установленные регулирующие взаимодействия с Богом (нормы культовой деятельности), а также взаимоотношения людей и структурных подразделений в религиозных организациях. По сферам деятельности и отношений, на которые воздействуют религиозные нормы, можно выделить их следующие виды:
1) Морально – нравственные установления, религиозные заповеди. По содержанию они принципиально отличаются от других моральных норм, но их содержание связано с верой в Бога.
2) Культовые нормы – нормы, регулирующие взаимоотношения человека с Богом в процессе совершения обрядовых действий. Совершение культового обрядового действия жестко регламентировано этими нормами.
3) Организационно- функциональные нормы регулируют институциональные отношения: внутриобщинные и межобщинные, внутрицерковные и межцерковные, а также межконфессиональные. Сюда относятся нормы, регулирующие отношения, которые возникают в процессе деятельности в самих религиозных организациях (общинах, сектах, церквях и т.д.) между гражданами определенного вероисповедания, между верующими, священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, порядок выборов руководящих органов организаций и ее подразделений, регламентируют их права и обязанности, различные формы деятельности и т.д.
В католической и православной церквях на протяжении многих веков формировалось каноническое, или церковное право. Каноническое право включает в себя систему норм, регулирующих все существенные нормы жизни церкви и верующих. В этом праве тесно переплетаются друг с другом религиозные и правовые нормы. Тесное переплетение двух видов социальных норм приводит к тому, что противоправное поведение рассматривается как греховное, юридическим же нормам приписывается сверхъестественное происхождение и санкция.
Нормотворческая деятельность церквей осуществлялась сначала на поместных (провинциальных), а затем и на Вселенских соборах, где, помимо проблем вероучения и культа, рассматривались вопросы управления церковью, церковной дисциплины, поведение клира и мирян и т.д. Принимаемые по данным вопросам решения, основывающиеся чаще всего на сложившихся в христианских обычаях и традициях, приобретают характер общеобязательных для всех верующих канонов.
Закономерно встает вопрос: является ли каноническое право правом? В какой – то степени и на каком – то этапе развития канонического права оно действительно формировалось как право, потому что религиозные нормы, регулирующие деятельность церкви и верующих, санкционируются государством и обеспечиваются государственным принуждением. Со времени признания христианства государственной религией Римской империей постановления Вселенских соборов официально утверждались римскими императорами. И именно в силу этого утверждения они приобретали характер правовых актов. Помимо этого императоры издавали специальные церковные законы, которые вошли в каноническое право в частности, несколько титулов кодекса Юстиниана содержат в себе нормы, посвященные церкви.
Важным источником католического канонического права являются капитулярии франкских королей – постановления, принятые собранием духовных и светских баронов, получивших королевское утверждение. Особое значение в формировании канонического права католицизма принадлежит конкордатам – договорам между государствами и римским папой, регулирующим широкий круг вопросов, связанных с церковью правовыми отношениями.
На формирование канонического права Русской православной церкви, помимо решений первых семи Вселенских соборов, решающую роль оказал «Свод законов Российской империи». В последующие годы вплоть до Февральской революции формирующее каноническое право оставалось правом, поскольку церковь была не отделена от государства. После акта отделения церкви от государства, принятого сначала Временным правительством, а затем и Советом народных комиссаров, каноническое право перестало быть правом, поскольку вся внутренняя жизнь церкви, как и других религиозных объединений, регулируется нормами, не санкционированными государством и не обеспеченными государственным принуждением. Каноническое право в таком случае следует рассматривать как свод корпоративных норм.
Право не является единственным регулятором общественных отношений. Находясь в тесном взаимодействии с такими социальными нормами, как мораль, обычаи, религиозными, корпоративными нормами, право вносит определенный порядок в общество и государство. Для отдельного человека ценность права в том, что оно закрепляет его права и создает условия для нормальной жизни.
Я считаю, что поставленная мной цель достигнута, так как в данном реферате:
- рассмотрено право как регулятор общественных отношений;
- дано определение социальной нормы;
- отражена специфика взаимодействия права и норм морали, права и обычая, права и религиозных норм, права и корпоративных норм.
Список литературы.
1. Клименко С.В., Чичерин И.А. Основы государства и права: пособие для поступающих в юридические вузы. М.: «Зерцало», 1997.
2. Комаров С.А. Основы государства и права. Учебное пособие. - М.: Русское слово, «Манускрипт» 1997.
3. Крылова З.Г. Основы права: Учебник– М.: Высшая школа, 2001.
4. Кутафин О.Е. Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы - 7-е изд., переработанное и дополненное М.: Юрист, 2000.
5. Макаренко С.Н. Правоведение. Курс лекций: Учебное пособие – М.: «Издательство ПРИОР», 2001.
6. Теплова Н.А., Малинкович М.В. Право. – М.: «Закон и право», изд-во «ЮНИТИ», 1997.
7. Треушников М.К. Гражданский процесс: Учебное пособие М.К. – 2-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.
8. Основы правоведения: учебное пособие для студентов неюридических специальностей. – Ростов - на - Дону: Изд-во «Феникс», 1997.
2