Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 10:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы, является изучение малого предпринимательства в РФ, в целом, и в Приморском крае в частности, рассмотрение состояния малого предпринимательства.
Введение 3
1. Обзор литературных источников 5
1.1 Понятие малого предпринимательства, нормативно-правовая основа 5
1.2 Классификация 8
1.3 Проблемы в РФ 12
2. Состояние малого предпринимательства в РФ 16
2.1 Состояние малого предпринимательства в РФ 16
2.2 Состояние малого предпринимательства по Приморскому краю 22
3. Предложение по развитию малого предпринимательства в РФ и в Приморском крае 28
3.1 Анализ развития малого предпринимательства в РФ 28
3.2 Актуальность в РФ 28
3.3 Актуальность развития малого бизнеса по Приморскому краю 32
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Приложение А 43
В
настоящее время малое
Активизация действий
Приморского края в части поддержки малого
предпринимательства является в настоящее
время весьма актуальной, а нерешенность
назревших проблем в этой области может
оказать негативное влияние на дальнейшее
развитие малого бизнеса.
Рисунок 2-Институциональная среда развития малого предпринимательства в Приморском крае
На
сегодняшний день в городе сформированы
базовые основы поддержки малого
предпринимательства. Созданы и
функционируют объекты
Таблица 2 - Динамика основных показателей субъектов малого предпринимательства по Приморскому краю в 2003-2008 гг.
Показатели | По состоянию на: | |||||
2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Число субъектов малого предпринимательства (СМП), единиц | 31279 | 34522 | 28738 | 31652 | 33804 | 28092 |
Число предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица | 24580 | 27595 | 22279 | 23739 | 24273 | 12208 |
Число малых предприятий, в т.ч. по отраслям экономики (отчитывающиеся ИФНС): | 6699 | 6927 | 6459 | 7913 | 9531 | 5325 |
промышленность | 1783 | 1770 | 1761 | 1809 | 1911 | 1905 |
строительство | 1745 | 1796 | 1749 | 1801 | 971 | 1654 |
транспорт | 1298 | 1321 | 1301 | 1374 | 1410 | 1131 |
сельское хозяйство | 28 | 24 | 20 | 20 | 19 | 29 |
торговля | 2906 | 2896 | 2732 | 3711 | 4375 | 2532 |
бытовое обслуживание | 246 | 251 | 352 | 418 | 363 | 185 |
прочие | 1693 | 869 | 1544 | 1780 | 2482 | 1693 |
Объем налоговых поступлений от СМП - всего (в тыс. руб.) | 505291 | 604790 | 561186 | 611216 | 582619 | 596651 |
Доля налоговых поступлений СМП в общем объеме бюджетных поступлений, в % | 38,0 | 35,0 | 21,8 | 23,6 | 32,5 | 38,0 |
Количество ликвидированных СМП, всего, в т.ч.: (единиц) | 6091 | 5448 | 2277 | 1436 | 872 | 538 |
-количество
предпринимателей, осуществляющих
свою деятельность без |
5574 | 4750 | 1860 | 1121 | 739 | 6548 |
-количество малых предприятий | 1517 | 1698 | 1417 | 1315 | 1133 | 1222 |
Число малых предприятий - один из основных индикаторов качества экономической среды. Из 38,1 тыс. зарегистрированных юридических лиц, внесенных в Статистический регистр хозяйствующих субъектов по видам экономической деятельности и формам собственности, малые предприятия составляют 42% (по России - 44%), что более чем в 2 раза меньше показателей развитых стран. По информации Территориального органа федеральной службы госстатистики по Приморскому краю по состоянию на 01.01.2006 на территории Приморского края число действующих субъектов малого предпринимательства составило 48092 ед., в том числе малых предприятий - 25884 ед.
Изменение динамики развития малого предпринимательства, исходя из представленной в таблице информации, обусловлено общей макроэкономической ситуацией в регионе и стране в целом. За период с 2005 по 2006 гг. количество отчитывающихся малых предприятий увеличилось на 9,2 тыс. единиц. Однако в 2003-2005 г. наблюдалась отрицательная динамика - количество малых предприятий сокращалось в целом и в том числе по отраслям. Тенденция постепенного роста наметилась лишь в 2005 г. Нестабильна ситуация и с индивидуальными предпринимателями, в течение 2007 г. произошло значительное уменьшение их количества.
Положительный ежегодный прирост малых предприятий в среднем на 1,5 тыс. единиц явно не достаточен, в виду того, что ежегодно ликвидируется от 500 до 300 малых предприятий.
Важным
показателем развития предпринимательства
является показатель "плотности"
малых предприятий (в расчете
на 100 тысяч населения). По этому показателю
регионы РФ разделены на 3 группы: низкий
уровень (плотность от 0 до 300), средний
уровень (плотность от 301 до 700), высокий
уровень (плотность от 701 и более).
Рисунок
3- Структура субъектов малого предпринимательства
по видам экономической деятельности
в Приморском крае ( %)
Сложившаяся
на сегодняшний день отраслевая структура
малого предпринимательства
При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, а именно: недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; трудности с получением банковских кредитов; усиление давления криминальных структур; нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата; отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др. Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Однако государственная поддержка малого предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями.
К главным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, можно отнести:
За последние годы количество предприятий малого бизнеса вначале несколько возросло, а затем вернулось к уровню 1997г. Абсолютное и относительное увеличение произошло лишь в торговле в общественном питании (рост за 1997-2007 гг. с 359,3 до 388,1 тыс., или с 42,7% до 46%), в здравоохранении (с 11,0до 17,4 тыс., или с 1,3% до 2,1%), в операциях с недвижимым имуществом (с 3,9 до 14,2 тыс., или 0,5% до 1,7%), в жилищно-коммунальном хозяйстве (с 2,8 до 5,2 тыс., или 0,3 до 0,6%) и в некоторых других отраслях экономики.
Вместе с тем в промышленности имеет место абсолютное и относительное снижение числа предприятий малого бизнеса (со 131,9 до 125,10 тыс., или с 16,40 до 14,5%).
Существенным недостатком следует считать абсолютное и относительное снижение числа предприятий малого бизнеса в науке и научном обслуживании (с 46,7 до 28,5 тыс., или с 5,5 дот 3,4%)и в сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения (с 10,8 до 5,6 тыс., или с 1,3 до 0,7%).
В ближайшее время в Росси нужно обновить 40 млн. рабочих мест, поскольку предприятия, создающие эти рабочие места, функционируют неэффективно, а оборудование на них устарело. На создание одного рабочего места в крупной корпорации требуется 100-150 долларов. За счет малого бизнеса это можно сделать быстрее и дешевле.
Как показывает практика, малый бизнес в России пока отстает от развитых стран. Это свидетельствует о том, что в нашей стране имеются большие резервы роста малого бизнеса.
При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, которые надо было как можно быстрее решать. Прежде всего, надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, которые позволят производить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результат деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализировать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.
Требовалось
подобрать и обучить
Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования и найти способ разрешения проблем, воздающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских неэффективных частных монополий.
Следовало
определить порядок государственного
прекращения субсидирования различных
отраслей и разработать налоговые
системы, которые обеспечат
Наконец, необходимо было решить, будет ли допущено – и если да, то когда – закрытие неконкурентоспособных фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций, как во время переходного периода, так и после его завершения.
Большинство этих проблем в полной мере относятся и к малому бизнесу.
Проблемы дальнейшего развития в России остаются в основном те же, что и были отмечены еще в материалах первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий, а именно: недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; трудности с получением банковских кредитов; усиление давления криминальных структур; нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата; отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.
Не случайно вторая Всероссийская конференция малых предприятий (март 2001г. г. Москва) получила название; «Цивилизованному предпринимательству – разумное регулирование». Конференция ставила перед собой главную цель – выявление источников чрезмерных административных барьеров в развитии предпринимательства.
Дело в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая малого бизнеса уходить в теневую экономику.
В
начале 2003 г. Министерство экономического
развития и торговли по поручению
Президента РФ провело инвентаризацию
контрольных функций государственных
органов и выявило, сколько людей имеют
прямое отношение к надзору. В результате
инвентаризации выяснилось, что общей
системы государственного контроля нет.
Надзирают и контролируют все, кому не
лень. 43 федеральных министерства и ведомства
обладают 65 проверяющими организациями.
Только в 55 из них трудятся 1056 тыс. человек.
Более 423 тыс. из них наделены правом непосредственного
контроля, остальные их обслуживают.
В регионах действуют свои контрольные органы. Только в Москве их 29, при этом государственным служащим в этой массе контролеров являются лишь 18 тыс. человек, остальные – привлеченные специалисты, которых заботят не, сколько проверки, сколько банальное зарабатывание денег путем оказания коммерческих услуг участникам рынка.
Информация о работе Роль малых предприятий в экономике Приморского края