Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:01, реферат
В нашей стране государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.
Реферат
Дисциплина: Предпринимательское и коммерческое право
На Тему: «Понятие права
государственной собственности»
§ 1. Понятие права
государственной собственности
В нашей стране
государственная собственность
долгое время оставалась ведущей
формой собственности и имела
наибольший удельный вес. Концентрация
имущества в государственной
собственности и, как следствие,
ограничение имущественной
В настоящее
время законодательством
В связи с
переходом к обществу с рыночной
экономикой субъекты РФ, как государственные
образования, выступают в отношениях,
регулируемых гражданским законодательством,
на равных началах с иными участниками
этих отношений - гражданами и юридическими
лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Российская Федерация
отказалась от иммунитета в качестве
особого субъекта права в сфере
гражданских правоотношений внутри
страны.
Действующее законодательство
рассматривает государственную
и частную собственность не как
противостоящие друг другу формы
собственности, а как две составляющие
экономических отношений
В сложной системе
экономических отношений
Право государственной
собственности в объективном
смысле представляет собой совокупность
правовых норм, закрепляющих принадлежность
материальных благ Российской Федерации
и субъектам РФ, правомочия по использованию
принадлежащего им имущества и обеспечивающих
защиту прав собственников в случае
их нарушения.
В субъективном
смысле право государственной
§ 2. Субъекты права
государственной собственности
Применительно
к праву государственной
Данная сложная
структурная модель права государственной
собственности более
Статья 72 Конституции
РФ предусматривает возможность
нахождения в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов вопросов
владения, пользования и распоряжения
землей, недрами, водными и другими природными
ресурсами. Совместное ведение вопросами
собственности в отношении указанных
объектов означает прежде всего решение
на основе договора вопросов отнесения
государственного имущества к федеральной
собственности либо к собственности субъектов
РФ, но не предполагает установления общей
совместной собственности субъектов РФ,
на территории которых расположены данные
объекты, и Российской Федерации в целом.
Как собственники принадлежащего им имущества,
Российская Федерация и ее субъекты независимы
и не отвечают по обязательствам друг
друга (п. 5 ст. 126 ГК).
Указанные в
ст. 124 ГК субъекты права государственной
собственности - Российская Федерация
в целом, республики, национально-государственные
и административно-
Управление государственной
собственностью и реализация правомочий
собственника осуществляются через
систему государственных
К первой группе
относятся органы государственной
власти, наделенные общей или специальной
правоспособностью. В рамках компетенции,
установленной нормативными актами,
определяющими их правовой статус,
органы государственной власти от имени
Российской Федерации либо субъектов
РФ осуществляют правомочия собственника.
Вторую группу составляют государственные
органы, а также юридические лица
и граждане, которые выполняют
возложенные на них функции в
случаях и порядке, предусмотренных
федеральными законами, указами Президента
РФ и постановлениями
Систему государственных
органов, осуществляющих правомочия собственников
государственного имущества соответственно
от имени Российской Федерации, субъектов
РФ в пределах предоставленных им правомочий,
определяемых в законодательном порядке,
возглавляют высшие органы государственной
власти (Президент РФ, Федеральное Собрание,
Правительство РФ, президенты, правительства
и законодательные органы субъектов РФ).
Среди государственных
органов, осуществляющих правомочия собственника,
важное место принадлежит Министерству
имущественных отношений РФ, в
которое было преобразовано Министерство
государственного имущества РФ (Мингосимущество
России) в соответствии с Указом
Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 "О
структуре федеральных органов
исполнительной власти" <*>. К его
компетенции отнесены полномочия, связанные
с проведением единой государственной
политики в области имущественных
и земельных отношений; управлением
и распоряжением государственным имуществом
и земельными ресурсами в пределах своей
компетенции; регулированием деятельности
на рынке недвижимости и при осуществлении
оценочной деятельности; координацией
в случаях, установленных законодательством
РФ, деятельности в области имущественных
и земельных отношений иных федеральных
органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов РФ <**>.
Функции Министерства
имущественных отношений РФ пересекаются
с функциями другого
Особое место
в системе государственных
Федеральное казначейство
РФ по поручениям Правительства и
министра финансов осуществляет операции
со средствами федерального бюджета, участвует
в обеспечении управления и обслуживания
государственного внутреннего и
внешнего долга страны, организует
и осуществляет размещение на возвратной
и платной основе централизованных
финансовых ресурсов, находящихся в
ведении федерального Правительства,
ведение операций по учету государственной
казны. В случаях, предусмотренных
законом, Федеральное казначейство
РФ может выступать истцом в суде
в защиту права государственной
собственности.
Право защищать
интересы государства как собственника
предоставлено и Федеральной
службе по финансовому оздоровлению
и банкротству, на которую возложены
проведение государственной политики
по предупреждению банкротств, а также
обеспечение условий реализации
процедур банкротства в соответствии
с Федеральным законом от 26 октября
2002г. N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" <*>.
В системе органов
управления государственным имуществом
важное место принадлежит Счетной
палате. Основы правового положения
Счетной палаты определяются Федеральным
законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О
Счетной палате Российской Федерации"
<*>.
Счетная палата
как постоянно действующий
организацию и
проведение контроля за своевременным
исполнением доходных и расходных статей
федерального бюджета по объемам, структуре
и целевому назначению;
определение эффективности
и целесообразности расходов государственных
средств и использования
Соответствующими
органами, осуществляющими правомочия
собственника, действующими на постоянной
основе, представлена и система органов
субъектов РФ.
Как уже было
сказано ранее, вступление государства
в гражданские правоотношения возможно
с помощью государственных
В качестве примера
можно привести сложившийся в
кредитно-финансовых отношениях институт
"агентства Правительства", который
связан с правоотношениями, вытекающими
из совершения агентом отдельных
операций по поручениям Правительства.
В качестве агентов, в частности,
на которых может быть возложена
работа с внутренними и внешними
инвестициями, выступают различные
банки, деятельность которых координируется
и осуществляется во взаимодействии
с федеральными органами исполнительной
власти <*>.
§ 3. Содержание права
государственной собственности
Право государственной
собственности в субъективном смысле
включает в себя правомочия владения,
пользования и распоряжения.
Право владения
имуществом, принадлежащим РФ и субъектам
РФ, означает, что в их охраняемом
законом обладании находятся
материальные ценности. Право владения
связано с возможностью осуществлять
учет имущества и его охрану. При
передаче части имущества своим
организациям (учреждениям и предприятиям)
государство, субъект РФ сохраняют
за собой право владения этим имуществом,
поскольку правомочие владения государственной
организации не исчерпывает право
владения субъекта права государственной
собственности, оно не совпадает
с ним ни по объему, ни по назначению
<*>.
Правомочие владения
государственной организации (предприятия,
учреждения) производно, вторично по отношению
к праву владения государства, субъекта
РФ. В конечном итоге, само государственное
предприятие, а также казенное унитарное
предприятие, государственное учреждение,
как определенный имущественный
комплекс (ст. 132 ГК), являются объектом
государственной собственности, а следовательно,
находятся во владении государства, субъекта
РФ.
Право пользования
означает закрепленную за государством,
субъектом РФ возможность целенаправленно
извлекать из имущественных ценностей
выгоду в интересах всего народа
Российской Федерации, субъекта РФ в
целях удовлетворения его материальных
потребностей и создания условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное
развитие человека.
Право распоряжения
субъектов права
В науке гражданского
права существовала точка зрения,
в соответствии с которой право
распоряжения государства заключалось
"в установлении им порядка владения
и пользования народным достоянием,
распределении имущества, определении
наилучших правовых форм, в которых должно
осуществляться управление государственной
собственностью" <*>, т.е. по существу
сводилось к праву государства путем издания
законодательных актов, а также административных
актов самому устанавливать рамки своих
прав собственника и пределы их осуществления.
Информация о работе Понятие права государственной собственности