Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:33, контрольная работа
Хозяйственный профиль района, его специализация, степень взаимоувязанности
производств обычно очень сильно влияют на начертание и структуру транспортной
сети, ее размеры и техническое оснащение, объем и структуру перевозочной
работы. На характере транспорта в районе влияют и другие факторы, например,
природные условия территории, достигнутый районом уровень хозяйственного
развития.
Региональная
география железных
дорог
Хозяйственный профиль района, его специализация, степень взаимоувязанности
производств обычно очень сильно влияют на начертание и структуру транспортной
сети, ее размеры и техническое оснащение, объем и структуру перевозочной
работы. На характере транспорта в районе влияют и другие факторы, например,
природные условия территории, достигнутый районом уровень хозяйственного
развития. Однако
влияние экономико-
транспорта решающим.
Как видно из приложения 3, обеспеченность экономичеких районов России железными
дорогами неодинакова. Наибольшая плотность железнодорожной сети в
Калининградской области (379 км на км2).В европейской части России
данный показатель также достаточно высок (от 268 до 159). Наблюдается
закономерность: чем дальше на восток, тем меньше обспеченность регионов
железными дорогами. Наименьшая плотность железнодорожной сети на Дальнем
Востоке( 13 ). В целом по России плотность железных дорог составила 50 км на км
2. Очевидно, что требуется дальнейшее развитие сети железных дорог в
восточной части страны.
В Северном районе железные дороги составляют основу транспортной сети, они
обеспечивают как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими районами
страны. В вывозе преобладают лесные грузы, направляемые на юг и запад
европейской территории, апатиты, продукция черной и цветной металлургии; во
ввозе – уголь нефтепродукты.
Центральная и
восточная части Северного
тяготения Северной железной дороги. Конфигурация дороги складывается из
участков меридионального направления (Александров – Ярослявль – Вологда –
Архангельск), связывающих Архангельский морской порт с Москвой, участков
широтного направления (Череповец – Вологда), связывающих Северо-запад с
Уралом и Сибирью, и Печорской магистрали, протянувшейся от Коноши на Воркуту.
Архангельская область и республика Коми слабо обеспечены железными дорогами.
Многие районы здесь не имеют железнодорожных путей и обслуживаются речным
транспортом.
Наиболее крупные
грузопотоки связаны с
печорского направления характерен большой грузопоток воркутинского каменного
угля. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат, в Санкт-
Петербург, Архангельск и другие промышленные центры.
Транспортная сеть Северо-Западного района имеет ярко выраженную радиальную
структуру: почти все основные железные и автомобильные дороги расходятся
лучами из центра – Санкт-Петербурга.
Октябрьская железная дорога обслуживает Северо-западный район и западную
часть Северного района, а также небольшую территорию, входящую в состав
Центрального района. На конфигурации сети железнодорожных путей отразилось,
прежде всего, положение Санкт-Петербургского промышленного узла на берегу
Финского залива в устье реки Невы. Отсюда веером расходятся несколько
магистральных направлений: Санкт-Петербург – Москва, Санкт-Петербург –
Новгород, Санкт-Петербург – Псков, Санкт-Петербург – Таллинн, Санкт-Петербург
– Выборг.
Электрифицированная магистраль Санкт-Петербург – Москва соединяет Санкт-
Петербург с Центральным районом. Эта линия имеет благоприятный профиль,
хорошее техническое оснащение, позволяет иметь высокие скорости движения.
Электрифицированная линия Санкт-Петербург – Волхов обеспечивает подходы к
узлу с севера и востока.
Старейшая железная дорога Санкт-Петербург – Псков – Варшава обеспечивает
связи с Литвой и Калининградом. По ней осуществляются внешнеторговые связи
Санкт – Петербурга со странами Центральной Европы.
Октябрьская дорога обслуживает важные экономические связи страны. Она
обеспечивает внешнеторговые перевозки грузов многих районов через Санкт –
Петербургский и Мурманский морские порты. Наиболее грузонапряженные участки
дороги обслуживаются электрической тягой. Помимо линии Санкт-Петербург –
Москва, электрифицированы многие участки Санкт-Петербурского железнодорожного
узла, имеющие интенсивное пригородное движение.
По объему перевозок грузов Центральный район является одним из крупнейших в
стране. Это объясняется огромным масштабом потребления в районе завозимого
сырья, топлива, строительных материалов и разработкой местных сырьевых
ресурсов высокой грузоемкости. Для нужд электроэнергетики, промышленности,
строительства поступают из других районов уголь, нефть и природный газ,
металл, лес и т.д. Велика также транзитная роль района.
Центральный район
обслуживается сложной и
системой, представленной всеми видами транспорта. Ядром этой системы является
Московский транспортный узел. В узле 11 радиально расходящихся
электрифицированных железных дорог, которым принадлежит ведущее место.
Данный район
обслуживается несколькими
октябрьской, Северной, Горьковской, Юго-Восточной. Ведущее место среди
железных дорог Центра занимает Московская железная дорога, на долю которой
приходится больше половины общей протяженности сети центра. Московская дорога
обслуживает Московскую, Смоленскую, Калужскую, Тульскую, Рязанскую,
Орловскую, Брянскую, отчасти Владимирскую и Тверскую области. За переделами
Центра она обслуживает почти всю Курскую область. В состав дороги входят все
железнодорожные линии, отходящие от Московского узла, за исключением линии
через Тверь на Санкт-Петербург. Радиальные лучи магистралей следуют от Москвы
в направлении Смоленска, Брянска, Курска, Ефремова, Ростова, Екатеринбурга,
Кирова, Владивостока, Санкт-Петербурга. Их пересекают большой и малый
кольцевые обходы Москвы.
Московская дорога
характеризуется высоким
Среди ввозимых грузов большое значение имеют топливные грузы. Крупнейшим
потребителем строительных материалов и лесных грузов является Московский узел
и его окружение,
где сосредоточено крупное
Строительные материалы доставляются к узлу по всем железнодорожным
направлениям. Наибольшие потоки грузов идут из Центрально-Черноземного и
Северного районов, с Украины и Урала.
В отправлении грузов большую долю занимают перевозки стройматериалов, черных
металлов. При сравнительно малой грузоемкости продукции важнейших отраслей
специализации Центра (машиностроение, химическая и текстильная
промышленности) отправление грузов по дороге значительно уступает прибытию.
Дорога обслуживает большие транзитные потоки грузов. В северные районы
направляются транзитом хлебные грузы и уголь, в южные – машины и лес.
Интенсивный транзитный поток следует также через Брянск в Северо-Западный
район.
Московская дорога занимает первое место среди железных дорог страны по объему
выполняемых пассажирских перевозок. Высокий удельный вес городского
населения, наличие многочисленных поселков-спутников, большое количество
дачных участков вызывают массовые пассажиропотоки на пригородных
направлениях.
Основную часть территории Волго-Вятского района, а также часть Центрального,
Уральского и
Поволжского экономических
железная дорога. Из общей эксплуатационной длины дороги на Волго-Вятский
район приходится около 60%.
Горьковская железная дорога вытянута в основном с запада на восток и состоит
из двух широтных магистралей: северной (Петушки – Нижний Новгород – Киров) и
южной (Черусти – Арзамас – Казань). Эти линии связывают Центр с Уралом,
электрифицированы, двух путные. По ним выполняется основной объем
транспортной работы
дороги. Протяженность
составляет 32,5% ее длины. Более половины грузооборота дороги осваивается
этими участками.
Горьковская дорога обеспечивает транзитные потоки между восточными и
западными районами страны, в составе которых преобладают топливно-сырьевые
грузы, лес, металл, хлеб, машины, стройматериалы. Дорога выполняет большой
объем транзитных перевозок (около 50%). Основными грузами вывоза являются
лесные, нефтепродукты, машины, цемент, нерудные стройматериалы, бумага.
Грузами ввоза на дорогу является каменный уголь, нефтепродукты, черные
металлы, стройматериалы. Наиболее крупные станции дороги по объему
перевозочной работы – Нижний Новгород, Киров, Казань, Ижевск.
Горьковская дорога широко взаимодействует с другими видами транспорта,
особенно речным. Дорога пересекает Волгу и ее притоки (Каму, Оку, Вятку), что
благоприятствует
развитию смешанных железнодорожно-
В транспортной системе Центрально-Черноземного района Юго-Восточная железная
дорога занимает ведущее положение. На ее долю приходится 70%общей
эксплуатационной сети района. Дорога обслуживает Тамбовскую, Липецкую,
Воронежскую, Белгородскую области. Отдельные участи дороги входят в пределы
смежных областей – Рязанской, Тульской, Саратовской. В состав Юго-Восточной
дороги входят
центральные участки
Ростов-на-Дону и Москва – Донецк, пересекаемые с северо-запада на юго-восток
направлениями Тамбов – Саратов и Липецк – Волгоград, а с юго-запада
Балашовским ходом.
Эти магистральные участки
сети Центрально-Черноземного района.
Географическое положение Юго-Восточной дороги в общей транспортной системе
европейской части страны как кратчайшего пути из Севера и Центра на Юг
обусловило преимущественно транзитный характер работы дороги. Основные
транзитные грузы – уголь, руда, лес, металлы. Большой поток руды из КМА
следует по Балашовскому ходу на Урал. Из других транзитных грузов
существенное значение имеют перевозки машин и зерна.