Политико-административное устройство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования:
-рассмотреть сущность и специфику политико-административного деления России;
-систематизировать и обобщить специальную литературу по данной теме;
-выявить исторические и политические предпосылки, определяющие современное политико-административное устройство России;
-охарактеризовать основные черты субъектов РФ
-определить основные тенденции и перспективы развития политико-административного и территориального устройства РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Политическое и административно-территориальное устройство Российской Федерации……………………………………………………………..5
1.1.История политико-административного устройства России………………..5
1.2.Политико-административное устройство Российской Федерации,
субъекты РФ……………………………………………………………………….12
Глава 2. Политико-административная реформа в новой России………………17
2.1. Принципы построения федерализма России………………………………17
2.2. Проблемы и пути оптимизации политико-административного деления России……………………………………………………………………………….22
Заключение.…………………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………………31
Приложение 1………………………………………………………………………32
Приложение 2……………………………………………………………………..33
Приложение 3……………………………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

- углубление противоречий  между» бедными» и «богатыми»  регионами;

-появление территорий  с льготными, особыми режимами  хозяйствования, налогообложения;

- поддержание отсталых  регионов, удаленных от центральных.

Одной из наиболее важных проблем, на взгляд автора, является сосредоточение средств, как материальных, так и научных, в мегаполисах и регионах, в которых они находятся, «раздувание» столиц и крупных городов, в результате чего «гибнет» провинция, регионы, не имеющие как мегаполисов, так и богатых природных ресурсов.

«Национально-административное деление РФ имеет проблемы, связанные с политическим строем, формой правления, которые определяются религиозным составом, своеобразием культуры и быта России. Большинство населения Росси составляют народы, исповедующие православную религию.

В Поволжье и Сибири проживают татары (5,5 млн.) и башкиры (1,3 млн.), составляющие наиболее многочисленную группу исламских народов, находящихся в Центральной России. Другой массив мусульманских народов находится на Северном Кавказе. Наиболее многочисленны чеченцы. Всего мусульман в России проживает 3 млн. человек»[2,с.93].

Предгорье Северного Кавказа  – один из наиболее неспокойных регионов России. Это связано со сложной экологической ситуацией, нехваткой сельскохозяйственных земель, невысоким уровнем промышленного развития, высоким естественным приростом, а также с последствиями национальной политики России, начиная с кавказских войн, и, заканчивая переселением некоторых народов. Эта практика продолжалась в 20-е – 30-е годы (казаки были насильно переселены в Сибирь и Казахстан) и годы Великой Отечественной Войны (чеченцы, ингуши, балкарцы, калмыки). В 1956-1957 г. высланному народу было разрешено вернуться. Отсюда, возникла масса конфликтных ситуаций, часть из которых неразрешена до сих пор.

Рассредоточение многих народов  на территории делает почти невозможным выделение «чистых» в этническом отношении территорий. Отсюда, следует очень важный вывод для государственного устройства России: все виды национальных автономий должны иметь “мягкий” характер и не ущемлять права представителей любого из народов, проживающего на территории автономии. Видимо, в перспективе, ведущую роль должны играть не автономные территории, а национально-культурные автономии.

Осознание наличия серьезных проблем в функционировании российского федерализма заставило В.В.Путина начать процесс реформирования федеративных отношений.

Была  проведена подготовка пакета президентских инициатив по укреплению государственности, включающего пять документов: два указа «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» и «О государственном Совете Российской Федерации»; закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»; изменения и дополнения (поправки) к законам «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации органов местного самоуправления Российской Федерации».

Инициативы  были направлены на усиление контроля федерального центра над властными структурами территорий, разграничение членства в верхней палате Федерального Собрания и пребывания в должности региональных руководителей; определение условий и порядка отстранения от власти глав субъектов Федерации.

В соответствии с изменениями в законодательстве с 2002 г. стал другим принцип членства в Совете Федерации: места руководителей исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации заняли их представители.

Самым смелым шагом В.В.Путина в реформе  федерализма стало создание семи федеральных округов с семью полномочными представителями Президента (полпредами). В соответствии с Указом Президента 89 субъектов Российской Федерации были сгруппированы в семь федеральных округов с назначением в каждый из них полпреда главы государства.

«Наряду с исполнением полпредом своих основных обязанностей, особо следует выделить обязанность вносить предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Среди приоритетных задач полпредов значились  также:

-проведение антикоррупционных кампаний в регионах, активизация действий прокуратуры в расследовании преступлений региональных чиновников;

-мониторинг выборов и предотвращение нарушений со стороны должностных лиц;

-мониторинг средств массовой информации;

-контроль за спецслужбами, включая предотвращение попыток губернаторов создать собственные спецслужбы» »[5,с.290].

Укрепление  российской государственности и  развитие федерализма невозможно без решения проблемы, доставшейся в наследство от предыдущей администрации - введения двухсторонних договоров о разграничении полномочий между федеральным центром и отдельными субъектами Федерации. Ликвидация такой практики дает возможность превратить Россию в подлинно правовое, федеративное государство.

В июне 2001 г. была образована Комиссия при  Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Соответствующие комиссии были сформированы и в федеральных округах. Ими осуществляется мониторинг федерального законодательства с целью отмены норм, приводящих к вмешательству в исключительную компетенцию субъектов Российской Федерации.

 Очевидны следующие шаги развития российского федерализма. Требует дальнейшего развития и совершенствования правовая база федерализма. Необходимы разработка и принятие федеральных конституционных законов о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта и о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

Необходима  успешная реализация уже законодательно закрепленной судебной реформы, создание единой и эффективной системы судебной власти в стране, поскольку именно судебные органы являются инструментами, исполняющими решения федерального законодательства в регионах.

Таким образом, проводимые правительством РФ политико - административные реформы, без сомнения, способствуют преодолению кризиса управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Политико-административное и территориальное устройство России претерпевало и будет в дальнейшем претерпевать различные изменения и переустройства. И это естественно, так как меняется власть, меняется общество, меняется мир.

Развитие  российского федерализма находится под воздействием общих трудностей переходного периода. Возникают неизбежные издержки демократического реформирования государственного устройства страны при отсутствии подлинно демократической правовой культуры, асимметричности Федерации, управленческих ошибок. Многие проблемы возникают не столько из-за кризиса федеративного государства как такового, сколько в результате кризиса управления им.

Чтобы построить нормальные отношения в федеративном государстве, как федеральному центру, так и  регионам нужно быть взаимно терпимыми  и самое главное - уважать право, т. е. принятые в государстве законы. Управление федерацией - это постоянный поиск согласия между Центром  и субъектами федерации.

Чтобы в едином федеративном государстве могли удержаться в  своих границах регионы, разные по составу  населения, по характеру экономики  и по интересам, в обществе должна сложиться особая политическая культура - умение решать спорные вопросы  не силовым или командным путём, а с помощью добровольных разумных компромиссов. Поэтому наиболее устойчивые федерации складываются в демократических, построенных на принципах равноправия странах.

Однако государство может  скорее считаться федерацией, чем  являться ею, по сути. Одним из показателей такой ситуации может быть, например, роль столицы в государственном хозяйстве. Если численность населения в столице намного больше, чем в других крупных городах, если здесь сосредоточены почти все государственные и частные капиталы, значит, она играет слишком большую роль в управлении страной, даже подавляет остальные регионы. А это уже свойство унитарных государств. Напротив, в классических федерациях столица - один из крупных городов страны, но не самый большой (например, Берн в Швейцарии, Берлин в Германии, Дели в Индии). В России исключительная роль Москвы в экономической и политической жизни не способствует развитию федерализма.

Реформа политико-административного устройства государства развивается стремительно, она находится на стадии становления и, по всей видимости, станет основой внутренней политики России в будущем. В настоящее время обсуждаются самые различные варианты построения Федерации в России: от формирования семи крупных субъектов в существующих границах федеральных округов до создания 3040 субъектов Федерации, объединенных по географическому и экономическому принципам.

 Объединение может быть эффективным механизмом региональной политики.

Самое главное, чтобы все  эти изменения и реформы приводили  к улучшению качества жизни граждан. Это то, к чему должно стремиться любое государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: [с изм. от 25 марта 2004 г]. - М.: ЭКСМО, 2005. - 47 с.

2. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. 2-е изд., стереотипное/ Е.В.Вавилова.- М.: Гардарика, 2004. - 148 с.

3.Гладкий Ю.Н. Экономическая география России. Учебник/Ю.Н Гладкий, В.А. Доброскок, С.П. Семенов. - М.: Гардарика, Литературно-издательское агентство “Кафедра-М”, 1999. - 752 с.

4.Желтиков В.П. Экономическая география/ В.П. Желтиков, Н.Г. Кузнецов, С.Г. Тяглов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 384 с.

5.Политико-административное управление: Учебник/ В.С. Комаровский [и др].-М.: Изд-во РАГС,2004.-496 с.

6.Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе // «Российская газета», 2000, 16 мая.

7.Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. Учебное пособие./

Р.Ф. Туровский. - М.: Изд-во «ГУ ВШЭ» , 2006.-780 с.

8. Мартющов Л.Н. Вторая половина  XIX - XX вв. Курс лекций. [Электронный ресурс] http://his95.narod.ru/lec22.htm /Электрон. дан. URL:, свободный. Яз.рус. (дата обращения 02.02.2012).

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Политико-административная карта Российской империи 

на 1914 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

      Политико - административная карта СССР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Деление Российской Федерации на регионы

 


Информация о работе Политико-административное устройство Российской Федерации