Право в системе социальных норм регулирования жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Переживая с государством все ступени его исторического, политического, социального, гражданского развития, право становится неотъемлемой его частью, выражающей степень развития общества. Главными задачами такого права являются разработка и установление необходимых и достаточных для государства правил поведения субъектов в общественных отношениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социальные нормы и их классификация 5
2. Право в системе социальных норм регулирования жизни общества 13
2.1. Нормы права как составная часть общей системы социальных норм 13
2.2. Соотношение права и обычаев 16
2.3. Взаимосвязь права и морали 19
2.4. Право и религия 26
2.5. Соотношение права и корпоративных норм 28
3. Право и технические нормы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая_ТГП.doc

— 201.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

«Право в системе социальных норм

  регулирования жизни  общества» 
 
 
 
 
 

              Выполнила:  

              Проверила:  
               
               
               
               
               
               
               
               
               

2008г. 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Право, как и государство, принадлежит  к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Переживая с государством все ступени его исторического, политического, социального, гражданского развития, право становится неотъемлемой его частью, выражающей степень развития общества. Главными задачами такого права являются разработка и установление необходимых и достаточных для государства правил поведения субъектов в общественных отношениях.

      Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще  римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - каково естественное право. В другом смысле право - это то, что «полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

 По  мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. [12]

    С конца 30-х годов прошлого века в  советской юриспруденции традиционным стал подход, согласно которому под правом понималась система общеобязательных, формально определенных, установленных и гарантированных государством норм. Они, как считалось, выражают возведенную в закон волю трудящихся и выступают в качестве классового регулятора общественных отношений1. Современное понимание права уточняет лишь одно - нормы, установленные и гарантированные государством, будучи регулятором общественных отношений, выражают общечеловеческие ценности, которые не подчиняются воле классов или иных социальных групп. Государство, устанавливающее такие нормы и гарантирующее их соблюдение, признается конституционным или правовым.2

      Таким образом, право любого государства  берет начало из свойственного человеку чувства справедливости, развивается вместе с нуждами и потребностями общества. Оно принимает вначале форму обычаев, охраняемых общим уважением к их первым авторитетным установителям, утверждается временем, расширяется вместе с преобразованием и ростом общества. В итоге право переходит из неписаного в писаное и закрепляется законодательством государства. Также, право наряду с моралью, нравственностью, традициями и обычаями, будучи регулятором общественных отношений, является одним из наиболее сложных многогранных общественных явлений. [20]

      Выбранная тема курсовой работы является одной  из ключевых в курсе теории государства  и права. Актуальность её обусловлена происходящими в обществе преобразовательными процессами, усилением в нем правовых начал, демократических тенденций. Основной задачей в процессе работы стала раскрытие характеристики права, его места и роли среди других социальных регуляторов, форм взаимодействия с ними, выявление единства, различий, противоречий, способов их разрешения.

 

      1. Социальные нормы  и их классификация

      Нормы - это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.3  Нормы могут иметь отношение к самым различным объектам и процессам: естественным (природным), техническим, социальным и указывает на границы, пределы, в которых тот или иной объект сохраняет свое качество, способность к функционированию, остается самим собой (не утрачивает сущность).

      В юриспруденции широко используются понятия социальной, технической и правовой норм. В свою очередь, они выступают обязательным структурным компонентом таких надстроечных систем, как политика, мораль, религия, нравственность, эстетика и др.

      Технические нормы основаны на познании природы, регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой, например, «человек и машина», «человек и орудия труда», «человек и производство». Особенность указанных отношений в том, что на одной их стороне - человек, а на другой - неодушевленные предметы, поэтому они носят не чисто социальный, а так сказать, полусоциальний характер. Технические нормы определяют научно обоснованные методы, проблемы, способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологическими операциями.

      Среди технических норм есть такие, которые  получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу. Их можно назвать технико-правовыми. Это в основном нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере (к примеру, правила противопожарной безопасности, эксплуатации всех видов транспорта, атомных и электрических станций, строительных работ, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с оружием, и т. п.). Некоторые из них снабжены санкциями. Другие технические нормы и в частности, действующие в бытовой сфере, не поддерживаются правом, и, следовательно, их нарушение не ведет к какой-либо юридической ответственности (например, правила обращения с различными домашними приборами - телевизорами, холодильниками, магнитофонами, и т. д.).4

    Социальные  нормы основаны на познании закономерностей развития общества, регулируют взаимное поведение людей.

      Социальные  нормы в абстрактном значении можно определить по-разному. В частности, профессор М.Н. Марченко дает следующую  формулировку: социальные нормы - это правила социально значимого поведения членов общества.5 В свою очередь профессор В.К. Бабаев считает, что социальные нормы - это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей.6 С.С. Алексеев определяет социальные нормы как социально-волевые, исторически сложившиеся или целенаправленно установленные масштабы поведения, регулирующие поведение людей в обществе7.

    Система социальных норм отражает достигнутую  ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти, качество жизни людей. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действие объективных законов, тенденций общественного развития, т. е. таких закономерностей, которые действуют с исторической необходимостью.8 Они страхуют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют в нужное русло. «Урегулированность и порядок являются именно формой общественного упрочения данного способа производства и потому его относительной эмансипации от простого случая и просто произвола».9 В этом свете не совсем ясной остается мысль В.Д. Плахова о том, что социальные нормы «социологические законы особый институт, являющийся атрибутом социальной формы движения материи».10  Получается, что объективные законы, по которым развивается человеческая история, и есть нормы, что последние представляют собой некие не зависимые от людей изначальные свойства (атрибуты) общества, в то время как они привносятся в его жизнь людьми, социальной практикой. Социальные нормы связаны так же с законами естественно - техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации.

    Таким образом, социальные нормы образуют единую систему, обеспечивая тем самым всестороннее и глубокое воздействие на жизнь общества, на все ее сферы. Эти нормы рассчитаны на то, чтобы направлять поведение людей в будущем, т.е. в заранее не зафиксированных случаях. Так как они действуют в системе, то могут подразделяться по различным основаниям. Главным является деление этих норм по сферам регулируемых отношений. Таким образом, выделяются нормы-обычаи, нормы-морали, нормы права и корпоративные нормы, а также экономические и политические нормы.

    Нормы-обычаи - это исторически сложившиеся  и в результате многократного повторения, вошедшие в привычку естественные правила поведения людей. Обычай опирается на силу привычки и существует в силу наличия фактических отношений. Здесь права и обязанности совпадают - это является главным отличием его от других социальных норм. В этом выражается его регулятивная особенность. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В нравах выражается психология определенной социальной группы. 

    В воздействии на жизнь людей общества весьма близки к обычаям традиции - сложившиеся способы поведения людей, социальных групп, передаваемые из поколения в поколение. Обычаи и традиции обладают признаками устойчивости. По сравнению с обычаем традиции представляют собой более широкое образование. Поддержка традиций обосновывается их полезностью для общества. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к социальному, культурному наследию, истории народа, государства. В ходе жизненных процессов зарождаются и утверждаются новые традиции и обычаи. В социальной жизни, прежде всего в области бытовых, семейных отношений, обычаи, традиции проявляются в обрядах, ритуалах. Обряд - это определенного характера действие или комплекс поступков человека, группы людей. Обрядовые церемонии, совершаемые в торжественной обстановке, называются ритуалом. Таким образом, о ритуале можно сказать, что это есть разновидность обычая или традиции.

    Нормы-морали - это принципы, в которых выражены отношения или взгляды на гуманизм, справедливость, достоинства человека и жизнь. Нормы-морали по своему происхождению не связаны с государственной властью, как правило, они существуют устно и реализуются на основе внутреннего убеждения человека и общественного мнения. В то же время в 60-е годы двадцатого столетия в СССР при непосредственном участии государства был разработан в письменном виде моральный кодекс строителя развития коммунизма. В нормах морали нет указания на вид возможного или должного поведения.

    Корпоративные нормы - это общие правила поведения  общественных и иных видов негосударственных организаций (например, различные виды юридических лиц). Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах этих общественных организаций. По регулятивным особенностям близки к нормам права, так как в них очерчиваются права и обязанности членов этих объединений. Корпоративные нормы обеспечиваются мерами, предусмотренными данной общественной организацией. При необходимости осуществляется соответствующее юридическое воздействие со стороны государства для восстановления принципа справедливости при возникшем конфликте интересов.

    Одной из разновидностей корпоративных норм специалисты рассматривают религиозные нормы, регулирующие отношения верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, строение и функции религиозных организаций. Свод морально-этических установлений - составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны (предписания, правила) представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. К примеру, Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права; источниками шариата являются Коран, Сунна, иджма, кияс.

    Во  «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».11 Свобода совести и религии, сотрудничество всех конфессий для достижения благополучия и согласия в мире - достижение человеческой цивилизации.

    Нормы права - результат отражения социальной деятельности. Они возникают как продукт осознания потребности ее правового опосредствования, необходимости регулирования правом общественных отношений. Правовая норма обладает определенной сущностью, имеет свое содержание и форму. Оно занимает самостоятельное место в правовой системе. В правовой норме следует выделять логическое, социально-юридическое и волевое содержание.

    Признаками  норм права являются всеобщность, общеобязательность, формальная определенность, установленность  или санкционированность компетентными  органами государства, способность  регулировать общественные отношения благодаря заключенной в них правовой информации, особой структуре и государственной гарантированности, обеспеченность принудительной силой государства и сознательностью членов общества, неоднократность действия. [15]

Информация о работе Право в системе социальных норм регулирования жизни общества