Роль малых предприятий в экономике Приморского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы, является изучение малого предпринимательства в РФ, в целом, и в Приморском крае в частности, рассмотрение состояния малого предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1. Обзор литературных источников 5
1.1 Понятие малого предпринимательства, нормативно-правовая основа 5
1.2 Классификация 8
1.3 Проблемы в РФ 12
2. Состояние малого предпринимательства в РФ 16
2.1 Состояние малого предпринимательства в РФ 16
2.2 Состояние малого предпринимательства по Приморскому краю 22
3. Предложение по развитию малого предпринимательства в РФ и в Приморском крае 28
3.1 Анализ развития малого предпринимательства в РФ 28
3.2 Актуальность в РФ 28
3.3 Актуальность развития малого бизнеса по Приморскому краю 32
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Приложение А 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

      Можно не сомневаться в том, что основное внимание эти многочисленные проверяющие  уделяют предприятиям малого бизнеса, ограничивая, сковывая, а нередко  прекращая деятельность этого вида бизнеса.

      Специалисты, анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем  в 40% от валового национального продукта.                

      По  данным журнала «Эксперт», доля теневой  заработной платы в России снизилась с 35,2% в 2005 г. до 27-28% а 2007 г., занимая по-прежнему значительный удельный вес. При этом речь идет, прежде всего, о малом и среднем бизнесе России. Журнал называет три главных причины такого положения:

  1. сохраняющиеся высокие ставки налогов и,  прежде всего, единого социального налога, не позволяющие осуществлять эффективную капитализацию предприятия;
  2. недоверие к власти, неуверенность в стабильности экономического и общественного положения;
  3. боязнь «левых» поборов, другими словами, боязнь криминальных структур.

     Некоторые авторы располагают по степени важности основные проблемы малого бизнеса в России в  следующем порядке.

1.Высокий  уровень налогообложения ресурсов.

2.Недоступность  кредитных ресурсов.

3.Административные  барьеры

      Здесь, как мы видим, на второе место в ряду проблем развития малого бизнеса в России выступает недоступность финансовых ресурсов. По данным А.В. Рунова, председателя правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют около 13-15 тыс. предпринимателей. Это означает, что в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают лишь 1% потенциального рынка.

      Предприятия малого бизнеса в России в своей  деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема – недостаточная  ресурсная база, как материально- техническая, так и финансовая. Практическая речь идет о создании нового сектора экономики. В течении десятилетий такой сектор у нас, в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной части массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.

      Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований считывать.

      3.3 Актуальность развития  малого  бизнеса  по Приморскому  краю

     Действия  политики администрации Приморского  края, направленна на обеспечение дальнейшего стабильного развития малого предпринимательства, повышение социально-экономической эффективности его деятельности. Конкретным итогом поставленных задач должно стать: увеличение ежегодного прироста числа субъектов малого предпринимательства на 9-10% (3200-3500 единиц); увеличение занятых в малом предпринимательстве на 3,2-3,5% ежегодно (прирост на 5,5-6,0 тыс. человек к среднесписочной численности работающих), повышение доли малых предприятий в валовом объеме выпущенных товаров и услуг по городу до 20%.

     

 

     Рисунок 3 -Основные направления реализации Программы поддержки малого предпринимательства на территории Приморского края

     Основные  проблемы, препятствующие развитию малого предпринимательства в городе, по оценкам самих предпринимателей, характеризуются следующим образом: отсутствием стабильной нормативной правовой базы, нехваткой собственных оборотных средств и ограниченным доступом к кредитным ресурсам, административными барьерами и усиливающейся конкуренцией со стороны крупных компаний, сложностью в подборе необходимых кадров.

     Для стабилизации положения и дальнейшего  развития малого предпринимательства  на территории города, прежде всего, необходимо продолжить совершенствование и  развитие системы правового обеспечения  малого предпринимательства. Так, в инспекциях Федеральной налоговой службы отсутствуют четкие критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства. В связи с этим сохраняется проблема ухода от налогообложения как малых предприятий, так и индивидуальных предпринимателей.

     В связи с этим одной из проблем  является отсутствие достоверной информации о состоянии малого бизнеса Приморского края: значительные расхождения в отчетностях налоговой и статистической служб о динамике развития малого бизнеса не позволяют оценить реальный потенциал малого бизнеса на территории Приморского рая. Сбор статистической отчетности, связанной с деятельностью малых предприятий, осуществляется в режиме выборочных квартальных обследований, а по индивидуальным предпринимателям - практически не ведется. Отсутствие достоверных статистических показателей субъектов малого предпринимательства, как в части результатов хозяйственной деятельности, так и по состоянию расчетов с бюджетом негативно отражается на проведении аналитической работы и планировании, выстраивании эффективной экономической политики.

     Не  решена проблема ведения единого  реестра субъектов малого предпринимательства. Согласно федеральному закону на территории Приморского края регистрация и  получение статуса субъекта малого предпринимательства осуществляется администрацией Приморского края. Однако реестр субъектов малого предпринимательства, в том числе и по городу Владивостоку, ведется бессистемно.

     Особенностью  положения субъектов малого предпринимательства в Приморском крае является чрезмерно высокий уровень административных барьеров и ограничений и, в частности, распространенная практика навязывания государственными и контролирующими органами малым предприятиям услуг коммерческих фирм, связанных с исполнением функций данных органов. Вопрос о создании межведомственной комиссии по устранению административных барьеров администрацией города решался совместно с предпринимателями - представителями крупнейших общественных объединений, отстаивающих интересы предпринимательства - Некоммерческого партнерства "Лига торговых предпринимателей", Некоммерческого партнерства "Ремесленная палата Приморского края", Приморской торгово-промышленной палаты и других. Комиссия создана постановлением главы администрации от 10.08.2005 №915 "О создании межведомственной комиссии по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства на территории города Владивостока" на основании предложений и замечаний представителей бизнеса. В целях развития и поддержки предпринимательства, в рамках работы по преодолению административных барьеров при оформлении документов предпринимателями, ускорения и упорядочения процедуры решения комплекса вопросов в отношении муниципального имущества, земельного регулирования и осуществления градостроительной деятельности, администрацией города разработана и внедрена система и структура "Одно окно".

     Помимо  административных барьеров развитие малого предпринимательства сдерживается рыночными барьерами. Ограниченный доступ малых предприятий к финансовым ресурсам - один из таких барьеров. По статистической отчетности в г. Владивостоке в январе-марте 2006 года в экономику г. Владивостока поступило 1,3 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. При этом финансовые инвестиции (в ценные бумаги) организаций по крупным и средним предприятиям превысили инвестиции в основной капитал в 2,8 раза и составили 3,7 млрд. рублей. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования сложилась следующим образом: основная доля инвестиций приходится на собственные средства предприятий - 70%, на привлеченные средства - 30%. Доля кредитов банка в привлеченных средствах в целом по городу составляет всего 11%.

     Основные  причины, препятствующие увеличению объема кредитования малого предпринимательства: высокие риски, отсутствие надежного заемщика, недостаток у малых предприятий ликвидного обеспечения, относительно высокая стоимость кредитов для малых предприятий.

     Одной из проблем является также доступ к недвижимому имуществу. В связи  с тем, что до 2009 года ожидается приватизация непрофильного имущества, находящегося в собственности муниципалитета, ситуация с обеспечением малого бизнеса недвижимым имуществом может ухудшиться. Учитывая это, ряд мероприятий Программы направлен на то, чтобы процесс приватизации муниципального имущества был прозрачен и доступен для предпринимателей.

     В условиях рыночной экономики значительно  обострились проблемы, связанные  с подготовкой кадров для предпринимательства. Задача администрации состоит не в том, чтобы создать максимальное количество налогоплательщиков, а в  преодолении негативных тенденций. Дело в том, что малый бизнес сузил свою образовательную деятельность, зациклился на поддержке уже существующих малых предприятий, будучи мотивирован получением разного рода преференций. Важным элементом развития потенциала деловой активности бизнеса является молодежь с ее идеями и инициативой. Однако незначительный социальный опыт, слабые практические навыки применения экономических законов и механизмов создают трудности молодежи для правильного выбора и включения их в цивилизованный мир рыночных отношений. Возникает противоречие: бизнесу нужны специалисты-практики, а из ВУЗов выходят специалисты-теоретики с небольшим практическим опытом. Обучение бизнесу должно вестись со старших классов средней школы. Сегодня в школах обучают основам экономики, но не дают основ предпринимательства.

     Таким образом, одной из задач администрации  на сегодняшний день является содействие развитию молодежного предпринимательства. Одновременно поддерживая молодежное предпринимательство, администрация  города может решить серьезную проблему для ДВ региона - отток особенно молодежи в западные регионы России. Учитывая важность этой проблемы, отдельно определены основные мероприятия по развитию и поддержке молодежного предпринимательства с выделением на их реализацию бюджетных средств. 
 

Заключение

     На  основании проведенного исследования мы пришли к следующему выводу, что  развитие малого бизнеса остается важной проблемой, которая находится лично  под контролем Президента РФ.

     В настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым, используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.

     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица.

     В мировой практике для отнесения  предприятий к малым используется более 50 критериев. Наиболее часто применяемыми критериями являются такие:

     1.средняя  численность занятых на предприятии  работников;

          2.ежегодный оборот предприятия, полученный за год;

          4.величина активов. 

     Следует учесть факт, что во всех развитых странах  первоначальным критерием является численность работников.

     В настоящее время роль и значение малого предпринимательства с методологической точки зрения необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической (предложение товаров и спрос на них; виды товаров; объемы денежных средств, которые могут истратить на эти покупки, и др.), научно - технической, социальной и политической, чтобы как можно шире понять проблему развития малого бизнеса.

     Для решения проблем  малого предпринимательства  необходимо:

  1. совершенствование нормативно-правовых актов в сфере налогообложения, государственного контроля и использования государственной собственности;
  2. создание новых схем работы с кредитно-финансовыми организациями, предусматривающих содействие реструктуризации банковской системы с целью создания специализированных кредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов;
  3. обеспечение гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий, предусматривающих организацию национальной системы гарантирования частных инвестиций в сферу малого бизнеса и их экономическую защиту;
  4. участие малых предприятий в поставках продукции для государственных нужд и инвестиционных конкурсах, финансируемых из бюджета развития Российской федерации.

Информация о работе Роль малых предприятий в экономике Приморского края