Понятие права государственной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:01, реферат

Описание работы

В нашей стране государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.

Работа содержит 1 файл

хозяйственное право.docx

— 54.77 Кб (Скачать)

Общим для объектов государственной и муниципальной  собственности является также наличие  среди них объектов, составляющих соответственно исключительную государственную  и муниципальную собственность. Закон определяет виды имущества, находящегося только в муниципальной собственности, т.е. изъятого из оборота (например, муниципальные  учреждения образования, культуры, спорта). 

Специфика муниципальной  собственности состоит в том, что ее объекты носят целевой  характер, т.е. предназначены для  решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и  иных потребностей населения соответствующих  территорий. 

Основания возникновения  муниципальной собственности, источники  ее формирования различны. Их можно  условно разделить на две группы: общегражданские способы и способы, на основании которых может возникнуть только муниципальная собственность, т.е. специальные способы возникновения  муниципальной собственности. 

Являясь специальными способами возникновения по отношению  к частной собственности, некоторые  способы возникновения муниципальной  собственности будут общими по отношению  к государственной собственности. Например: поступления от приватизации имущества; местные налоги и штрафы; плата, в том числе в натуральной  форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории данного образования; передача объектов государственной собственности  в муниципальную собственность (возможна передача объектов из собственности  Российской Федерации или из собственности  субъекта РФ) и другие способы. 

Специальными  основаниями возникновения, присущими  только муниципальной собственности, являются: отчисления от федеральных  налогов и налогов субъектов  Федерации; финансовые средства, переданные органами государственной власти органам  местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий. 

Специальные способы, носящие характер частного случая, названы в Гражданском кодексе  РФ. К ним, в частности, относится  поступление в муниципальную  собственность имущества, которое  в силу закона не может принадлежать собственнику (ст. 238 ГК). В муниципальную  собственность может перейти  недвижимое имущество, выкупленное  у собственника для муниципальных  нужд (ст. 239 ГК), в том числе в  связи с изъятием земельного участка. 

Общими для  всех форм собственности, в том числе  и для муниципальной, являются такие  основания возникновения, как прибыль  муниципальных предприятий, учреждений и организаций, имущество, полученное по сделкам, в том числе поступления  от сдачи муниципального имущества  в аренду, и многие другие способы. 

Муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, который ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом. 

4. Осуществляя  права собственника в отношении  имущества, входящего в состав  муниципальной собственности, органы  местного самоуправления имеют  право передавать объекты муниципальной  собственности во временное или  постоянное пользование физическим  и юридическим лицам, сдавать  в аренду, отчуждать в установленном  порядке, а также совершать  с находящимся в муниципальной  собственности имуществом иные  сделки. 

Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения для хозяйственной и  иной деятельности. Наделенные властными  полномочиями, органы местного самоуправления определяют цели, условия, порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной  собственности. Что касается предприятий, учреждений, организаций, не находящихся  в муниципальной собственности, действующих на территории муниципалитета в качестве частных юридических  лиц, то их взаимоотношения с органами местного самоуправления строятся на основе договора. 

Органы местного самоуправления вправе координировать их участие в комплексном социально-экономическом  развитии территории муниципального образования, но не могут ограничивать их хозяйственную  деятельность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ. 

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются  средствами местных бюджетов. Сумма  превышения доходов над расходами  местных бюджетов по результатам  отчетного года не подлежит изъятию  федеральными органами государственной  власти, что подтверждает положение  о том, что муниципальная собственность  наряду с государственной является самостоятельной формой собственности. 

Органы государственной  власти гарантируют право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования  средств местных бюджетов и самостоятельно распоряжаться свободными остатками  средств местных бюджетов, образовавшимися  в конце финансового года в  результате увеличения поступления  доходов или уменьшения расходов <*>. 

Допускается приватизация муниципального недвижимого имущества. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или  представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной  собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

1.         Венедиктов А.В. Государственная  социалистическая собственность.  М.; Л., 1948. 

2.         Егоров Н.Д. Гражданско-правовое  регулирование общественных отношений:  единство и дифференциация. Л., 1988. 

3.         Ершова И.В. Проблемы правового  режима государственного имущества  в хозяйственном обороте. М., 2001. 

4.         Краснов М.А. Введение в муниципальное  право. М., 1993. 

5.         Мозолин В.П. Право собственности  в Российской Федерации в период  перехода к рыночной экономике.  М., 1992. 

6.         Суханов Е.А. Основные положения  права собственности. М., 1999.


Информация о работе Понятие права государственной собственности