Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:33, контрольная работа
Хозяйственный профиль района, его специализация, степень взаимоувязанности
производств обычно очень сильно влияют на начертание и структуру транспортной
сети, ее размеры и техническое оснащение, объем и структуру перевозочной
работы. На характере транспорта в районе влияют и другие факторы, например,
природные условия территории, достигнутый районом уровень хозяйственного
развития.
странами; размещение основных видов сырьевых ресурсов в восточной части
страны, а производства – в европейской, что определяет направления
грузопотоков и роль железнодорожного транспорта в качестве основного.
15 мая 1998 года
вышло Постановление
утверждающее концепцию
структурной реформы
транспорта. В ней
говорится о необходимости
федерального железнодорожного транспорта, основной целью которой является
снижение совокупных затрат на перевозки железнодорожным транспортом на
основе:
§ создания условий для демонополизации отдельных сфер деятельности
железнодорожного транспорта и развития рыночной конкуренции, доступности
инфраструктуры железных дорог для пользователей различных форм собственности;
§ сокращения затрат, финансируемых за счет тарифа на перевозки
железнодорожным транспортом, путем устранения перекрестного субсидирования
различных видов перевозок, а также введения бюджетного финансирования затрат
на удовлетворение общественных потребностей;
§ усиления государственного контроля над установлением экономически
обоснованных тарифов на железнодорожном транспорте, недопущением
злоупотребления монопольным положением на рынке транспортных услуг, а также
на рынках производства
товаров и услуг для
§
создания противозатратного
предприятий и организаций железнодорожного транспорта.
Важнейшим фактором снижения транспортных расходов является развитие
конкуренции на железнодорожном транспорте. Между тем специфика российских
железных дорог, ограничивающая конкуренцию, заключается в том, что из-за
размеров территории и уровня развития транспортной сети для перемещения
грузов на значительные расстояния железные дороги, по существу, не
конкурируют с другими видами транспорта, практически невозможна и конкуренция
при перевозках грузов по параллельным направлениям.
Кроме того, при проведении структурной реформы федерального железнодорожного
транспорта должны учитываться следующие условия:
§
поддержание управляемости
§ обеспечение бесперебойности и сохранения условий работы
железнодорожного транспорта, а также безопасности перевозочного процесса;
§
обеспечение целостности
транспортного разобщения регионов страны и ухудшения транспортного сообщения
с другими странами;
§ необходимость выполнения перевозок для государственных нужд, в том
числе для обеспече7ния обороноспособности и национальной безопасности
государства;
§ самофинансирование предприятий железнодорожного транспорта, то есть
уровень тарифов должен обеспечивать полное возмещение экономически
обоснованных затрат и расширенное воспроизводство.
Часть видов деятельности, осуществляемая в системе железнодорожного
транспорта, является монопольной. Причем по причинам технологического
характера этот монополизм не может быть преодолен традиционными рыночными
методами. Это делает необходимым выделение на железнодорожном транспорте
производственно-
и в связи с этим нуждающегося в особом регулировании со стороны государства.
К монопольному производственно-
транспорте относятся:
-инфраструктура железнодорожного транспорта;
-услуги, оказываемые предприятиями и организациями инфраструктуры
железнодорожного транспорта;
-технические и
информационные системы,
поездов и формирование заказов на пользование инфраструктурой
железнодорожного транспорта;
-централизованно
регулируемая система
расписания, а также технология обслуживания пассажирских поездов в пути
следования.
К конкурентному сектору на железнодорожном транспорте относятся:
-доставка грузов и пассажиров;
-услуги, оказываемые
грузовыми и пассажирскими
комплекс транспортно-
Реформирование структуры железнодорожного транспорта в стратегическом плане
должно происходить на базе организационного разграничения монопольного и
конкурентного секторов с перспективой отказа от осуществления естественно-
монопольных и конкурентных видов деятельности одними и теми же хозяйствующими
субъектами. Однако в среднесрочной перспективе при осуществлении
реформирования железнодорожного транспорта следует воздержаться от
механического разграничения этих двух секторов и допустить возможность
сохранения у одних и тех же организаций обоих видов деятельности исходя из
практической целесообразности.
Реформирование структуры железнодорожного транспорта осуществляется поэтапно.
Первый этап реформы 1998-1999 годы.
В этот период осуществляется научно-методическая подготовка реформирования
федерального железнодорожного транспорта, в основном разрабатывается
нормативно-правовая база, необходимая для проведения структурной реформы,
создаются компании по перевозке пассажиров в дальнем и пригородном сообщении,
и начинается формирование грузовых компаний. При этом будут приниматься меры
по финансовой поддержке социально значимых перевозок, работ и услуг за счет
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской федерации, прекращению
субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых.
Разрабатываются научно обоснованные рекомендации, и подготавливается
необходимая документация по количеству и условиям создания компаний,
финансово-хозяйственному регулированию их деятельности, условиям и порядку
взаимодействия с железными дорогами, обеспечению ими требований безопасности
движения поездов, конкретизации ответственности перед пассажиром и
грузоотправителем за обеспечение потребности в перевозках.
Продолжится вывод из структуры федерального железнодорожного транспорта и
передача в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального
хозяйства, акционирование и приватизация общестроительных организаций,
заводов, предприятий торговли и общественного питания, других предприятий и
объектов непрофильной сферы, не связанных с работой железнодорожного
транспорта.
Создаются условия для обеспечения прозрачности финансовых потоков на
железнодорожном транспорте.
Разрабатываются и вводятся новые тарифы на перевозки.
Второй этап (4-5 лет).
Отрабатываются все аспекты деятельности и взаимоотношений грузовых и
пассажирских компаний с железными дорогами и пользователями услуг в новой
структуре управления.
Завершается в основном передача объектов жилищно-коммунального хозяйства,
акционирование и приватизация предприятий непрофильной сферы.
Проводится работа по выведению из состава железных дорог или закрытию
убыточных малодеятельных линий или принимаются меры по изысканию источников
для покрытия их убыточности.
Третий этап.
В зависимости от результатов реформы на первых этапах и наличия конкуренции
на железнодорожном транспорте рассматривается вопрос разделения
инфраструктуры железных дорог на ремонтный и эксплуатационный комплексы,
возможности акционирования грузовых и пассажирских компаний.
При принятии решения об отнесении железнодорожного транспорта к иным формам
собственности, помимо федеральной, будут подготовлены необходимые изменения в
законодательстве Российской Федерации.
Роль железнодорожного транспорта в интеграционных процессах в XXI веке
В концептуальном плане цель развития транспортной отрасли в перспективе –
создание единой транспортной системы (ЕТС). Этим понятием в экономике
транспорта оп5рировали многие годы, однако, сама система до сих пор не
создана. Она предполагает не только совокупность всех видов транспорта, но и
наличие системного качества, которым не обладает отдельный вид транспорта.
ЕТС, охватывающая всю территорию страны, должна обеспе5чить коммуникационную
жизнеспособность общества. Это достигается при максимальной пропускной
способности сети и максимальной провозной способности всех транспортных
средств Вклад каждого вида транспорта предполагает использование собственных
ресурсов с учетом действий и интересов остальных участников перевозочного
процесса. Для клиентуры же безразлично, каким способом и видом транспорта
будет доставлен груз, главный критерий перевозки – срочность доставки груза,
его сохранность, приемлемая цена перевозки.
ЕТС на основе принципа согласия всех сторон выстраивает транспортный процесс
таким образом, чтобы ограничить стремление к монополизму и усилить стимулы к
развитию конкурентоспособных видов транспорта. Развитие конкурентоспособности
транспортных услуг предполагает пониженные тарифные ставки за счет совместных
транспортных вариантов схем движения грузопотоков, высокого качества
доставки, универсальности, дополнительных сервисных услуг.
Российский транспортный комплекс в силу географического положения России и
сложившейся транспортной инфраструктуры обладает высоким потенциалом развития
интеграционных процессов, в частности, между странами Европы и АТР.
Согласно исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), основными
центрами мировой торговли
Дальний Восток. Развитие пан европейской транспортной системы с созданием
транспортных коридоров в страны Центральной и Восточной Европы, выгодное
<