Понятие права государственной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:01, реферат

Описание работы

В нашей стране государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.

Работа содержит 1 файл

хозяйственное право.docx

— 54.77 Кб (Скачать)

Подаваемая претендентом заявка на участие в специализированном аукционе является предложением заключить  договор купли-продажи акций по итогам специализированного аукциона на условиях, опубликованных в информационном сообщении. Победители специализированного  аукциона получают акции открытого  акционерного общества по единой цене за одну акцию. 

Государственное и муниципальное имущество может  быть продано не только на аукционе. Законом предусмотрена продажа  государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения. Такая форма приватизации возможна, если аукцион по продаже  указанного имущества был признан  несостоявшимся. 

Сведения о  продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения публикуются в информационном сообщении, где обязательно указываются  цена первоначального предложения, которая должна быть не ниже начальной  цены указанного имущества на аукционе; величина снижения начальной цены; период, по истечении которого последовательно  снижается цена предложения; минимальная  цена предложения, по которой может  быть продано государственное или  муниципальное имущество (цена отсечения). 

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный  срок заявку на приобретение указанного имущества по превосходящей цене первоначального предложения либо по цене последующих предложений. 

Поданная заявка регистрируется одновременно с регистрацией договора купли-продажи указанного имущества, после чего, не позднее  чем через 30 дней после полной оплаты, осуществляются передача государственного имущества и оформление права  собственности. 

Если продажа  государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения не состоялась, указанное  имущество в соответствии со ст. 24 Закона может быть продано без  объявления цены. Поскольку нормативная  цена такого имущества не определяется, она формируется в ходе поступления  предложений от претендентов на совершение покупки. 

Покупателем признается лицо, предложившее за государственное  или муниципальное имущество  наибольшую цену. При поступлении  одинаковых предложений покупателем  признается лицо, подавшее заявку ранее  других лиц. 

Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе осуществляется в соответствии со ст. 20 Закона. На конкурсе могут продаваться  предприятие как имущественный  комплекс или акции созданного при  приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более  чем 50% его уставного капитала, при  условии, что в отношении объекта  приватизации его покупатель обязан выполнить объявленные организаторами конкурса условия. 

Конкурс является открытым по составу участников и  закрытым по форме подачи предложений  о цене имущества. Право приобрести в собственность выставленный на конкурс объект приватизации получает тот покупатель, который предложил  наиболее высокую цену за этот объект, взяв на себя выполнение всех обязательств, предусмотренных условиями конкурса. 

Право собственности  на имущество, которое приватизируется  на конкурсе, возникает у победителя конкурса не сразу, а лишь после выполнения им условий конкурса. Срок выполнения условий конкурса не может превышать  одного года. 

До перехода к победителю права собственности  он может осуществлять определенные полномочия, установленные ст. ст. 19, 20 Закона, связанные с управлением  делами акционерного общества или унитарного предприятия. 

В случае неисполнения победителем конкурса условий, а  также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных  или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, приобретенный по конкурсу объект подлежит безвозмездному отчуждению соответственно в государственную или муниципальную собственность. Сделка по приватизации государственного или муниципального имущества расторгается с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой. 

Продажа за пределами  территории РФ находящихся в государственной  собственности акций открытых акционерных  обществ предусмотрена ст. 21 Закона. Проданные за пределами РФ такого рода акции могут быть использованы в качестве обеспечения ценных бумаг, которые, в свою очередь, выпускаются иностранными эмитентами. Таким образом, создается наиболее надежный способ защиты прав и интересов держателей ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами. 

Приватизация  посредством продажи акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг предусмотрена  ст. 22 Закона и осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором  торговли. 

Для целей продажи  акций открытых акционерных обществ  через организатора торговли могут  привлекаться брокеры, с которыми заключается  договор. Условия договора должны предусматривать  продажу указанных акций по цене, которая не может быть ниже начальной  цены, определенной правилами, исходящими от организаторов торговли. 

Информация о  продаже акций открытых акционерных  обществ, равно как и информация о совершенных сделках с ними, подлежит опубликованию. 

Внесение государственного или муниципального имущества в  качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ осуществляется в соответствии со ст. 25 Закона, по решению  соответственно Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления с целью  учреждения открытых акционерных обществ  либо в порядке оплаты размещаемых  дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных  обществ. 

С целью установления государственного контроля за деятельностью  акционерных обществ установлено  правило, в соответствии с которым  доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности  РФ, субъекта РФ, муниципального образования  в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом  РФ в отношении стратегических акционерных  обществ. 

Впервые Законом  предусмотрена приватизация посредством  продажи акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления. В соответствии со ст. 26 Закона лицо, заключившее по результатам  конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества, приобретает эти акции  в собственность после завершения срока доверительного управления, в  случае исполнения условий договора доверительного управления. Следовательно, по типу аренды с правом последующего выкупа арендуемого имущества Законом  предусмотрено в качестве одного из способов приватизации заключение договора доверительного управления акциями  открытого акционерного общества с  правом их последующего выкупа. 

Преобразование  государственных и муниципальных  унитарных предприятий в открытые акционерные общества предполагает смену организационно-правовой формы  юридического лица. Первоначально акции  этих обществ обязательно остаются в собственности государства  или муниципального образования. Впоследствии акции могут также полностью  остаться в собственности государства  или муниципальных образований  или быть проданы юридическим  и физическим лицам полностью  или частично. 

В целях обеспечения  контроля за деятельностью открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, органы государственной и муниципальной власти получили возможность вводить, по своему усмотрению, специальное право "золотой акции" <*>, что дает возможность влиять на принятие решений органами управления акционерных обществ. 

Для осуществления  всех способов приватизации и возникновения  частной собственности на объекты  приватизации всегда требуется сложный  юридический состав. Например, договор  и решение административного  органа - для возникновения права  собственности на жилье; прогнозный план (программа) приватизации имущества, заявка и иные документы, предоставляемые  покупателем, внесение задатка для  участия в приватизации, заключение договора купли-продажи и т.д. - для  возникновения права собственности  на предприятие. 
 

§ 6. Право муниципальной  собственности 

1. Понятие муниципальной  собственности давно известно  отечественному гражданскому праву.  Оно было введено еще в Гражданский  кодекс РСФСР 1922г. За последнее  время это понятие было развито  и закреплено в Законе СССР  от 6 марта 1990г. "О собственности  в СССР", в Законах РСФСР  от 24 декабря 1990г. "О собственности  в РСФСР", от 6 июля 1991г. "О местном  самоуправлении в Российской  Федерации", Федеральном законе  от 28 августа 1995г. N 154-ФЗ "Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации", в Конституции РФ 1993г.  и ГК 1994г. 

Законодательное определение места и значения муниципальной собственности среди  других форм собственности менялось. Так, в ГК 1922г. муниципальная собственность  рассматривалась как разновидность  государственной собственности  и не имела самостоятельного значения. В Законе "О собственности в РСФСР" муниципальная собственность представлялась как соединение собственности административно-территориальных образований низшего уровня (городов, районов, поселков и т.д.) и собственности органов территориального общественного самоуправления, например, советов микрорайонов или других общественных образований, признанных юридическими лицами, в результате чего был сделан вывод о том, что муниципальная собственность в Законе представлена как переходная форма от государственной собственности к собственности юридических лиц <*>. 

В Конституции  РФ 1993г. и Гражданском кодексе  РФ муниципальная собственность  наряду с государственной отнесена к публичной собственности, поскольку  ее субъекты являются публично-правовыми  образованиями, и выступает как  самостоятельная форма собственности. 
 

Законодательное закрепление муниципальной собственности  наряду с государственной в качестве самостоятельной формы собственности  имеет целью приблизить к реальному  обладанию материальными благами  тех, кому они по праву принадлежат, - народу. Преимущество муниципальной  собственности перед государственной  заключается в том, что владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной  собственности, осуществляются населением непосредственно или представительными  органами местного самоуправления в  соответствии с волей и в интересах  населения. 

2. К субъектам  муниципальной собственности согласно  п. 1 ст. 215 ГК относятся городские  и сельские поселения и другие  муниципальные образования в  целом, которые регистрируются  в Едином федеральном реестре  муниципальных образований в  соответствии с Постановлением  Правительства РФ от 19 января 1998г. N 65 "О Федеральном реестре муниципальных  образований в Российской Федерации". 

Муниципальная собственность является экономической  основой местного самоуправления. Местное  самоуправление заключает в себе право и действительную способность  самостоятельного решения населением под свою ответственность вопросов местного значения, владения, пользования  и распоряжения муниципальной собственностью, исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций. 

Управление такой  собственностью должно находиться в  ведении представительных (выборных) органов. Однако не исключается участие  в управлении муниципальной собственностью иных органов местного самоуправления, структура которых определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ). 

Таким образом, от имени соответствующего муниципального образования - собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять органы местного самоуправления, не являющиеся собственниками вверенного им имущества (ст. ст. 125, 215 ГК). Совершенно очевидно, что действующие  в качестве юридических лиц выборные и иные органы местного самоуправления, а также территориального общественного  самоуправления могут быть организованы соответственно только в форме финансируемых  собственником учреждений, общественных организаций, иных формах, которые предусмотрены  ч. 3 п. 2, п. 3 ст. 48 ГК. 

3. В состав  объектов муниципальной собственности  входят средства местного бюджета,  муниципальные внебюджетные фонды,  имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие  природные ресурсы, которые находятся  в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, другие объекты. 

Муниципальное имущество, подобно государственному, делится на две части. Одну часть составляет имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Другую составляет муниципальная казна соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями. 

Информация о работе Понятие права государственной собственности