Проблемы развития северных территорий России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение Северного экономического региона и выяснение его основных проблем, а также определение государственной политики по данной проблеме.

Задачами работы является изучение характеристики Северного экономического региона, отраслей специализации, актуальных проблем в данном регионе, а в связи с этим и ознакомление с государственной политикой, проводимой по данным проблемам.

Содержание

Введение........................................................................................................ 3

I. Краткая характеристика Северного экономического района…............5

1.1. Физико-географическое описание...................................................5

1.2. Население и трудовые ресурсы ......................................................9

II. Особенности и факторы развития отраслей Северного экономического региона.......................................................................................12

2.1. Развитие промышленности............................................................12

2.2 Сельское хозяйство.........................................................................23

2.3. Транспортная система....................................................................25

III. Актуальные проблемы и прогнозы развития экономики района ....28

IV. Государственная политика на Севере ................................................34

Заключение .................................................................................................41

Библиографический список .......................................................................43

Приложения ................................................................................................

Работа содержит 1 файл

курсовая тон.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

       Участники парламентских слушаний обратили внимание на необходимость восстановления действующих  ранее льгот по расчету размера пенсии исчисления стажа, а также принятия решения о сохранении в полном объеме размера пенсий при выезде из северных районов.

       Участники слушаний предлагают также внедрить систему набора и подготовки высококвалифицированных  рабочих кадров и специалистов с обязательной отработкой в северных районах. Кроме того, комплекс мер должен включать в себя систему государственного страхования здоровья северян, она должна предусматривать обязательную регулярную диспансеризацию населения, дополнительное медобслуживание и консультации людей, приезжающих на Север.

       Правительству РФ на парламентских слушаниях рекомендовали  разработать механизм соглашений правительства  и органов госвласти России с  крупными компаниями по совместной реализации программ привлечения трудовых ресурсов в районы Севера. Правительству рекомендовано также внести изменения в правила финансирования материальных затрат безработных в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность (по предложению органов службы занятости населения в части расходов по переезду безработных в районы Севера для работы там). Предлагается предусмотреть также доплату проезда членам семьи безработного гражданина и стоимость провоза багажа.

       Также, в Москве состоялась международная  конференция «Север России - наше будущее», организованная Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания России по проблемам Севера и Дальнего Востока, Европейским деловым клубом, Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Институтом проблем регионального развития.

       Конференция была посвящена обсуждению экономической  ситуации и перспектив улучшения  инвестиционного климата на Севере России. В её работе участвовали  депутаты - члены Комитета-организатора международного форума, руководители регионов, ведущие российские предприниматели и представители зарубежных государств.

       «Одна из основных проблем, - считает заместитель Председателя Государственной Думы - Артур Чилингаров, - требующая инвестиций и развития - транспортная система, стержнем которой была и остается основная магистраль Крайнего Севера - Северный морской путь (СМП), объединяющий в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири». Перевозки по СМП снизились более чем в 4 раза. Его основные элементы - ледокольный и специализированный арктический флот, морские и речные порты, речной флот сибирских рек, аэропорты и полярные станции, арктические подразделения Министерства обороны - находятся сегодня в тяжелейшем состоянии. Восстановление уровня перевозок требует согласованных действий законодателей, правительства и грузоперевозчиков.

       Также он считает необходимым создать  при Президенте России специальный  государственный орган - комиссию по проблемам Севера и Арктики, которая  бы занималась планированием политики государства на северных территориях. [13]

       Структура чистого дохода в России формируется  сейчас на 75% за счёт ренты природных  ресурсов, на 20% - за счёт капитала и  на 5% - за счёт труда, - сказала председатель Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко. В то же время в налоговой системе на долю ренты приходится около 13%, капитала - 17%, труда - 70%. Это свидетельствует о том, что возможность самофинансирования и расширенного воспроизводства в нефте- и газодобывающих отраслях есть. Для горно-химической, золотодобывающей, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, рыбной и оборонной промышленности требуется более активная поддержка, прежде всего инвестиционная.

       Валентина Пивненко уверена, что для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока  настало время расширения торгово-экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

       А именно:

    • экспорт газа и нефти;
    • экспорт энергоресурсов, металла и металлопродукции;
    • экспорт продукции деревообрабатывающей промышленности и ряда других отраслей.

       Перспективно  также и создание совместных предприятий.

       Обеспечивая развитие отраслей хозяйства, конкурентоспособных  на внешнем рынке, Север сохранил значение главного источника валютных поступлений в страну - более 60% - и важного фактора стабилизации экономики. [13]

       В Архангельске собирались более 200 ведущих российских ученых и специалистов в области экологии, геологии, биологии, химии, океанологии, метеорологии, здравоохранения, истории, представившие 16 пленарных, 122 устных и 42 стендовых доклада. В целом на конференцию поступило 439 статей из научно-исследовательских учреждений, университетов, вузов, государственных и общественных организаций Финляндии, Норвегии, Дании, Франции, Белоруссии, Украины, Архангельска, Мурманска, Апатитов, Ухты, Уфы, Сыктывкара, Петрозаводска, Нижнего Новгорода, Вологды, Екатеринбурга, Магадана, Иркутска, Норильска, Тюмени, Томска, Читы, Ханты-Мансийска, Якутска, Москвы, Санкт-Петербурга. Наибольшую активность проявили ученые республик Карелия и Коми, а также Мурманской и Ленинградской областей, так как эти регионы решают схожие проблемы и тесно связаны друг с другом. 
 Научная программа конференции включала работу десяти основных секций:

    1. мониторинг окружающей среды северных территорий РФ;
    2. сейсмический мониторинг естественных и техногенных явлений;
    3. проблемы рационального природопользования на Европейском Севере;
    4. изучение и освоение минерально-сырьевых ресурсов;
    5. пространственно-временные закономерности протекания геологических процессов, их влияние на окружающую среду;
    6. радиоактивные изотопы в компонентах природной среды Севера; химия и технология природных соединений, анализ и состояние объектов окружающей среды;
    7. проблемы биоразнообразия и состояния экосистем северных регионов;
    8. особо охраняемые природные территории и экология культуры;
    9. социально-экономическое развитие северных территорий: состояние и перспективы;
    10. медико-экологические проблемы Европейского Севера.

     Также, на данной конференции были выделены основные экологические проблемы Севера: ухудшение качества поверхностных и подземных вод, негативные последствия и угрозы глобальных изменений климата, деградация земель, изменение биоразнообразия и снижение запасов биоресурсов, ухудшение среды обитания и нарушение условий традиционного.

     Итак, несмотря на достаточно сложную ситуацию в данном регионе,  государство активно пытается решать проблемы, с которыми столкнулся Север России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Хозяйственная система нашей страны состоит  из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил - производственно-территориальные комплексы. Каждому экономическому району присуще свое сочетание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соответствии с природными и экономическими условиями районов, его транспортно-географическим положением. В каждом экономическом районе исторически сложился свой комплекс производств, а проживающее в нем население выработало определенные трудовые навыки. Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России.

     Россия - северная страна. Её экономика, валютные ресурсы, стратегические цели в значительной мере обусловлены природными богатствами северных регионов. К ним относится Северный экономический регион, который имеет свои определенные ресурсы и обладает специфическими экономическими условиями. Он составляет 6% от всей площади России (1466,3 тыс. км2 ) и не отличается высоким уровнем экономического развития, однако стал занимать видное место в производстве разнообразной продукции.

     Главные отрасли экономики Северного  экономического района связаны с  эксплуатацией природных ресурсов. Это лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (занимает 22% от всего промышленного производства), черная металлургия (20%), топливная промышленность (10%) и электроэнергетика (13%). Менее развита легкая и пищевая отрасль, машиностроение и металлообработка. Промышленность играет ведущую роль в развитии всего хозяйственного комплекса района, производя более 80% совокупной продукции, концентрируя около 80% основных производственных фондов и 68% численности занятых в основных отраслях материального производства. Ресурсно-сырьевая ориентация хозяйства региона предопределила его индустриальный характер и высокую долю добывающей промышленности.

     Северный  экономический регион в своем развитии сталкивается со многими проблемами. Так, с начала 2000 года ТЭК подвержен кризисным явлениям, а именно сокращению добычи нефти и угля, уменьшению темпов роста добычи природного газа и дефицит электроэнергии. Также, можно выделить такую проблему как деградация и разрушение природной среды, которая в свою очередь ведет к тому, что постепенно возникают многочисленные кладбища природы, превращая значительные территории в мертвый Север.

     В связи с многими проблемами, с которыми сталкивается Север России, государство проводит многочисленные конференции и совещания по вопросам развития данного района. Так, например состоялись парламентские слушания в Совете Федерации на тему «О государственной политике стимулирования граждан, привлекаемых на работу в северные районы РФ и ее правовом обеспечении». На слушаниях активно обсуждалась проблема «утечки кадров» из данного района в другие регионы страны и мира. В итоге, участники слушаний пришли к выводу о том, что необходимо создать систему экономических и социальных стимулов, которые бы сделали работу на севере привлекательной и обеспечивали компенсацию потерь, вызванных экстремальными природно-климатическими условиями Севера, низким качеством жизни и повышенными затратами на проживание там.

     Итак, для Северного экономического региона из-за специфических природных, экономических условий и своеобразия транспортно-экономического положения важным фактором перехода к рынку являются всемерное улучшение использования природно-ресурсного потенциала, развитие транспортной сети и расширение транзитных экспортных функций, создание деловых международных центров, бирж и других объектов рыночной инфраструктуры.  

Библиографический список 

  1. О государственных  гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: Федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4520-1.
  2. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 года №82-ФЗ.
  3. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июля 2000 года №104-ФЗ.
  4. Атлас: География России/население и хозяйство, 9 кл. [Карта] - М.: Дрофа, Издательство ДИК, 2008
  5. Бебрис Р.Р. Минеральные ресурсы Севера в народнохозяйственном комплексе страны : учебное пособие для вузов [Текст]/ Р.Р.Бебрис.- М.,2007 – 18-64 с.
  6. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие для вузов [Текст]/ Е.В.Вавилова - М.: Гардарики,2005. – 39-68с.
  7. Даньшин А. И., Марченко Н. А., Низовцев В. А. Физическая и экономическая география России: учебник [Текст]/ А.И.Даньшин.- М.: Айрис - пресс, 2003. – 288-318 с.
  8. Кряжков В. А. Права коренных малочисленных народов России: учебник [Текст]/В.А.Кряжков. -Государство и право, 1997. - С. 18 -23
  9. Лаженцев В.Н. Республика Коми : развитие производительных сил в условиях реформы хозяйства. [Текст]/ В.Н.Лаженцев. - Сыктывкар,2004. – 11-25 с.
  10. Морозова Т.Г., Победина М.П. Экономическая география России: учебное пособие для вузов [Текст]/ Т.Г.Морозова - М.: ЮНИТИ, 2000. – 114-129 с.
  11. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география. [Текст]/ И.А.Родионова – М.:ЮНИТИ., 2001. – 218-245 с.
  12. Скопин А.Ю. Экономическая география России: учебник. [Текст]/ А.Ю.Скопин - М.: ТК Велби, изд. ПРОСПЕКТ, 2003. – 256-284 с.
  13. Строев К.Ф. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ:учебник [Текст]/ К.Ф.Строев. - М.: Аванта+, 2006. – 36-94 с.
  14. Электронные ресурсы:

Информация о работе Проблемы развития северных территорий России