Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:01, реферат
В нашей стране государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.
Иск об изъятии
подлежит удовлетворению, если в суде
будет доказано, что использование
земельного участка в целях, для
которых он изымается, невозможно без
прекращения права
При определении
выкупной цены в нее включаются рыночная
стоимость земельного участка и
находящегося на нем недвижимого
имущества, а также возмещаются
все убытки, причиненные изъятием
земельного участка, включая упущенную
выгоду. По соглашению с собственником
вместо изымаемого участка ему может
быть предоставлен другой участок с
зачетом его стоимости в
Земельный кодекс
РФ вводит дополнительные гарантии для
владельцев земельных участков, изымаемых
для государственных нужд. Изъятие
осуществляется в исключительных случаях,
в частности, при выполнении международных
обязательств РФ, а также размещении
объектов государственного или муниципального
значения при отсутствии других вариантов
возможного размещения этих объектов
(ст. 49). Кроме того, вводятся ограничения
изъятия для государственных
или муниципальных нужд из земель
отдельных категорий (ст. ст. 79, 83, 94,
101 ЗК).
Изъятие земельного
участка в связи с ненадлежащим
его использованием предполагает установление
фактов использования земельного участка
не по целевому назначению (ст. 284 ГК) либо
использования с нарушением законодательства
(ст. 285 ГК).
Использование
земли по целевому назначению означает
использование земельного участка
в соответствии с заранее заданными
целями: для сельскохозяйственного
производства либо жилищного или
иного строительства. Неиспользование
участка земли собственником
в соответствии с его назначением
в течение трех лет (если более
длительный срок не установлен законом)
служит основанием для принятия решения
о его изъятии.
Использование
земли с нарушением законодательства
- более широкое понятие, которое
связано с грубым нарушением правил
рационального использования
Собственник, ненадлежащим
образом использующий земельный
участок, должен быть заблаговременно
предупрежден о допущенных им нарушениях.
Если предупреждение, сделанное собственнику,
не дало положительных результатов, земельный
участок подлежит изъятию посредством
продажи с публичных торгов (при условии,
что собственник согласен с решением соответствующего
органа государственной власти или местного
самоуправления об изъятии земельного
участка). Если собственник земельного
участка не согласен с решением об изъятии
у него участка, орган, принявший решение
об изъятии участка, может предъявить
требование о продаже участка в суд.
Принудительный
выкуп государством у собственника
бесхозяйственно содержимых им культурных
ценностей допускается правилами ст. 240
ГК. Этими правилами предусмотрен выкуп
не любых культурных ценностей, а лишь
тех из них, которые в соответствии с законом
отнесены к особо ценным и охраняемым
государством и подлежат включению в Государственный
свод особо ценных объектов культурного
наследия народов Российской Федерации.
В настоящее
время правовой режим таких объектов
определяется Положением об особо ценных
объектах культурного наследия народов
Российской Федерации, утвержденным Указом
Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 <*>,
а также Постановлением Правительства
РФ от 6 октября 1994 г. N 1143 "Об утверждении
Положения о Государсвенном своде
особо ценных объектов культурного наследия
народов Российской Федерации" <**>.
Выкуп государством
таких ценностей осуществляется
по решению суда. При выкупе культурных
ценностей собственнику возмещается
их стоимость в размере, установленном
соглашением сторон, а в случае
спора - судом.
В случае приобретения
в государственную
В этих случаях
имущество должно быть отчуждено
собственником в течение одного
года с момента возникновения
у лица права собственности на
имущество, если законом не установлен
иной срок.
Отдельные авторы
полагают, что предоставленный
Такой подход следует
признать более правильным, поскольку
в случае, если основания возникновения
права собственности отпали по истечении
одного года с момента приобретения
вещи, собственник лишается предоставленной
ему льготы в течение одного года
самому продать эту вещь.
Если имущество
не будет отчуждено собственником
в установленный срок, соответствующий
государственный орган или
Возникновение
права собственности на основании
уплаты налогов и иных обязательных
платежей характеризуется тем, что
для его возникновения
Налоги служат
важнейшим экономико-правовым средством
государственного регулирования хозяйственной
деятельности. Действенность этих средств
зависит от множества фактов, в
том числе и от размеров обязательных
платежей (прежде всего налогов), позволяющих
сдерживать либо, наоборот, стимулировать
хозяйственную деятельность.
Согласно российскому
законодательству выморочное имущество,
у которого не оказалось наследников,
переходит к государству как
наследнику (в некоторых странах,
например, во Франции, переход выморочного
имущества осуществляется на основе
права "оккупации", не исключающей
приобретение права собственности
на такое имущество другими
Выморочным признается
имущество, у которого нет наследников
ни по закону, ни по завещанию, либо никто
из наследников не имеет права
наследовать, или все наследники
отстранены от наследования (недостойные
наследники), либо никто из наследников
не принял наследства, либо все наследники
отказались от наследства.
Выморочное имущество,
находящееся за рубежом, переходит
по наследству к государству по правилам,
установленным в договорах о
правовой помощи, участником которых
является Россия. По общему правилу, выморочное
движимое имущество передается государству,
гражданином которого к моменту
смерти является наследодатель, а выморочное
недвижимое имущество переходит
в собственность государства, на
территории которого оно находится.
Государственная
собственность прекращается также
в результате такого специального способа
прекращения права
Под приватизацией
понимается переход имущества из
публичной (государственной или
муниципальной) в частную собственность
граждан или юридических лиц
в порядке и на условиях, предусмотренных
специальным законодательством
о приватизации. При приватизации государственного
и муниципального имущества применяются
положения, предусмотренные Гражданским
кодексом, регулирующие порядок приобретения
и прекращения права собственности, если
законом о приватизации не предусмотрено
иное (ст. 217 ГК). Это означает, что "в
соответствии с общим правилом об исключении
специальным законом действия общего
закона отношения приватизации выведены
в основном из-под действия правил Кодекса"
<*>.
Надо полагать,
что обособление отношений
<*> См.: Эрделевский
А.М. Нулевой вариант российской приватизации
// Гражданин и право. 2001. N 1 (7). С. 61 - 65.
Осуществление
правомочий частного собственника по
владению, пользованию и распоряжению
имуществом находится под контролем
государства. Но и государство, как
собственник, должно находиться под
контролем закона, в котором выражены
воля всего народа и его интерес
в справедливом распределении государственного
имущества.
Основными нормативными
актами, регламентирующими
Статья 13 Закона
предусматривает десять способов приватизации
государственного и муниципального
имущества:
преобразование
унитарного предприятия в открытое
акционерное общество;
продажа государственного
или муниципального имущества на
аукционе;
продажа акций
открытых акционерных обществ на
специализированном аукционе;
продажа государственного
и муниципального имущества на конкурсе;
продажа за пределами
территории РФ находящихся в государственной
собственности акций открытых акционерных
обществ;
продажа акций
открытых акционерных обществ через
организатора торговли на рынке ценных
бумаг;
продажа государственного
или муниципального имущества посредством
публичного предложения;
продажа государственного
или муниципального имущества без
объявления цены;
внесение государственного
или муниципального имущества в
качестве вклада в уставные капиталы
открытых акционерных обществ;
продажа акций
открытых акционерных обществ по
результатам доверительного управления.
Закон РСФСР
от 4 июля 1991г. "О приватизации жилищного
фонда в Российской Федерации"
<*> (с изм. и доп.) предусматривает
приватизацию государственного жилого
фонда путем приобретения гражданами
в собственность занимаемых ими жилых
помещений на добровольной основе в форме
бесплатной передачи жилья или его продажи.
Приватизация иных объектов (земли, природных
ресурсов и др.) может осуществляться на
основании специально принимаемых законов.
По общему правилу,
приватизация осуществляется путем
возмездного отчуждения государственного
и муниципального имущества в
пользу частных лиц (физических и
юридических). В соответствии со ст.
ст. 6, 14 Закона решение о выборе способа
приватизации государственного и муниципального
имущества принимают
Продажа государственного
и муниципального имущества проводится
в форме открытого аукциона. Согласно
п. 1 ст. 18 Закона на аукционе продается
имущество, если его покупатели не должны
выполнять какие-либо условия в
связи с приобретением ими
объектов приватизации. Победителем
на аукционе становится тот покупатель,
который предложил наиболее высокую
цену за выставленный на аукционе объект.
В течение пяти дней с даты подведения
итогов аукциона с его победителем заключается
договор купли-продажи.
Продажа акций
открытых акционерных обществ проводится
в форме межрегионального специализированного
аукциона, используемого при продаже акций
небольших предприятий, и всероссийского
специализированного аукциона, используемого,
как правило, при продаже крупных пакетов
акций открытых акционерных обществ.
Информация о работе Понятие права государственной собственности