Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 17:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение Северного экономического региона и выяснение его основных проблем, а также определение государственной политики по данной проблеме.
Задачами работы является изучение характеристики Северного экономического региона, отраслей специализации, актуальных проблем в данном регионе, а в связи с этим и ознакомление с государственной политикой, проводимой по данным проблемам.
Введение........................................................................................................ 3
I. Краткая характеристика Северного экономического района…............5
1.1. Физико-географическое описание...................................................5
1.2. Население и трудовые ресурсы ......................................................9
II. Особенности и факторы развития отраслей Северного экономического региона.......................................................................................12
2.1. Развитие промышленности............................................................12
2.2 Сельское хозяйство.........................................................................23
2.3. Транспортная система....................................................................25
III. Актуальные проблемы и прогнозы развития экономики района ....28
IV. Государственная политика на Севере ................................................34
Заключение .................................................................................................41
Библиографический список .......................................................................43
Приложения ................................................................................................
Для цветной металлургии
Размещение предприятий
Вследствие значительной материалоёмкости цветная металлургия в целом ориентируется на сырьевые базы. При этом обогащение “привязано” к местам добычи руд цветных металлов.
В размещении цветной
Предприятия цветной металлургии Европейского Севера производят главным образом алюминий и никель. Здесь используются сульфидные (медно-никелевые) руды - на Кольском полуострове (Мончегорск, Никель).
Алюминиевая промышленность же использует сырьё более высокого качества, нежели остальные отрасли цветной металлургии. На Кольском полуострове добывают нефелины - Кировское месторождение. Это комплексное сырьё.
2.2 Сельское хозяйство
Важное место в комплексном развитии Северного района, прежде всего с позиции удовлетворения потребностей его населения в продуктах питания, занимает сельское хозяйство. Для района в целом характерна низкая сельскохозяйственная освоенность территории. Сельскохозяйственные угодья оставляют менее 2,3 процентов, в том числе пашня - около 1 процента площадей района, при неравномерном, вследствие природно-климатических особенностей, распределении по его территории, 95 процентов всех сельскохозяйственных угодий района приходится на Вологодскую и южную часть Архангельской области, где сельское хозяйство получило наибольшее развитие и представлено рядом подотраслей растениеводства и животноводства.
На остальной территории Северного района, в Мурманской области, Карельской республике и республике Коми, отрасль представлена местным сельским хозяйством с ограниченной структурой, главным образом овощеводством в закрытом грунте и отдельными видами животноводства.
Развитие этих подотраслей сельского хозяйства определяется необходимостью удовлетворить потребности населения в мало транспортабельных и скоропортящихся продуктах питания. Создание, например, близ Мурманска крупного тепличного хозяйства при высокой урожайности выращиваемой продукции позволяет обеспечивать население этого крупного промышленного центра свежими овощами местного производства круглый год. [10, с.236]
РАСТЕНИЕВОДСТВО Северного
Основными районами – производителями продукции растениеводства остаются Архангельская, и Вологодская область, где выращивают кормовые и зерновые культуры лен картофель овощи. (Приложение 3)
ЖИВОТНОВОДСТВО является
В сельской местности южной части района, главным образом Вологодской области, широкое развитие получили молочные фермы, специализированные свиноводческие и птицеводческие хозяйства на промышленной основе, которые характеризуются высокой продуктивностью и рентабельностью. [10, с.238]
Современный уровень
Однако
удовлетворение потребностей населения
в соответствии с рациональными
нормами питания вызывает
необходимость завоза сельскохозяйственной
продукции из других районов страны.
Из средне широтных и южных
районов страны сюда завозят зерно,
мясо, картофель, овощи, фрукты, свежее
молоко и молочные продукты.
2.3 Транспортная система
Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта:
железнодорожным, морским и
Два магистральных газопровода (Белоусово - Санкт- Петербург, Ухта - Вологда -Череповец - Санкт-Петербург) обеспечивают подачу газа Санкт-Петербургскому и Череповецкому промышленным узлам. С вводом в действие в 80-е годы магистрального газопровода Ухта -Рыбинск - Торжок увеличилась подача газа этим промышленным центрам, а также стала возможным часть сибирского газа направить в Финляндию. Этот газопровод, получивший название "Сияние Севера", соединен газопроводом Вуктыл - Пунга - Надым с газовыми месторождениями севера Тюменской области.
Перевозки грузов морским
транспортом внутри района
относительно невелики. Однако
велика роль морского
транспорта в осуществлении
внешнеторговых связей как
Большую роль, особенно во внутрирайонных перевозках, играет речной транспорт. Грузооборот Северного, Беломорско-Онежского и Печорского пароходств составляет около 20 млрд.т*км. Во внутрирайонных перевозках преобладают лесные грузы. Межрайонные связи речным транспортом значительно увеличились после реконструкции в 80-х годах Волго-Балтийского водного пути. Северный район слабо обеспечен благоустроенными автомобильными дорогами. Основная сеть дорог сосредоточена в южной части района, где они играют большую роль в обслуживании внутрирайонных сообщений.
Большое значение имеют автомагистрали Санкт-Петербург - Мурманск, Вологда - Архангельск, Вологда - Новая Ладога.
Основу транспортной сети района составляют железные дороги, обеспечивающие как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими районами страны. На долю железнодорожного транспорта приходится около 80% грузооборота района. В вывозе преобладают лесные грузы, направляемые на юг и запад европейской части страны, апатиты, продукция цветной и черной металлургии; во ввозе - уголь (из Кузбасса), нефтепродукты (из Поволжья) и хлебные грузы (из южных зерновых баз страны).
Архангельская область и
Наиболее крупные грузопотоки связаны с лесопромышленным освоением района. Древесина к железнодорожным магистралям поступает из более удаленных лесоэксплуатационных районов по рекам и лесовозным железнодорожным и автомобильным путям. В Архангельске, Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе находятся крупные предприятия по переработке древесины.
Погрузка древесины осуществляется на станциях Бакарица, Вычегда, Архангельск, Пукса, Микунь, Исакогорка, Сухона, Вага и Котлас. Лесная продукция вывозится в центральные и южные районы страны.
Для печорского направления характерен большой грузопоток воркутинского каменного угля. Крупнейшими станциями погрузки угля являются Инта, Мульда и Воркута. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат (около 10 млн.т в год), в Санкт-Петербург, Архангельск и другие промышленные центры страны. Значительный объем перевозок связан с развозом нефтепродуктов Ухтинского района.
Важным условием развития
производительных сил
Северного экономического
Итак,
Северный экономический район
III Актуальные проблемы и прогнозы развития экономики района
Долгое время в среде учёных и специалистов , изучающих развитие минерально-сырьевых баз , господствовала точка зрения о том , что человечество сможет неограниченно продолжительное время добывать полезные ископаемые в нужных количествах . То есть вопрос в том , что нужно как-то учитывать исчерпаемость полезных ископаемых попросту не стоял .Считалось , что рост энерговооруженности человечества в результате научно-технического прогресса будет позволять извлекать полезные ископаемые , т.е. необходимые минералы и элементы из недр со всё более низкими их природными концентратами , со всё больших глубин в недрах , со дна морского океана , с шельфов арктических морей , вплоть до выделения из вод мирового океана . То есть считалось , что технически или экономически недоступные полезные ископаемые в настоящее время станут доступны в будущем и так - до бесконечности .
Представление об уникальных запасах Севера возникло видимо в значительной степени потому , что в силу естественных природно-климатических трудностей здесь из выявленных месторождений выборочно осваивались лишь действительно уникальные по количеству и качеству запасов . Кроме того активное освоение минеральных ресурсов Европейского Севера продолжается относительно недолго 50-60 лет , а средний срок эксплуатации одного крупного месторождения полезного ископаемого 30-40 лет , мелкие же отрабатываются обычно за 5-15 лет . Однако за 30 последних лет в Тимано-Печорском регионе было разведано более 30 % первичных ресурсов газа и более 22 % уже отработано .Для нефти эти показатели ещё выше : разведано более 50 % , отработано более 30 % . То есть практически за такой же период нефте- и газодобыча здесь прошла периоды роста ,стабилизации и вступила в период затухания. [13]
Информация о работе Проблемы развития северных территорий России