Политико-административное устройство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования:
-рассмотреть сущность и специфику политико-административного деления России;
-систематизировать и обобщить специальную литературу по данной теме;
-выявить исторические и политические предпосылки, определяющие современное политико-административное устройство России;
-охарактеризовать основные черты субъектов РФ
-определить основные тенденции и перспективы развития политико-административного и территориального устройства РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Политическое и административно-территориальное устройство Российской Федерации……………………………………………………………..5
1.1.История политико-административного устройства России………………..5
1.2.Политико-административное устройство Российской Федерации,
субъекты РФ……………………………………………………………………….12
Глава 2. Политико-административная реформа в новой России………………17
2.1. Принципы построения федерализма России………………………………17
2.2. Проблемы и пути оптимизации политико-административного деления России……………………………………………………………………………….22
Заключение.…………………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………………31
Приложение 1………………………………………………………………………32
Приложение 2……………………………………………………………………..33
Приложение 3……………………………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Политическое и административно-территориальное устройство Российской Федерации……………………………………………………………..5

1.1.История политико-административного  устройства России………………..5

1.2.Политико-административное устройство Российской Федерации,

субъекты РФ……………………………………………………………………….12

Глава 2. Политико-административная реформа в новой России………………17

2.1. Принципы построения федерализма России………………………………17

2.2. Проблемы и пути оптимизации политико-административного деления России……………………………………………………………………………….22

Заключение.…………………………………………………………………………29

Список литературы…………………………………………………………………31

Приложение 1………………………………………………………………………32

Приложение 2……………………………………………………………………..33

Приложение 3……………………………………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время основная хозяйственная деятельность России осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные и международные связи. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию, занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами.

Поэтому знания о стране складываются из всесторонних знаний о ее политико-административном и территориальном устройстве

Актуальность темы. Среди сложившихся на данный момент в России политических институтов особенной неустойчивостью отличаются институты политико-административной и территориальной организации государства. Несмотря на то, что Россия является федерацией, объединяющей все регионы со статусом субъектов Федерации, для нее характерна  разнообразная структура административно-территориального деления. Каждый из типов субъектов Федерации имеет различные политико-правовой статус и фактическое положение в политической системе общества.

В политико-административной системе Российской Федерации постоянно происходят более или менее значительные перемены.

В различные исторические периоды российской государственности, в том числе освоения бескрайних сибирских и дальневосточных  территорий, решения проблем интеграции новых земель (Средняя Азия, Закавказье и т.д.) в единое социально-экономическое  пространство, вопросы о предоставлении автономии различным территориям  и выстраивании с ними особых отношений  всегда решала центральная власть. Советский Союз  образовался на основе старого административного деления краев, областей, союзных и автономных республик и автономных округов.

Следует особо отметить историческую преемственность административно-территориального деления в современной России. Распад Советского Союза и становление  Российской Федерации как нового государства на политической карте  мира стали ключевым моментом в новейшей истории. В стране было положено начало новому этапу политико-административного устройства.

 В настоящее время в рамках начатой президентом России В.В. Путиным (2000-2008 гг.) широкомасштабной реформы российского федерализма вновь стала актуальной проблема образования новых субъектов путем реорганизации существующих. Ее главной целью является выравнивание правовой и политической асимметрии, которая, служит предпосылкой для существования бюджетной, социальной и экономической неравномерности развития субъектов Российской Федерации Важно преодолеть географические, природно-ресурсные, политические, хозяйственные и транспортные различия, разъединяющие государство.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема территориальных и административных политических институтов существовала на протяжении всего периода становления и развития российского государства.

Цель и задачи исследования:

-рассмотреть сущность  и специфику политико-административного  деления России;

-систематизировать и  обобщить  специальную  литературу  по данной теме;

-выявить исторические и политические предпосылки, определяющие современное политико-административное устройство России;

-охарактеризовать основные  черты субъектов РФ

-определить основные тенденции и перспективы развития политико-административного и территориального устройства РФ.

Предмет исследования: политико-административное устройство России.

Глава 1. Политическое и административно-территориальное устройство Российской Федерации

1.1.История политико-административного   устройства России

История разделения Российского  государства на различные административно- территориальные единицы уходит корнями в глубокое прошлое.

В X веке ещё не существовало единого централизованного государства, происходили постоянные изменения в политическом и территориальном устройстве Руси. Княгиня Ольга разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки. В результате междоусобной  борьбы князей за власть и территории, территориальное деление было весьма нестабильным. Великий князь в конце жизни отдавал подвластные ему земли сыновьям в удел - так возникали многочисленные удельные княжества.

В XII-XV веках на северо-западе существовали независимые от Киева Новгородская и Псковская земли, которые постепенно были подчинены и включены Иваном III в состав Московского государства. Территория Новгородской земли была разделена на пятины.

В Смутное время в России важнейшую роль сыграли  обладающие самоуправлением земские собрания. Однако после Смуты необходимость централизации управления для решения сложных внутренних и внешнеполитических задач вела к ослаблению местного самоуправления. Усиливая представительство центральной власти на местах, правительство во все земли страны командировало воевод, сосредоточивших в своих руках военную и гражданскую власть в областях.

«В некоторых центральных и большинстве северных волостей население образовывало «всеуездные миры», во главе которых ставились выборные земские старосты. При этом функции местного самоуправления были регламентированы сверху: вопросы, касавшиеся военной и стратегической сферы, оставались в ведении центра.

 Постепенно развивалось крестьянское самоуправление. Для зависимых от феодалов крестьян оно смягчило последствия введения крепостного права, для государственных - облегчало условия отношений с администрацией. Землевладельцам и чиновникам приходилось иметь дело не с разрозненным крестьянством, а с крупной организацией в виде общины, действовавшей на принципах круговой поруки и всячески защищавшей своих членов»[8,с.147].

Это деление просуществовало  вплоть до начала XVIII века, когда Пётр I провёл реформу административно-территориального устройства и ввёл в качестве административно-территориальной  единицы губернии. До этого существовали только мелкие единицы - уезды и волости.

В царской России формирование одного централизованного органа управления страной потребовало организации и введения единой системы управления ее отдельными территориями. Естественно, этот процесс начался не с нуля. Россия располагала исторически сложившимися территориями с уже устоявшейся системой управления. Поэтому местная система управления не подвергалась ломке без серьезных оснований.

Официальное приказное делопроизводство XVII века делило местность страны на части (области), именовавшиеся тогда «городами». При отнесении территорий к «городу» использовался историко-географический принцип. Известны такие административно-территориальные единицы, как Рязанские, Северские, Замосковные, Пермские и другие «города».

Более низким звеном деления  были уезды, волости и станы. Как  правило, в качестве административного  центра уезда выступал город. Волостная  организация появилась, как считается, из фермерской сельской общины. Центром волости являлось село (большой сельский населенный пункт), объединявшее несколько деревень. В некоторых вариантах стан вытеснял волостное деление. В ряде районов России долго сохранялось обычное сложившееся территориальное деление (края, погосты, дороги, полки и т.д.). При исследовании исторической географии России XVI-XVII веков выявляется ряд проблем, обусловленных различностью административного устройства отдельных территорий.

 К началу XVIII века более устоявшейся единицей громоздкого и неустойчивого административно-территориального устройства был уезд. Для целей рекрутских наборов страна разделялась на разряды. В последствие административной основой для упорядочения рекрутских наборов послужило новое губернское устройство России.

Основы современного политико-административного  деления России были заложены в 1708 г. Петром I. Он разделил страну на восемь губерний, число которых вскоре увеличилось до 11-ти, а потом до 14-ти. Губернии были разделены на провинции и уезды. В 1775-1785 гг. Екатерина II провела реформу территориального устройства страны. «Для обеспечения сохранности дворянско-помещичьей власти и усиления налогового пресса нужно было приблизить военно-полицейский и фискальный аппараты. Это было достигнуто методом «дробления» губерний и уездов, число которых фактически удвоилось. По мере территориального роста империи число губерний  и уездов увеличивалось. При этом «екатерининское» административно-территориальное деление было по-своему нормативным: территория с населением 300—400 тыс. душ числилась хорошей для образования губернии, а с популяцией 20—30 тыс. душ мужского пола - для уезда» [3,с.46].

 Новое деление просуществовало до революции 1917 года. Административные границы, оказались настолько удачны, что их отдельные участки в центре Европейской России существуют до сих пор, разделяя современные области.

 В итоге всех изменений к 1914 г. Российская империя делилась на 80 губерний, 20 областей, два округа и 9 самостоятельных городов; они, в свою очередь, подразделялись на 817 уездов и 16 760 волостей (см. Приложение 1). Политико-территориальное деление царской России было многоступенчатым и включало многие элементы федерализма, что отражало многонациональность населения страны.

Некоторые регионы пользовались широкой автономией: Великое княжество  Финляндское, Царство Польское, нынешняя Калмыкия, Урянхайский край (ныне Республика Тува).

Очевидно, ни к экономике, ни к природному и историческому  своеобразию, ни к национальному  составу населения такое деление, по существу, не имело дела.

Административно-территориальное  размежевание «единой и неделимой» России осуществлялось так, что территории компактного государственного расселения были раздроблены. Грузия была разделена между четырьмя губерниями, Белоруссия и Татария — между пятью губерниями. Так административно-территориальное деление стало делать «противоавтономные» функции, противодействуя сепаратистским и национально-освободительным движениям.

Коренные преобразования административно-территориальной сетки страны начались после октябрьского переворота 1917 г. В это время наблюдалась непоследовательность административно-территориальных преобразований, шараханье из одной крайности в другую, что говорит об отсутствии у большевиков опыта и знаний, а также устойчивой политики в данной сфере. Образование Российской Советской Республики (далее РСР) было провозглашено 7 ноября (25 октября) 1917 года, столицей нового государства стал город Петроград.

Первоначально РСР занимала территорию бывшей Российской империи, за исключением Польши и Финляндии.

В стране сохранилось старое административно-территориальное деление, основными единицами которого были губернии и области, делившиеся в  свою очередь на уезды, округа и отделы (в казачьих областях), кроме того, уезды делились на волости, округа и отделы - на станицы (хутора и поселки). РСР возникла как унитарное государство.

В январе 1918 г. Третий Всероссийский  съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов провозгласил федеративное устройство Российской Советской Республики, которая получила новое название - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

На территории страны стали  возникать новые формы автономий  - автономные республики (АССР), автономные трудовые коммуны и автономные области, которые имели все права губерний, но в отличие от них были национально-государственными образованиями. В марте 1918 г. столицей государства стала Москва.

Затем образовывается Украинская  республика, конституционно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна германцев Поволжья, Терская автономная социалистическая республика (объединившая чеченцев, ингушей, кабардинцев и остальных горцев) и Кубано-Черноморская республика были интегрированы в Северокавказскую республику. Далее последовало образование Башкирской и Татарской автономных республик, Вотской (Удмуртской), Калмыцкой и Марийской автономных областей, Якутской и Бурят-монгольской автономных республик, Узбекской, Туркменской  союзных республики и остальных национальных образований.

Информация о работе Политико-административное устройство Российской Федерации