Роль малых предприятий в экономике Приморского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы, является изучение малого предпринимательства в РФ, в целом, и в Приморском крае в частности, рассмотрение состояния малого предпринимательства.

Содержание

Введение 3
1. Обзор литературных источников 5
1.1 Понятие малого предпринимательства, нормативно-правовая основа 5
1.2 Классификация 8
1.3 Проблемы в РФ 12
2. Состояние малого предпринимательства в РФ 16
2.1 Состояние малого предпринимательства в РФ 16
2.2 Состояние малого предпринимательства по Приморскому краю 22
3. Предложение по развитию малого предпринимательства в РФ и в Приморском крае 28
3.1 Анализ развития малого предпринимательства в РФ 28
3.2 Актуальность в РФ 28
3.3 Актуальность развития малого бизнеса по Приморскому краю 32
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Приложение А 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 282.00 Кб (Скачать)
stify">     Малые компании  в период финансового  кризиса, способны оперативно реагировать  на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, смягчая проблему нарастающей безработицы. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

     В   2007 года в России зарегистрировано 952 тыс. предприятий, относящихся к малому бизнесу, а также 4,7 млн. предпринимателей без образования юридического лица. В сфере малого бизнеса заняты от 17% до 19% всего трудоспособного населения России, а его доля в ВВП составляет от 10% до 12%.

     Следовательно, малый бизнес во всех частных секторах экономики России играет немалую роль по количеству созданных им рабочих мест. Относительная же значимость мелких фирм, значительно различается между профилями этих предприятий. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров.

     Оценить масштабы сектора малых предприятий  можно и на основе вклада этих предприятий  в общую сумму налоговых поступлений. На уровне отдельных городов –  поскольку сверхкрупные сырьевые предприятия  там не являются налогоплательщиками – суммарная доля налоговых поступлений от предприятий малого бизнеса –  составляет не менее 35%, а как правило            37-40%.

     Сложившаяся же за последние годы отраслевая структура  распределения малого бизнеса в  России свидетельствует о  его развитии в двух основных отраслях:  в сфере торговли и общественного питания и строительстве, как показано на рисунке 1.

        

     Рисунок 1 -Отраслевая структура малых предприятий

     Анализируя  развитие отраслевой структуры малых  предприятий за последние годы, можно с уверенностью сказать, что торговля и общественное питание занимают наибольшую долю в общем количестве предприятий малого бизнеса, что объясняется простотой организации данного вида деятельности и возможностью быстрого накопления капитала при наименьших трудовых затратах. Так в 2007 году большая часть малых предприятий работала в сфере торговли и общественного питания – 33% от общего количества малых предприятий. В строительстве осуществляли свою деятельность 25% предприятий малого бизнеса. Положительные тенденции наблюдались в сферах промышленности и транспорта: с выпуском промышленной продукции было связано 7% малых предприятий и такой же процент предприятий малого бизнеса функционировал на рынке транспортных услуг. Число предприятий, осуществляющих свою деятельность в области образования и здравоохранения остались неизменными по отношению к 2006 году, т.е. 1% и 2% соответственно.

     Рассмотрим  динамику роста малых предприятий  в разрезе некоторых отраслей, данные которой приведены в таблице 1. 
 
 

Таблица 1 - Динамика развития малого предпринимательства в РФ, %

Отрасль 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год
Промышленность 4,5 5 5,5 7
Торговля 29 30 31,5 33
Здравоохранение 1 1,5 2 2
Строительство 21 22 24,5 25
Образование 1 1 1 1
Транспорт 4 5,5 6,5 7
Прочие 39,5 35 29 25

     Изучив  динамику развития предприятий малого бизнеса  2004-2007гг., можно сделать следующие выводы: основной рост развития предприятий малого бизнеса пришелся на 2004 год. Наряду с предприятиями основных сфер деятельности, существовало большое количество неких частных фирм по оказанию различных услуг населению. Но малое предпринимательство -  динамичная форма хозяйствования, которой присущи гибкость и умение чутко реагировать на изменение рыночной коньюктуры, вследствие чего многие из существующих предприятий утратили свою актуальность, что привело к тенденции снижения их количества в прочих отраслях хозяйства. Осуществляя хозяйственную деятельность, предприятия малого бизнеса ориентируются, прежде всего на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, что несомненно повлияло на развитие основных отраслей: торговли, строительства, транспорта, промышленности, здравоохранения и образования.

     Малые предприятия традиционно ориентированы  на текущую прибыль, способны быстро реагировать на изменение спроса и предложения, оперативно удовлетворять  потребности в товарах, продукции, работах, услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда; в основном это обслуживание населения.

     Предпринимательство в незначительных масштабах не требует  больших накоплений не только из-за отсутствия необходимости в дорогостоящих  производственных фондах, но и благодаря  высокой оборачиваемости капитала.

     Однако  малые предприятия не способны выступать инициаторами создания наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда. Получая конкретные и четко сформулированные задания, необходимые материально-технические ресурсы, малые предприятия быстро перестраиваются и налаживают производство на выпуск новой продукции, товаров, услуг. Но это производство не становится массовым и серийным.

     Важна государственная поддержка малого бизнеса, особенно в период его становления. Такая поддержка рассчитана на стимулирование деловой активности и расширение объемов деятельности и обусловлена во многом тем, что малые предприятия ориентированы в основном на массового потребителя. Государственные и местные органы власти имеют возможность вовлекать в предпринимательскую деятельность свободные земли и ресурсы, нежилой муниципальный фонд, воздействовать на инвестиционную политику малых предприятий главным образом через субсидии и налоговые льготы.

     Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется по следующим направлениям:

     -  формирование инфраструктуры поддержки  и развития малых предприятий;

     - создание льготных условий использования  государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

     - установление упрошенного порядка  регистрации, лицензирования деятельности  малых предприятий, сертификации  продукции, предоставления государственной  статистической и бухгалтерской отчетности;

     - поддержка внешнеэкономической  деятельности малых предприятий.

     Существуют  фонды поддержки малого предпринимательства - некоммерческие организации, создаваемые в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Фонды поддержки малого предпринимательства являются юридическими лицами.

     • созданные на базе ликвидированных  структурных подразделений действующих  предприятий:

     • кредитные организации;

     • страховые;

     • инвестиционные фонды;

     • профессиональные участники рынка  ценных бумаг;

     • предприятия игорного и развлекательного бизнеса.

     Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства  упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год залоговыми органами по месту постановки этих субъектов на налоговый учет. Годовая стоимость патента устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта РФ в зависимости от вида деятельности. Годовая стоимость патента выплачивается ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемых органом государственной власти субъекта РФ.

     Оплата  стоимости патента засчитывается  в счет обязательства субъекта малого предпринимательства по уплате единого  налога. Уплачиваемая годовая стоимость патента зачисляется в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в соотношении один к двум.

     Законодательство  по налогу на прибыль устанавливает  определенные льготы для малых предприятий.

     Субъекты  малого предпринимательства могут применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства в первый год их работы могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет. При прекращении деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента его регистрации суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли.

     Кредитование  субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Фонды поддержки малого предпринимательства могут компенсировать кредитным организациям полностью или частично доходы, недополученные ими при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом.

     Для аккумулирования временно свободных  денежных средств создаются общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства.

     Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. Фонды поддержки малого предпринимательства могут компенсировать страховым организациям полностью или частично доходы, недополученные ими при страховании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

      2.2 Состояние малого  предпринимательства  по Приморскому  краю

     Существует  ряд важнейших проблем малого предпринимательства, для решения которых в Приморском крае  ставятся три главные задачи:

     Первая  задача — преодоление экономических  и административных барьеров. Необходимо в первую очередь обеспечить полную прозрачность в нормотворческой сфере, создавая действительно равные условия для всех субъектов предпринимательства.

     Вторая  задача — доступ бизнеса к финансовым ресурсам. Необходимо создать банковскую инфраструктуру, которая заинтересована работать во взаимодействии с бизнесом.

     Третья  задача — снижение налоговой нагрузки. Необходимо оптимизировать налоговую нагрузку на субъекты предпринимательства.

     Для поддержки малого бизнеса в Приморском крае была создана Программа "Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Владивостоке на 2006-2009 гг." (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Приморского края от 11.07.1997 №89-КЗ "О поддержке малого предпринимательства в Приморском крае".

Информация о работе Роль малых предприятий в экономике Приморского края