Понятие права государственной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:01, реферат

Описание работы

В нашей стране государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.

Работа содержит 1 файл

хозяйственное право.docx

— 54.77 Кб (Скачать)

                                                     Реферат

        Дисциплина: Предпринимательское и коммерческое право

           На Тему: «Понятие права государственной собственности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1. Понятие права  государственной собственности 

В нашей стране государственная собственность  долгое время оставалась ведущей  формой собственности и имела  наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной  собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы  и правомочий других собственников, исключение частной собственности  как таковой не дало положительных  результатов. 

В настоящее  время законодательством закреплено равенство всех участников гражданских  правоотношений, включая и государство (ст. 2 ГК). Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от неограниченной виндикации государственного имущества, от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности (п. 4 ст. 212 ГК). 

В связи с  переходом к обществу с рыночной экономикой субъекты РФ, как государственные  образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками  этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Российская Федерация  отказалась от иммунитета в качестве особого субъекта права в сфере  гражданских правоотношений внутри страны. 

Действующее законодательство рассматривает государственную  и частную собственность не как  противостоящие друг другу формы  собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски. Развитие частной собственности в разумных пределах под государственным контролем, как и приумножение государственной  собственности, может и должно быть выгодно всему обществу. 

В сложной системе  экономических отношений государственная  собственность представляет собой  форму собственности, имеющую целью  общенародное присвоение имущества, обособленного  от имущества других организаций  и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов  в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном  положении, согласно которому носителем  и единственным источником власти в  РФ является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ). 

Право государственной  собственности в объективном  смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ Российской Федерации  и субъектам РФ, правомочия по использованию  принадлежащего им имущества и обеспечивающих защиту прав собственников в случае их нарушения. 

В субъективном смысле право государственной собственности  включает в себя правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, осуществляемые собственниками по своему усмотрению с учетом общенародных интересов. 
 

§ 2. Субъекты права  государственной собственности 

Применительно к праву государственной собственности  ст. 214 ГК устанавливает правило о  множественности субъектов государственной  собственности, носителями которой  выступает либо Российская Федерация  в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность), либо ее субъекты в отдельности - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (в отношении имущества, составляющего  собственность субъекта Федерации). 

Данная сложная  структурная модель права государственной  собственности более предпочтительна. Без нее в период перехода от монополистической  государственной (общенародной) собственности  к системе собственности, свойственной рыночной экономике, в условиях, когда  субъекты Федерации осознали свою имущественную  и хозяйственную самостоятельность, обойтись просто невозможно <*>. 

Статья 72 Конституции  РФ предусматривает возможность  нахождения в совместном ведении  Российской Федерации и ее субъектов вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Совместное ведение вопросами собственности в отношении указанных объектов означает прежде всего решение на основе договора вопросов отнесения государственного имущества к федеральной собственности либо к собственности субъектов РФ, но не предполагает установления общей совместной собственности субъектов РФ, на территории которых расположены данные объекты, и Российской Федерации в целом. Как собственники принадлежащего им имущества, Российская Федерация и ее субъекты независимы и не отвечают по обязательствам друг друга (п. 5 ст. 126 ГК). 

Указанные в  ст. 124 ГК субъекты права государственной  собственности - Российская Федерация  в целом, республики, национально-государственные  и административно-территориальные  образования вступают в гражданские  правоотношения и действуют в  соответствии с нормами, определяющими  участие юридических лиц в  отношениях, регулируемых гражданским  законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК; гл. 7 учебника). 

Управление государственной  собственностью и реализация правомочий собственника осуществляются через  систему государственных органов  юридическими и физическими лицами, которые можно объединить в две  группы. 

К первой группе относятся органы государственной  власти, наделенные общей или специальной  правоспособностью. В рамках компетенции, установленной нормативными актами, определяющими их правовой статус, органы государственной власти от имени  Российской Федерации либо субъектов  РФ осуществляют правомочия собственника. Вторую группу составляют государственные  органы, а также юридические лица и граждане, которые выполняют  возложенные на них функции в  случаях и порядке, предусмотренных  федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства  РФ, нормативными актами субъектов  РФ по их специальному поручению и  от их имени. 

Систему государственных  органов, осуществляющих правомочия собственников  государственного имущества соответственно от имени Российской Федерации, субъектов  РФ в пределах предоставленных им правомочий, определяемых в законодательном порядке, возглавляют высшие органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, президенты, правительства и законодательные органы субъектов РФ). 

Среди государственных  органов, осуществляющих правомочия собственника, важное место принадлежит Министерству имущественных отношений РФ, в  которое было преобразовано Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество  России) в соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 "О  структуре федеральных органов  исполнительной власти" <*>. К его  компетенции отнесены полномочия, связанные  с проведением единой государственной  политики в области имущественных  и земельных отношений; управлением и распоряжением государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции; регулированием деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности; координацией в случаях, установленных законодательством РФ, деятельности в области имущественных и земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ <**>. 

Функции Министерства имущественных отношений РФ пересекаются с функциями другого государственного органа - Российского фонда федерального имущества, который действует при  Правительстве РФ в качестве специализированного  финансового учреждения на основании  Положения о нем, утвержденного  Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. N 2173 <*>. В пределах предоставленных  ему Правительством полномочий Российский фонд федерального имущества выступает  учредителем акционерных обществ, приобретает доли участия (паи, акции) в капитале обществ и товариществ, осуществляет иные действия, связанные с реализацией прав, вытекающих из владения долями участия (паями, акциями). 

Особое место  в системе государственных органов  занимает Федеральное казначейство Российской Федерации. Его деятельность по осуществлению правомочий собственника регулируется Положением о Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 августа 1993 г. N 864 (с изм.) <*>. 

Федеральное казначейство РФ по поручениям Правительства и  министра финансов осуществляет операции со средствами федерального бюджета, участвует  в обеспечении управления и обслуживания государственного внутреннего и  внешнего долга страны, организует и осуществляет размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в  ведении федерального Правительства, ведение операций по учету государственной  казны. В случаях, предусмотренных  законом, Федеральное казначейство РФ может выступать истцом в суде в защиту права государственной  собственности. 

Право защищать интересы государства как собственника предоставлено и Федеральной  службе по финансовому оздоровлению и банкротству, на которую возложены  проведение государственной политики по предупреждению банкротств, а также  обеспечение условий реализации процедур банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <*>. 

В системе органов  управления государственным имуществом важное место принадлежит Счетной  палате. Основы правового положения  Счетной палаты определяются Федеральным  законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О  Счетной палате Российской Федерации" <*>. 

Счетная палата как постоянно действующий орган  государственного финансового контроля, в частности, осуществляет: 

организацию и  проведение контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению; 

определение эффективности  и целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности. 

Соответствующими  органами, осуществляющими правомочия собственника, действующими на постоянной основе, представлена и система органов  субъектов РФ. 

Как уже было сказано ранее, вступление государства  в гражданские правоотношения возможно с помощью государственных органов, юридических и физических лиц, выполняющих  специальные поручения по осуществлению  правомочий собственника от имени государства. 

В качестве примера  можно привести сложившийся в  кредитно-финансовых отношениях институт "агентства Правительства", который  связан с правоотношениями, вытекающими  из совершения агентом отдельных  операций по поручениям Правительства. В качестве агентов, в частности, на которых может быть возложена  работа с внутренними и внешними инвестициями, выступают различные  банки, деятельность которых координируется и осуществляется во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти <*>. 
 

§ 3. Содержание права  государственной собственности 

Право государственной  собственности в субъективном смысле включает в себя правомочия владения, пользования и распоряжения. 

Право владения имуществом, принадлежащим РФ и субъектам  РФ, означает, что в их охраняемом законом обладании находятся  материальные ценности. Право владения связано с возможностью осуществлять учет имущества и его охрану. При  передаче части имущества своим  организациям (учреждениям и предприятиям) государство, субъект РФ сохраняют  за собой право владения этим имуществом, поскольку правомочие владения государственной  организации не исчерпывает право  владения субъекта права государственной  собственности, оно не совпадает  с ним ни по объему, ни по назначению <*>. 

Правомочие владения государственной организации (предприятия, учреждения) производно, вторично по отношению  к праву владения государства, субъекта РФ. В конечном итоге, само государственное  предприятие, а также казенное унитарное  предприятие, государственное учреждение, как определенный имущественный  комплекс (ст. 132 ГК), являются объектом государственной собственности, а следовательно, находятся во владении государства, субъекта РФ. 

Право пользования  означает закрепленную за государством, субъектом РФ возможность целенаправленно  извлекать из имущественных ценностей  выгоду в интересах всего народа Российской Федерации, субъекта РФ в  целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека. 

Право распоряжения субъектов права государственной  собственности должно состоять в  их возможности определять юридическую  судьбу имущества путем изменения  его принадлежности, состояния или  назначения с учетом публичных интересов. 

В науке гражданского права существовала точка зрения, в соответствии с которой право  распоряжения государства заключалось "в установлении им порядка владения и пользования народным достоянием, распределении имущества, определении наилучших правовых форм, в которых должно осуществляться управление государственной собственностью" <*>, т.е. по существу сводилось к праву государства путем издания законодательных актов, а также административных актов самому устанавливать рамки своих прав собственника и пределы их осуществления. 

Информация о работе Понятие права государственной собственности