Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:16, контрольная работа
Цель и задачи исследования:
-рассмотреть сущность и специфику политико-административного деления России;
-систематизировать и обобщить специальную литературу по данной теме;
-выявить исторические и политические предпосылки, определяющие современное политико-административное устройство России;
-охарактеризовать основные черты субъектов РФ
-определить основные тенденции и перспективы развития политико-административного и территориального устройства РФ.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Политическое и административно-территориальное устройство Российской Федерации……………………………………………………………..5
1.1.История политико-административного устройства России………………..5
1.2.Политико-административное устройство Российской Федерации,
субъекты РФ……………………………………………………………………….12
Глава 2. Политико-административная реформа в новой России………………17
2.1. Принципы построения федерализма России………………………………17
2.2. Проблемы и пути оптимизации политико-административного деления России……………………………………………………………………………….22
Заключение.…………………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………………31
Приложение 1………………………………………………………………………32
Приложение 2……………………………………………………………………..33
Приложение 3……………………………………………………………………..34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Политическое и административно-
1.1.История политико-административного устройства России………………..5
1.2.Политико-административное устройство Российской Федерации,
субъекты РФ……………………………………………………………………….
Глава 2. Политико-административная реформа в новой России………………17
2.1. Принципы построения федерализма России………………………………17
2.2. Проблемы и пути оптимизации
политико-административного деления России………………………………………………………………
Заключение.…………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1………………………………………………………………………32
Приложение 2……………………………………………………………………..
Приложение 3……………………………………………………………………..
Введение
В настоящее время основная хозяйственная деятельность России осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные и международные связи. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию, занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами.
Поэтому знания о стране складываются из всесторонних знаний о ее политико-административном и территориальном устройстве
Актуальность темы. Среди
сложившихся на данный момент в России
политических институтов особенной неустойчивостью
отличаются институты политико-административной
и территориальной организации государства.
Несмотря на то, что Россия является федерацией,
объединяющей все регионы со статусом
субъектов Федерации, для нее характерна
разнообразная структура административно-
В политико-административной системе Российской Федерации постоянно происходят более или менее значительные перемены.
В различные исторические
периоды российской государственности,
в том числе освоения бескрайних
сибирских и дальневосточных
территорий, решения проблем интеграции
новых земель (Средняя Азия, Закавказье
и т.д.) в единое социально-экономическое
пространство, вопросы о предоставлении
автономии различным
Следует особо отметить историческую
преемственность
В настоящее время в рамках начатой президентом России В.В. Путиным (2000-2008 гг.) широкомасштабной реформы российского федерализма вновь стала актуальной проблема образования новых субъектов путем реорганизации существующих. Ее главной целью является выравнивание правовой и политической асимметрии, которая, служит предпосылкой для существования бюджетной, социальной и экономической неравномерности развития субъектов Российской Федерации Важно преодолеть географические, природно-ресурсные, политические, хозяйственные и транспортные различия, разъединяющие государство.
Исходя из вышесказанного,
можно сделать вывод, что проблема
территориальных и
Цель и задачи исследования:
-рассмотреть сущность
и специфику политико-
-систематизировать и обобщить специальную литературу по данной теме;
-выявить исторические и политические предпосылки, определяющие современное политико-административное устройство России;
-охарактеризовать основные черты субъектов РФ
-определить основные тенденции и перспективы развития политико-административного и территориального устройства РФ.
Предмет исследования: политико-административное устройство России.
Глава 1. Политическое
и административно-
1.1.История политико-
История разделения Российского государства на различные административно- территориальные единицы уходит корнями в глубокое прошлое.
В X веке ещё не существовало единого централизованного государства, происходили постоянные изменения в политическом и территориальном устройстве Руси. Княгиня Ольга разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки. В результате междоусобной борьбы князей за власть и территории, территориальное деление было весьма нестабильным. Великий князь в конце жизни отдавал подвластные ему земли сыновьям в удел - так возникали многочисленные удельные княжества.
В XII-XV веках на северо-западе существовали независимые от Киева Новгородская и Псковская земли, которые постепенно были подчинены и включены Иваном III в состав Московского государства. Территория Новгородской земли была разделена на пятины.
В Смутное время в России важнейшую роль сыграли обладающие самоуправлением земские собрания. Однако после Смуты необходимость централизации управления для решения сложных внутренних и внешнеполитических задач вела к ослаблению местного самоуправления. Усиливая представительство центральной власти на местах, правительство во все земли страны командировало воевод, сосредоточивших в своих руках военную и гражданскую власть в областях.
«В некоторых центральных и большинстве северных волостей население образовывало «всеуездные миры», во главе которых ставились выборные земские старосты. При этом функции местного самоуправления были регламентированы сверху: вопросы, касавшиеся военной и стратегической сферы, оставались в ведении центра.
Постепенно развивалось крестьянское самоуправление. Для зависимых от феодалов крестьян оно смягчило последствия введения крепостного права, для государственных - облегчало условия отношений с администрацией. Землевладельцам и чиновникам приходилось иметь дело не с разрозненным крестьянством, а с крупной организацией в виде общины, действовавшей на принципах круговой поруки и всячески защищавшей своих членов»[8,с.147].
Это деление просуществовало
вплоть до начала XVIII века, когда Пётр
I провёл реформу административно-
В царской России формирование одного централизованного органа управления страной потребовало организации и введения единой системы управления ее отдельными территориями. Естественно, этот процесс начался не с нуля. Россия располагала исторически сложившимися территориями с уже устоявшейся системой управления. Поэтому местная система управления не подвергалась ломке без серьезных оснований.
Официальное приказное делопроизводство
XVII века делило местность страны на части
(области), именовавшиеся тогда «городами».
При отнесении территорий к «городу» использовался
историко-географический принцип. Известны
такие административно-
Более низким звеном деления были уезды, волости и станы. Как правило, в качестве административного центра уезда выступал город. Волостная организация появилась, как считается, из фермерской сельской общины. Центром волости являлось село (большой сельский населенный пункт), объединявшее несколько деревень. В некоторых вариантах стан вытеснял волостное деление. В ряде районов России долго сохранялось обычное сложившееся территориальное деление (края, погосты, дороги, полки и т.д.). При исследовании исторической географии России XVI-XVII веков выявляется ряд проблем, обусловленных различностью административного устройства отдельных территорий.
К началу XVIII века более устоявшейся
единицей громоздкого и неустойчивого
административно-
Основы современного политико-административного
деления России были заложены в 1708 г.
Петром I. Он разделил страну на восемь
губерний, число которых вскоре увеличилось
до 11-ти, а потом до 14-ти. Губернии были
разделены на провинции и уезды. В 1775-1785
гг. Екатерина II провела реформу территориального
устройства страны. «Для обеспечения сохранности
дворянско-помещичьей власти и усиления
налогового пресса нужно было приблизить
военно-полицейский и фискальный аппараты.
Это было достигнуто методом «дробления»
губерний и уездов, число которых фактически
удвоилось. По мере территориального роста
империи число губерний и уездов увеличивалось.
При этом «екатерининское» административно-
Новое деление просуществовало до революции 1917 года. Административные границы, оказались настолько удачны, что их отдельные участки в центре Европейской России существуют до сих пор, разделяя современные области.
В итоге всех изменений к 1914 г. Российская империя делилась на 80 губерний, 20 областей, два округа и 9 самостоятельных городов; они, в свою очередь, подразделялись на 817 уездов и 16 760 волостей (см. Приложение 1). Политико-территориальное деление царской России было многоступенчатым и включало многие элементы федерализма, что отражало многонациональность населения страны.
Некоторые регионы пользовались широкой автономией: Великое княжество Финляндское, Царство Польское, нынешняя Калмыкия, Урянхайский край (ныне Республика Тува).
Очевидно, ни к экономике,
ни к природному и историческому
своеобразию, ни к национальному
составу населения такое
Административно-
Коренные преобразования
административно-
Первоначально РСР занимала территорию бывшей Российской империи, за исключением Польши и Финляндии.
В стране сохранилось старое
административно-
В январе 1918 г. Третий Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов провозгласил федеративное устройство Российской Советской Республики, которая получила новое название - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.
На территории страны стали
возникать новые формы
Затем образовывается Украинская республика, конституционно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна германцев Поволжья, Терская автономная социалистическая республика (объединившая чеченцев, ингушей, кабардинцев и остальных горцев) и Кубано-Черноморская республика были интегрированы в Северокавказскую республику. Далее последовало образование Башкирской и Татарской автономных республик, Вотской (Удмуртской), Калмыцкой и Марийской автономных областей, Якутской и Бурят-монгольской автономных республик, Узбекской, Туркменской союзных республики и остальных национальных образований.
Информация о работе Политико-административное устройство Российской Федерации