Проблемы развития северных территорий России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение Северного экономического региона и выяснение его основных проблем, а также определение государственной политики по данной проблеме.

Задачами работы является изучение характеристики Северного экономического региона, отраслей специализации, актуальных проблем в данном регионе, а в связи с этим и ознакомление с государственной политикой, проводимой по данным проблемам.

Содержание

Введение........................................................................................................ 3

I. Краткая характеристика Северного экономического района…............5

1.1. Физико-географическое описание...................................................5

1.2. Население и трудовые ресурсы ......................................................9

II. Особенности и факторы развития отраслей Северного экономического региона.......................................................................................12

2.1. Развитие промышленности............................................................12

2.2 Сельское хозяйство.........................................................................23

2.3. Транспортная система....................................................................25

III. Актуальные проблемы и прогнозы развития экономики района ....28

IV. Государственная политика на Севере ................................................34

Заключение .................................................................................................41

Библиографический список .......................................................................43

Приложения ................................................................................................

Работа содержит 1 файл

курсовая тон.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

       С начала 2000 года ТЭК подвержен кризисным явлениям. Сократилась добыча нефти и угля , уменьшились темпы роста добычи природного газа . В отдельных районах наблюдается дефицит электроэнергии .

       Коренное совершенствование структуры  энергообеспечения требует экономии  топлива и электроэнергии во  всех отраслях народного хозяйства  , снижения удельной энергоёмкости  общественного производства , перехода на энергосберегающие технологии . Чрезвычайно важные направления перестройки структуры потребления энергии - замещение органического топлива другими энергоносителями , в первую очередь атомной и гидравлической энергией , а также жидкого топлива природным газом и расширение использования вторичных и новых источников энергии .

       Необходимо разработать новый  вариант Энергетической программы  с учётом использования нетрадиционных , экологически безопасных источников  энергии , строительства опытно-экспериментальных АЭС с различными типами и схемами расположения атомных реакторов . В то же время формирование рыночных связей по топливу как наиболее массовому виду продукции должно учитывать экономически обоснованное разрешение .

       Среди главных направлений и  важнейших мероприятий по развитию ТЭК в перспективе на первом месте проведение активной политики и осуществление прогрессивных сдвигов в структуре топливно-энергетического баланса . [13]

       Воспроизводственные процессы базируются  в основном на привозных материально-технических ресурсов. Неразвитость транспортной сети и дальность перевозок уже в 60-80 -е годы довели долю транспортной составляющей в цене потребляемой на Севере до 55-60 % , по сравнению со средними показателями по стране 12-15%. В настоящее время доля затрат на транспорт еще более возросла. Это стало одной из основных причин неконкурентоспособности большинства видов добываемого на Севере сырья.

       Испокон веков центральное правительство в нашей стране относилось к северным территориям , как к сырьевой базе центра . Создавались крупные горнодобывающие центры на Кольском полуострове , на Печоре и т.д. “Освоение месторождений” ( комплекс строительных работ, необходимых для начала эксплуатации месторождения ) велось форсированными темпами . Нам постоянно чего-то для чего-то не хватало. Набатом гудели лозунги : “Даёшь металл!...Даёшь алмазы !... Дадим угля !...”.В отдельных случаях к середине срока эксплуатации на уникальных месторождениях возникали города с минимальными социально-бытовыми удобствами для работающих . В таких условиях ни о каком бережном отношении к природе не могло быть и речи . Вырубали леса , травили водоёмы , уничтожали нерестилища рыб, распугивали и уничтожали зверей и птиц . Вокруг крупных горнопромышленных центров ( Мончегорск , Апатиты , Воркута и т.д. )возникали мёртвые зоны без дичи и рыбы радиусом десятки и сотни километров . Но это привыкли считать “естественными издержками производства” при освоении уникальных минеральных ресурсов .

     В наше время освоение природных ресурсов Северного экономического района технически и инфраструктурно слабо обеспеченное , как правило не комплексное , привело к повсеместным экологическим деформациям и нарушениям . Разрывается и уничтожается тонкослойная природная целостность Севера .По существу , навечно из-за экологически преступной хозяйственной деятельности возникают многочисленные кладбища природы , превращая значительные территории в мертвый Север .

       Деградация и разрушение природной  среды усугубляется её высокой  ранимостью и наличием вечной  мерзлоты . Она служит водоупором и способствует застою загрязненных вод . К самым неблагополучным в экологическом отношении зонам района относятся территории нефте- , газо- и лесопромышленного освоения , которые чаще всего превращаются в “язвы опустынивания” из-за прогрессирующего разрушения почвенного и растительного покрова.

       Неотъемлемую часть всех производственных  процессов составляют люди, поэтому нужно учитывать потребности всего населения. Постановлением РФ “О предоставлении гражданам РФ , нуждающимся в улучшении жилищных условий , безведомственной субсидии на строительство и приобретение жилья” № 937 , от 3 августа 1996 года определён размер субсидии , составляющей от 5 до 70 % средней рыночной стоимости жилья . Это зависит от величины дохода в расчете на одного члена семьи и времени постановки на счет по улучшению жилищных условий , что для северян по сути дела значит от количества лет работы в районах Крайнего Севера . Но здесь возникает немало проблем в связи с нехваткой средств из федерального бюджета . [13]

       Уже сейчас стало ясно, что ежегодный завоз промышленных товаров, топлива и продовольствия в районы Крайнего Севера окончательно провалился. Северяне хорошо знают , чем им это грозит : когда за окном будет минус пятьдесят градусов , десятки посёлков и целые города обязательно останутся без отопления , за хлебом и сахаром выстроятся огромные очереди , а лекарства из аптек вообще исчезнут .Такая картина повторяется уже не первый год , и чем дальше , тем хуже . Без ежегодных завозов Крайний Север прожить не сможет .В районах вечной мерзлоты нет ничего , что могло бы обеспечить относительно достойную жизнь . Десятилетиями товары доставлялись в крупнейшие морские порты , откуда по маленьким речкам развозились в самые отдалённые уголки . Перевозить грузы речным транспортом - просто и относительно дёшево . Летом навигация длится 20-25 дней , потом реки опять замерзают . Тогда только один путь - на вертолётах, а это слишком обременительно для местных бюджетов .

       О том, что положение на Севере близко к катастрофическому говорилось ещё весной 97го года на заседании Госдумы. В Комитете по проблемам Севера до сих пор хранится толстая папка с обращениями, заявлениями и выступлениями депутатов, суть которых сводится к следующему : “Давайте деньги на завоз, иначе будет плохо”. Плохо стало уже сейчас . Комитетом по проблемам Севера на завоз 1997 года из бюджета было предусмотрено выделить 3,5 триллиона (всем Северным районам). Это очень мало - всего 30 % от минимально необходимой суммы. На сегодняшний день из них получено только 41,4 %. Больше денег не ожидается.

       На Севере в 2007 году  работала комиссия, выяснявшая, куда именно уходят выделяемые на завоз деньги. И выяснила : деньги уходят куда угодно, только не по назначению. Ими выплачиваются долги по зарплате и в федеральный бюджет, их выдают неплатёжеспособным предприятиям, и хуже того - на них покупается спиртное и прочие продукты, которые никак не относятся к товарам первой необходимости. В результате, когда приходит время возвращать средства в бюджет ( выдаются они в виде ссуд ) , возвращать уже нечего . Теперь , когда в Москву приезжают очередные представители с Севера , московские чиновники первым делом демонстрируют им отчёт “ О результатах проверки Счётной палатой целевого использования средств , выделенных их федерального бюджета на возвратной основе в 1993-1997 годах на завоз продукции в районы Крайнего Севера” У северян свои претензии . Они категорически против того , чтобы средства проходили через коммерческие банки , где “оседает” порой до 40 % предназначенных им денег . [13]

       При этом экономика страны  на современном этапе представляет  собой сложную многоотраслевую  систему с деформированными межрегиональными  связями и структурными соотношениями  и , как правило , в рыночном  хозяйстве выживают те субъекты , которые добиваются более высокой эффективности производства и большей прибыли - только на этой основе они могут решать социальные проблемы . [2] В этих условиях в тяжелое положение попал Северный экономический район, в котором эффективность производства по ряду причин, и прежде всего из-за природно-климатических условий , ниже , а социальные проблемы требуют больших средств . Это означает , что этот район не может на равных с другими районами входить в рынок . [1] Условия Севера не вписываются в большинство общероссийских стереотипов экономических и политических реформ . В необходимости проведения здесь особой политики убеждает и мировой опыт .Однако это не всегда находит должное признание в правительственных структурах. Более того, располагая богатейшими природными ресурсами и играя важную роль в экономике страны, Север наиболее остро ощущает на себе бюджетный дефицит и другие трудности . Государство не в состоянии выделить средства , необходимые для поддержания достигнутого здесь уровня добычи сырья .

       Суть сегодняшнего политико-административного строя заключается в необходимости регулирования не только своих внутренних, но и внешних отношений , от эффективности которых зависят возможность комплексного использования природно-ресурсного потенциала и повышение уровня жизни населения .

     Таким образом, государство в своей  политике должно обратить внимание на важные проблемы, существующие на Севере России и до сегодняшнего дня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 IV. Государственная политика на Севере. 

       Государство озабочено проблемой развития регионов Севера. В государственных структурах идет активное обсуждение данного вопроса.

       Так, состоялись парламентские слушания в Совете Федерации на тему " О  государственной политике стимулирования граждан, привлекаемых на работу в северные районы РФ и ее правовом обеспечении".

       За 2007 год потребность в работниках на севере России увеличилась почти  на 20%. В семи северных регионах число  вакансий рабочих мест превысило  число безработных. По прогнозам  экспертов, население трудоспособного  возраста в северных регионах к 2015 году уменьшится на 12%.

       Как отмечалось на парламентских слушаниях, на северных территориях растет численность нетрудоспособного населения. Доля пенсионеров там почти сравнялась со среднероссийскими показателями и составила 25,7%. Недостаток трудовых ресурсов возмещается привлечением мигрантов из других стран, что приводит к росту неконтролируемой миграции. Для привлечения граждан на работу в районы Севера из других регионов России, по мнению участников слушаний, должна быть создана система экономических и социальных стимулов, которые бы сделали работу на севере привлекательной и обеспечивали бы компенсацию потерь, вызванных экстремальными природно-климатическими условиями Севера, низким качеством жизни и повышенными затратами на проживание там. Также должны быть созданы механизмы повышения ответственности работодателей в вопросах привлечения работников в северные регионы и их социальной поддержки. Как отмечалось на слушаниях, нередко российских работников неоправданно замещают более дешевой иностранной рабочей силой.

       Как подчеркивают участники слушаний, основной задачей должно стать повышение  качества жизни на северных территориях. Для этого эти территории нужно  комплексно развивать, особенно депрессивные и вновь осваиваемые. Необходимо развивать социальные и производственные инфраструктуры этих районов: транспорт, дороги, энергетику, связи, строительство жилья, социальных объектов и т.д. [13]

       Как отметил на слушаниях директор департамента развития Дальнего Востока и северных территорий Минрегиона России Ильдар Галиахметов, на Севере сложились очень высокие тарифы на электроэнергию. В связи с этим трудозатраты увеличились в 3-3,5 раза по сравнению с общероссийскими. Правительство России поручило Минэкономразвития разработать программу развития производства товаров и услуг, которая закрепит за каждым северным районом их производство и в связи с этим рассчитывать транспортные и энергетические ресурсы. Министерство транспорта также подготовило развитие транспортной инфраструктуры на Севере.

       Галиахметов считает целесообразным развивать  экономические зоны на Севере, а  на одной из северных территорий необходимо создать особую экономическую зону. Эти меры, по его мнению, позволят к 2012 -2013 гг. снизить тарифы по сравнению с общероссийскими.

       Как отмечалось в ходе слушаний, большое  значение необходимо уделять развитию малого предпринимательства для  создания рабочих мест для членов семей привлекаемых специалистов. Перспективным  направлением в реализации комплексного подхода к развитию севера является создание территориальных и производственных кластеров.

            Участники слушаний также считают необходимым создание механизмов материального стимулирования для привлекаемых на север специалистов. Эти механизмы должны включить в себя дополнительные денежные вознаграждения, сокращение стажа, налоговые льготы, увеличение продолжительности отпуска, а также ежегодную оплату проезда во время отпуска до прежнего места жительства и обратно.

       В ходе парламентских слушаний также  отмечалась необходимость создания особых льготных систем ипотечного кредитования людей, прибывающих для работы на Север, долгосрочного кредитования молодых семей, а также снижения платы за ипотечный кредит по мере роста стажа работы на Севере.

       По  мнению участников слушаний, необходимо также ускорить процесс переселения из северных территорий пенсионеров с передачей освобождаемого ими жилья трудоспособным гражданам. Для этого нужно выработать комплекс мер по предоставлению наемного жилья с гарантированной оплатой государством его содержания и услуг ЖКХ, по строительству жилья за счет предприятий.

       Как отмечалось на слушаниях, Федеральная  миграционная служба России предлагает ввести разовые выплаты переезжающим на север гражданам в размере 20 тыс. рублей на человека и по 5 тыс. рублей выплачивать ежемесячно за найм квартиры до тех пор, пока эти граждане не построят свое. Свою систему выдачи субсидий предлагает также Минрегионразвития.

Информация о работе Проблемы развития северных территорий России