Социальные проблемы России и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:41, курсовая работа

Описание работы

Сегодня Россия находится на пути становления гражданского, социально развитого общества. Согласно Конституции РФ, Россия – это социальное государство, и в России высшей ценностью провозглашается человек, его права и свободы (ст. 2, 7). Государство берет на себя обязанности социальной защиты всех граждан. Особое внимание социальной политики государства направлено на лиц попавших в трудную жизненную ситуацию, нуждающихся в социальной помощи, менее защищенных и уязвимых.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоретическое понимание социальной проблемы………………………………4
1.1. Алкоголизм как социальная проблема……………………………………...6
2.1. Бедность как социологическая проблема………………………………….10
2.1.1 понятие бедности ………………………………………………..……...10
2.1.2 типология бедности………………………………………………...…...11
2.1.3 причины бедности……………………………………………………....14
2.1.4 критерии бедности……………………………………………………....15
3.1.Социальные проблемы молодежи………………………………………….17
3.1.1 положение молодежи в обществе……………………………………...17
3.1.2 обзор проблем современной молодежи……………………………….18
3.1.3 социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи……………………………………………………………………………19
4.1.Наркомания как социальная проблема……………………………………..22
4.1.1 определение наркомании……………………………………………..22
4.1.2 причины наркотической зависимости……………………………….24
2.Анализ мер и путей решения социальных проблем…………………………...26
2.1 Методы борьбы с алкоголизацией населения………………………….26
2.2 Пути решения проблемы бедности в Российской Федерации………......34
2.3 Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации…………………………………………………………………………..42
2.3.1 Система мер по сокращению предложения наркотиков……...……..45
2.3.2 Система мер по сокращению спроса на наркотики……………...…..49
3. Основные итоги и перспективы развития Арамильского городского округа……………………………………………………………………………….56
Заключение…………………………………………………………………………60
Список литературы………………………………………………………………...62

Работа содержит 1 файл

Эконом.география.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

     Молодежь  в наибольшей степени оказалась подверженной воздействию негативных проявлений новой социальной реальности. Сегодня у нее среди социальных ценностей труд оказался на одном из последних мест широко распространено мнение, что труд не является источником жизненного успеха. (Следует заметить, что подобная оценка труда характерна сегодня не только для российской молодежи. Она имеет место в развитых странах мира, в том числе ФРГ, США, Японии).

     Происшедшая резкая социальная дифференциация молодежи по уровню материальной обеспеченности, привела к неравенству шансов молодежи в получении более престижных и финансово обеспеченных видов труда. Государство, призванное обеспечить равенство этих шансов у подрастающего поколения, к сожалению, пока не занимается этой проблемой.

     Изменить  ситуацию в этом вопросе невозможно без кардинального изменения всей экономической, социальной и правовой политики государства. Пока же она является главной питательной почвой, формирующей негативное отношение к добросовестному труду, к труду как важнейшей социальной ценности, способствующей развитию личности. В этой связи примечателен такой факт: в государственной молодежной политике среди основных приоритетов отсутствует направление, связанное с вопросами труда.

     Актуальной  и сложной социальной проблемой  социально российского общества является оптимизация рынка труда и системы профессионального образования. Старые методы такой оптимизации не годятся, а новые еще только формируются.

4.1 Наркомания как социальная проблема

   4.1.1.  Определение наркомании

      Наркомания (это слово образовалось от греч. narkē оцепенение, сон + mania безумие, страсть, влечение) - хронические заболевания, вызываемые злоупотреблением лекарственными или нелекарственными наркотическими средствами. Характеризуются возникновением патологического влечения к наркотическому средству (психической зависимости), изменением толерантности к наркотическому средству с тенденцией к увеличению доз и развитием физической зависимости, проявляющейся абстинентным синдромом, при прекращении его приема.

      Атмосфера самоуспокоенности в 60 – 70-е годы оказалась одной из главных причин того, что в обществе не замечали нарастающую острую социальную проблему – наркоманию. Как показывает анализ реально сложившегося положения, она не замыкается в рамках каких-то общностей, члены которых полностью деградировали в социально-нравственном отношении. Это зло охватило практически все общественные группы и поразило представителей наиболее дееспособной части населения.

      Наркомания распространена главным образом среди мужчин в возрасте до 35 лет, проживающих в городах. Особенно тревожит то, что треть из них – молодежь до 25 лет. Хотя наркомания представляет собой прежде всего городскую проблему, география потребления наркотических средств расширилась, пагубное пристрастие проникло даже в отдаленные сельские районы.

      С точки зрения уровня образования  наркоманы мало чем отличаются от своих сверстников: подавляющее  большинство (83,3%) имеет среднее, незаконченное  высшее или высшее образование, 61,7% работают, 5,8% учатся, не работают и не учатся 24,8%.

      Велик среди них и удельный вес ранее  судимых (46%): почти каждый второй был  наказан за преступления, связанные  с наркоманией, а каждый четвертый  – за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку наркотических  веществ без цели сбыта.

      Примерно  каждый второй живет в семье, где  кто-то злоупотребляет спиртными или  наркотиками, имеет судимость или  тяжело болен, часто психическими или  нервными заболеваниями.

      Весьма  широко распространена полинаркомания. Гашиш принимают 83,9%, морфий – 46,7, опий – 43,8, кокаин – 11,7, героин – 2%. Большинство – примерно ¾ - начали с гашиша, который вопреки бытующему мнению о якобы незначительной вредности приводит к тяжким последствиям. Вызывает озабоченность и то обстоятельство, что многие относятся к категории хронических наркоманов, т. е. лиц, давно и систематически принимающих наркотики.

      Потребители наркотиков платят за них немалые  деньги. Разумеется, соответствующие  суммы большинство потребителей наркотиков могут достать только преступным путем, так как многие из них не работают, а если и трудятся, то таких денег не зарабатывают. Все это позволяет сделать вывод, что наркомания стала такой общественной язвой, не замечать которую уже нельзя: требуется глубокая проработка мер борьбы с этим явлением, в том числе и посредством выявления глубинных социальных причин.

    4.1.2. Причины наркотической зависимости

 

     Существует  несколько причин приема наркотика:

     Социальные:

  • Неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья );
  • Широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности;
  • Неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;
  • Проживание в районах с низким имущественным цензом (районы городского дна)

    Конституционно-биологические:

  • Наследственная отягощенность психическими или наркологическими  заболеваниями.

     Традиционные:

  • Культурное потребление психоактивных веществ в данной местности.

     Индивидуально-психологические:

  • Подражание более старшим или авторитетным сверстникам;
  • Попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
  • Стремление соответствовать обычаям значимой для них группы сверстников;
  • Аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неуступчивость характера);
  • Протестные реакции (назло),  против старших (родителей, педагогов);
  • Самодеструктивное поведение;
  • Любопытство;
  • Подчинение давлению и угрозам.

     Формирование  болезненного влечения к наркотическим  веществам происходит на фоне их привычного употребления и во многом зависит  от характерологических особенностей личности и наркогенности препарата.

     Из  всего этого хочу выделить три  наиболее распространенные причины, приводящие к употреблению наркотиков:

    1. От  скуки (из любопытства);
    2. За компанию;
    3. Уйти от реальности и проблем

       Но конечной причиной употребления  наркотиков является непонимание  огромной ценности человеческой  жизни. Нежелание прилагать усилия для достижения желаемого результата в жизни приводит к ложному чувству, что помочь может только наркотик.

2. АНАЛИЗ МЕР И ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

   2.1 Методы борьбы с алкоголизацией населения

В мире накоплен колоссальный опыт, позволивший выделить меры 
государственной алкогольной политики, способные эффективно снижать бремя 
алкогольного вреда. Эти меры зарекомендовали себя повсюду в мире, однако, оказались особенно эффективными в североевропейском регионе. Наиболее эффективные меры государственной алкогольной политики включают уменьшение доступности алкоголя, в особенности крепких напитков, экономически, в пространстве, во времени и по возрасту, а также краткие консультации врача для групп риска. Все вышеназванные меры должны 
получить адекватное информационно-разъяснительное обеспечение, направляемое государством.

Все приведенные  ниже эффективные меры государственной алкогольной политики должны незамедлительно быть закреплены в законодательстве, в том числе путем разработки законодательных инициатив по отдельным острым проблемам.

Ценовое регулирование является наиболее эффективным способом добиться 
снижения потребления алкоголя. Повышение цен на алкоголь, как и на любой другой товар, приводит к снижению спроса. Для России особенно актуально повышение стоимости крепких напитков. Расчеты показывают, что ценовая доступность водки (соотношение между ценой литра водки и зарплатой среднестатистического россиянина) является ключевой детерминантой смертности среди мужчин трудоспособного возраста в России.

 
 

Исключение, подтверждающее правило, составляет 1991 г., когда относительная цена водки номинально понизилась, но реально водка оставалась дефицитным товаром, поэтому смертность мужчин трудоспособного возраста и не выросла. Напомним также, что, судя по половозрастной структуре смертей от случайных отравлений алкоголем, мужчины трудоспособного возраста - далеко не единственная группа населения, вносящая вклад в алкогольную смертность. 
Все это свидетельствует о том, что ключевым путем снижения уровня смертности в России является повышение акцизов на крепкие алкогольные напитки. В Скандинавии, Польше, странах Балтии эта мера в значительной степени способствовала снижению тяжести алкогольных проблем. 
С другой стороны, повышение акцизов на водку должно, без сомнения, 
сопровождаться серьезным усилением борьбы с производством и продажей нелегальных и суррогатных алкогольных напитков.

Борьба  с нелегальным  алкоголем

Около половины нелегальных крепких напитков в России составляет обычная водка, продаваемая нелегально, до 30% - самогон и до 20% - спиртосодержащие жидкости (технического и парфюмерного назначения) и аптечные настойки. Все эти токсичные и дешевые жидкости представляют серьезную опасность для жизни и здоровья граждан России, а значит, государство должно стремиться минимизировать их присутствие на алкогольном рынке.Необходимо ужесточить ответственность за нелегальное производство и продажу спиртных напитков, которые обеспечивают около 50% потребления крепких напитков. Безакцизный выход на рынок такой продукции резко снижает ее рыночную цену и делает доступной для широкого круга потребителей. 
Представители экспертного сообщества выдвигали следующие предложения по 
борьбе с нелегальными и суррогатными алкогольными напитками: 
- ужесточение наказания за производство спиртосодержащих жидкостей без 
установленной законом денатурации либо продажу спиртосодержащих настоек в таре более 25 мл и неразрешенной парфюмерной продукции (уголовное наказание, административное приостановление деятельности юр. лица); 
- государственная монополия на производство этилового спирта с выплатой 
акцизов на водку перед передачей сырья;

 - увеличение акцизов на этиловый спирт, используемый для производства 
спиртосодержащей, медицинской и парфюмерной продукции;

 - ограничение содержания этанола в медицинских спиртосодержащих настойках уровнем 10–15%;

- создание  экспертного совета, имеющего полномочия  запрещать продукцию, в значительных количествах потребляемую населением вместо нормальной алкогольной; 
- запрет самогоноварения, установление уголовного наказания за коммерческую продажу нелегально произведенного самогона.
 

Ограничение физической доступности  алкогольных напитков

Среди эффективных мер по снижению алкогольных  проблем − меры, 
направленные на ограничение физической доступности алкогольных напитков. К таким мерам относится запрет на продажу алкогольных напитков в ночное или нерабочее время. Значительное количество смертей в России происходит после того, как выпивающие решают продолжить, идут ночью в ближайший работающий магазин и докупают спиртное. Действенный запрет на продажу алкогольной продукции или хотя бы крепких напитков в ночное время помог бы немедленно снизить уровень смертности, преступности и травматизма в стране. 
В большинстве северных стран алкогольные напитки не продаются также в один из выходных дней, чаще всего по воскресеньям, а также по субботам во второй половине дня. В России такого запрета нет, и по выходным наблюдаются 8−11% подъема смертности за счет несчастных случаев и смертей от болезней системы кровообращения. К эффективным мерам алкогольной политики государства относятся меры, направленные на сокращение количества точек, торгующих алкоголем. Существует зависимость между количеством торговых точек и алкогольной заболеваемостью, смертностью, преступностью. Если до ближайшей точки, торгующей алкоголем, идти далеко, то не каждый раз человек пойдет купить бутылку. Если же, зайдя в магазин чтобы купить хлеб, человек видит на прилавках и спиртное, это нередко провоцирует его на приобретение алкогольных напитков.

В скандинавских  странах даже после волны либерализации  алкогольной сферы 
относительная численность магазинов, торгующих хоть сколько-нибудь крепкими алкогольными напитками, на порядок меньше, чем в России. В Исландии один магазин, торгующий напитками крепче 4,75%, приходится на 15,9 тыс. человек, в Финляндии − на 6,3 тыс., в Швеции и Норвегии – на 4,5 тыс. Для сравнения, что на одно Подмосковье приходится более 15 тысяч таких точек, или одна точка на 400 человек. Два основных способа регуляции количества торговых точек – это разрешительное лицензирование и государственная монополия на розничную продажу алкогольных напитков. В России получение лицензии на розничную торговлю алкоголем носит преимущественно уведомительный характер, а стоимость лицензии недостаточно велика. Эксперты ВОЗ указывают, что система лицензирования может быть эффективной при значительной стоимости лицензии (доходы от продажи лицензий могут использоваться на лечение, профилактику или меры алкогольной политики), когда лицензии не даются автоматически, когда такие нарушения, как продажа несовершеннолетним и лицам в явном опьянении, караются санкциями, и когда лицензирование используется для ограничения количества торговых точек. Действующая система предотвращения продажи алкоголя детям должна включать следующие элементы: требование запроса документа, удостоверяющего личность у всех покупателей, визуально молодо выглядящих, строгое наказание за правонарушения, несложная практика выявления таких правонарушений. В настоящее время в России необходимо ужесточить наказание (высокие штрафы, возможность потери лицензии или административного приостановления деятельности), закрепить функции по проверкам и контрольным закупкам за определенным ведомством и утвердить простую и недолгую процедуру выявления таких правонарушений.
 

Информация о работе Социальные проблемы России и пути их решения