Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:41, курсовая работа
Сегодня Россия находится на пути становления гражданского, социально развитого общества. Согласно Конституции РФ, Россия – это социальное государство, и в России высшей ценностью провозглашается человек, его права и свободы (ст. 2, 7). Государство берет на себя обязанности социальной защиты всех граждан. Особое внимание социальной политики государства направлено на лиц попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в социальной помощи, менее защищенных и уязвимых.
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоретическое понимание социальной проблемы………………………………4
1.1. Алкоголизм как социальная проблема……………………………………...6
2.1. Бедность как социологическая проблема………………………………….10
2.1.1 понятие бедности ………………………………………………..……...10
2.1.2 типология бедности………………………………………………...…...11
2.1.3 причины бедности……………………………………………………....14
2.1.4 критерии бедности……………………………………………………....15
3.1.Социальные проблемы молодежи………………………………………….17
3.1.1 положение молодежи в обществе……………………………………...17
3.1.2 обзор проблем современной молодежи……………………………….18
3.1.3 социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи……………………………………………………………………………19
4.1.Наркомания как социальная проблема……………………………………..22
4.1.1 определение наркомании……………………………………………..22
4.1.2 причины наркотической зависимости……………………………….24
2.Анализ мер и путей решения социальных проблем…………………………...26
2.1 Методы борьбы с алкоголизацией населения………………………….26
2.2 Пути решения проблемы бедности в Российской Федерации………......34
2.3 Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации…………………………………………………………………………..42
2.3.1 Система мер по сокращению предложения наркотиков……...……..45
2.3.2 Система мер по сокращению спроса на наркотики……………...…..49
3. Основные итоги и перспективы развития Арамильского городского округа……………………………………………………………………………….56
Заключение…………………………………………………………………………60
Список литературы………………………………………………………………...62
В Совете Федерации
ФС РФ в 2004 году прошло заседание “круглого
стола” на тему “Преодоление бедности
- необходимое условие экономического
роста и развития социального государства”.
Вот основные позиции, высказанные на
нём в отношении бедности в РФ.
Д. Шавишвили (на тот момент руководитель
секции Экспертного совета Комитета Совета
Федерации ФС РФ по социальной политике)
отмечал, что есть два основных пути борьбы
с бедностью. Первый - мобилизовать для
этой цели бюджет. И второй - сделать гражданина
финансово самодостаточным.
Е. Марков (на тот момент президент Союза
малых городов РФ) заявлял, что Правительство
РФ должно обеспечить хотя бы минимальную
доходную часть бюджетов муниципальных
образований. Без этого, по его мнению,
проблему бедности и нищеты не решить.
А центральные органы власти, считал он,
наоборот, перераспределяет ответственность
за выполнение социальных функций на региональный
и местный уровень. В результате увеличивается
отток населения туда, где можно найти
работу, немало от этих тенденций и других
негативных тенденций.
М. Николаев (на тот момент заместитель
председателя Совета Федерации ФС РФ)
сделал упор на недопущении дальнейшего
разрастания масштабов бедности в стране.
Он предлагал осуществлять повышение
платы за труд, а также повысить размеры
социальных пособий.
В. Будько (на тот момент заместитель председателя
Федерации Независимых Профсоюзов России)
считал, что уменьшить уровень бедности
в РФ можно путём создания и развития рабочих
мест, а также достойной заработной платы.1
По мнению Всемирного
банка, для решения проблемы бедности
России нужно кардинальным образом
пересмотреть политику социальных выплат.
Банк призывает Россию повысить адресность
действий по снижению бедности и сфокусировать
свои действия на особо бедных гражданах
(как нетрудоспособных, так и трудоспособных,
но безработных, в первую очередь в регионах),
повысив им социальные выплаты. Правда,
российские эксперты не соглашаются с
такой точкой зрения и говорят, что самое
главное на сегодня - не повышать трудоспособным
безработным пособия, а пытаться обеспечить
их рабочими местами.2
По словам советника
представительства Всемирного банка в
Москве Андрея Маркова, для «устойчивого
решения» проблемы бедности нужна, во-первых,
адресная социальная помощь. Причем программы
помощи должны быть изменены так, чтобы
они «заставляли граждан выходить из бедности».
Во-вторых, необходимо решить проблему
с низкой заработной платой бюджетников.
В-третьих, нужно дать малому и среднему
бизнесу возможности для экономического
роста.3
Галина Карелова
(на тот момент заместитель Председателя
Правительства РФ) в своей статье в
Российской газете (2004 год) отмечала, что
для искоренения бедности необходимо
решить ряд непростых задач. Это и выравнивание
экономических возможностей регионов,
поддержка социально уязвимых групп населения,
совершенствование адресной поддержки,
ее персонификация, обеспечение роста
денежных доходов населения, в том числе
увеличение зарплаты (с учетом опережающего
роста производительности труда), улучшение
пенсионного обеспечения.4
Нужна ясная
стратегия борьбы с бедностью, которая,
как считает директор научных программ
Независимого института социальной политики
Лилия Овчарова, будет эффективна при
решении следующих первоочередных задач.
Первая - сделать доступными и адресными
ресурсы социальной защиты для крайне
бедных (а их количество составляет не
менее 10 процентов населения). Вторая -
увеличить доходы граждан, имеющих определенный
профессиональный, социальный и адаптационный
потенциал. Это позволит людям не только
удовлетворить минимальные потребности
(в питании, одежде и обуви), но и получить
необходимый уровень здравоохранения,
образования и культуры. Именно рост заработной
платы вкупе с эффективными адресными
социальными программами являются определяющими
факторами сокращения бедности.
Одним из факторов
удачной борьбы с бедностью является
стабильный экономический рост в стране.
Только в этом случае предпринимаемые
меры принесут результат. К основополагающим
мерам по борьбе с бедностью можно отнести
следующие:
- увеличение заработной платы (особенно
в бюджетной сфере);
- увеличение социальных пособий и пенсий;
- увеличение МРОТа и прожиточного минимума;
- увеличение занятости населения.
Также необходимо отметить, что нынешний
экономический кризис существенно усложняет
борьбу с бедностью, так как при экономическом
спаде, реализация вышеназванных мер не
является эффективной. Например, каким
можно образом увеличить занятость населения,
если на предприятиях, в связи с финансовым
кризисом, происходят массовые увольнения
работников. Увеличения социальных пособий
и пенсий тоже ни к чему не ведут, потому
что увеличиваются цены на продукты питания.
Сущность и принципы государственной молодежной политики.
Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной социальной
незащищенностью превращают молодежь в дестабилизирующую общественную силу.
Вместе с тем речь идет о формировании пополнения, способного принять на себя заботу о будущем страны, т.е. необходимости эффективного использования созидательного потенциала молодежи.
Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Государственная
молодежная политика – это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества.
Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения.
Основными целями государственной молодежной политики являются:
· Содействие социальному, культурному, культурному и физическому
развитию молодежи;
·
Недопущение дискриминации
· Создание условий для полного участия молодежи в социально-
экономической, политической и культурной жизни общества;
· Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
· Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах
общественного развития и самой молодежи.
Реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:
Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;
Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой
защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и
трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.
Разработка и реализация государственной молодежной политики осуществляются на двух уровнях: общереспубликанском и региональном.
Основные мероприятия государственной молодежной политики на федеральном уровне с 1995 года осуществлялись в соответствии с федеральной программой «Молодеж России», одобренной Президентом РФ Указом № 1992 от 15.09.1994 годах. В рамках этой программы, ставшей ныне Президентской, среди приоритетов выделена задача, обеспечить молодежь информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Таким образом, впервые закреплена позиция, что, информационная поддержка является первоосновой социального обслуживания молодежи.
Социальное назначение систем информационного обеспечения молодежи
определяется
расширением возможностей молодежи
для самостоятельных и
Работа по созданию единой общероссийской информационной системы для молодежи ведется несколько лет рядом федеральных ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов РФ и при участии молодежных и детских общественных объединений, научных коллективов. Впервые в практике России предусматривается создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан – молодых людей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и т.д. Ведется работа по подключению российских информационных центров к европейской компьютерной информационной сети. С учетом того, что около 70 % молодых людей отмечают нехватку информации при решении своих проблем, развитие информационных услуг для молодежи является одной из важнейших государственных задач в области социально-экономического и культурного развития России.
Проблематичным остается состав информационных услуг. Формирование
информационной системы для молодежи в качестве социальной службы началось в конце 80-х годов ХХ века молодежной общественной организацией – комсомолом – при поддержке государства, но ввиду изменения структуры молодежного движения в начале 90-х годов потеряла системность. Современные молодежные и детские объединения не в состоянии самостоятельно решать такую крупную задачу.
Тем не менее, перспектива
развития системы социального
Начинается движение в этом направлении и в субъектах РФ. Начала формироваться нормативно-правовая база государственной поддержки на региональном уровне социальных инноваций молодежных объединений (Московская, Волгоградская, Тульская области и др.).
В целом же пока именно на уровне законодательства субъектов РФ получает
закрепление приоритет информационных услуг в системе социального обслуживания молодежи, что соответствует идеям, составившим концепцию государственной молодежной политики в РФ.
Также в программе «Молодеж России» есть и другие вопросы решения:
Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем.
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть
реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности
социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди молодежи рассматривается среди молодежи как
обеспечение
наиболее благоприятных социально-
каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.
Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.
Информация о работе Социальные проблемы России и пути их решения