Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:16, контрольная работа
Цель и задачи исследования:
-рассмотреть сущность и специфику политико-административного деления России;
-систематизировать и обобщить специальную литературу по данной теме;
-выявить исторические и политические предпосылки, определяющие современное политико-административное устройство России;
-охарактеризовать основные черты субъектов РФ
-определить основные тенденции и перспективы развития политико-административного и территориального устройства РФ.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Политическое и административно-территориальное устройство Российской Федерации……………………………………………………………..5
1.1.История политико-административного устройства России………………..5
1.2.Политико-административное устройство Российской Федерации,
субъекты РФ……………………………………………………………………….12
Глава 2. Политико-административная реформа в новой России………………17
2.1. Принципы построения федерализма России………………………………17
2.2. Проблемы и пути оптимизации политико-административного деления России……………………………………………………………………………….22
Заключение.…………………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………………31
Приложение 1………………………………………………………………………32
Приложение 2……………………………………………………………………..33
Приложение 3……………………………………………………………………..34
Сейчас уже мало кто знает, что на заре советской власти существовала общественная Литовско-Белорусская республика, а на территории, занимаемой сейчас Казахстаном, была образована Киргизская автономная республика, поскольку казахов часто называли киргизами (со столицей в городе Оренбурге). В 1919 г. была провозглашена Крымская русская республика в составе РСФСР, затем преобразованная в автономную (при этом более половины населения республики составляли русские, около четверти населения - татары, остальные - украинцы, евреи, греки, болгары).
Союз Советских
В период с 1923 по 1929 г. на политико-административной карте РСФСР возникли:
-Уральская область;
-Северокавказский край;
- Сибирский край с центром в Новосибирске;
- Дальневосточный край в составе бывших Амурской, Приморской и Забайкальской губерний;
-Ленинградская область, включавшая Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Череповецкую и Мурманскую губернии;
-Центральная черноземная область,
-Нижневолжский край с центром в Саратове;
-Средневолжская область;
-Северный край с центром в Архангельске;
-Западная область с центром в Смоленске;
-Нижегородский край;
-Ивановская промышленная область;
-Столичная промышленная область, объединившая Московскую, Тульскую, Рязанскую, а также часть Тверской и Калужской губерний.
По сравнению с губернским делением количество административных единиц верхнего уровня резко сократилось: в РСФСР было выделено 13 краев и областей, в других союзных республиках эти единицы вообще не создавались.
Изменения в политико-административном устройстве страны происходили даже во время войны 1941 - 1945 гг., причем не только в стратегически важных районах, но и далеко в Сибири, к примеру, были образованы Тюменская, Курганская и остальные области, что не диктовалось ни срочностью, ни другими разумными доводами.
После войны административно-
Административно-
Изменился статус всех бывших автономных республик и ряда автономных областей. Например, Горно-Алтайская автономная область - Горно-Алтайская АССР - Горно-Алтайская ССР - Республика Горный Алтай - Республика Алтай. Россия признала новый статус автономных республик поправкой к Конституции РСФСР от 14 мая 1991 г., отказавшись от наименования «АССР», заменив его иным - «Республика в составе РСФСР».
Многие из республик изменили свои прежние наименования. Их новейшие названия, например, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай (Алтай), Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия и др. Бывшие автономные области - Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасия, став республиками, вышли из состава краев (Краснодарского, Алтайского, Ставропольского и Красноярского).
В России осталась одна автономная область - Еврейская; другие за последние годы преобразованы в республики. Некоторые из автономных округов (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Корякский и Чукотский) тоже провозгласили себя республиками, а Коми-Пермяцкий автономный округ - автономной областью, но по Конституции они все остаются автономными округами.
«В начале 90-х гг. особыми указами
были образованы некоторые национальные
районы. Так, на местности Славгородского
и Хабаровского районов Алтайского края
образовался германский район, как акт
исторической справедливости после ликвидации
такового района в 1938 году, Эвено-Батагтайский
в Республике Саха, Эвенкийский в Бурятии
и др. Подобные образования не явились
чем-то новым, так как занимали свою «нишу»
в административно-
Таким образом, можно сделать
вывод, что на протяжении всего существования
Российского государства
1.2.Политико-административное устройство Российской Федерации, субъекты РФ
«Политико-административные системы можно классифицировать по критерию формы территориального устройства государства. Традиционно выделяют три основные формы: федерация, конфедерация и унитарное государство. Форма государственного устройства определяет специфику отношений между элементами и уровнями политико-административной системы»[5,с.37].
Суверенные государства
имеют различные формы организации
правления. Важнейшей из них является
государственный строй. Российская Федерация
– суверенная демократическая президентская
республика – имеет федеративную форму
государственного устройства, что отражено
в новой конституции страны (от 12 декабря
1993 года) и федеративном договоре. «Федеративное
государство имеет такую
форму административно-
Столица - город Москва. Глава государства - президент. Система государственной власти - законодательные, исполнительные и судебные органы осуществляют свои полномочия самостоятельно, по принципу разделения властей. Высшая законодательная власть представлена парламентом, состоящим из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Высшая исполнительная власть представлена правительством, главу которого назначает президент и утверждает Государственная Дума. Высшие органы судебной власти - Конституционный Суд (рассматривает дела, связанные с соблюдением Конституции РФ), Верховный Суд (высшая правовая инстанция по гражданским, уголовным и административным делам), Высший Арбитражный Суд (рассматривает дела по экономическим, имущественным спорам и пр.).
«Современное государственное устройство Россия во многом унаследовала от Советского Союза. Согласно Конституции, принятой 12 декабря 1993 г., Россия является федеративным государством, в которое входят 89 самостоятельных субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область (Еврейская) и десять автономных округов, входящих одновременно и в состав областей»[4,с. 82].
Многие автономные округа формально входят в соответствующие области: они имеют самостоятельный бюджет, подразделение Центрального банка России, законодательные органы, главу исполнительной власти и др. Таким образом, они являются полноправными субъектами Российской Федерации.
В апреле 1992 г. между субъектами РФ и федеральными властями был подписан федеративный договор, закрепивший государственное устройство России. Особый договор о разделении полномочий подписали Москва и Казань, за ним последовали договоры с другими республиками, а затем и с собственно русскими краями и областями.
Российскую Федерацию образует 89 субъектов федерации, объединенных в семь федеральных округов: Центральный (центр — Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск) и Дальневосточный (Хабаровск) (см. Приложение 3).
В их составе - 21 республика (Адыгея, Алтай, Дагестан, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Марий-Эл, Мордовия, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Якутия-Саха), 1 автономная область (Еврейская), 10 автономных округов, представляющих малочисленные народы на севере (Коми-Пермяцкий, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Долгано-Ненецкий (Таймырский), Чукотский) и востоке страны (Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский, Корякский), 6 краев (Краснодарский, Ставропольский, Алтайский, Красноярский, Хабаровский и Приморский), 49 областей и 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).
Центральный федеральный округ охватывает территорию 17 областей и городов федерального значения, расположенных в центре Европейской России: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области и г. Москва.
Северо-Западный федеральный округ включает 11 субъектов федерации, расположенных на северо-западе и севере Европейской России: Республики Карелия и Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области, г. Санкт-Петербург.
Южный федеральный округ включает 13 субъектов, расположенных на Нижней Волге и Северном Кавказе: Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - Алания, Чечня, Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области.
Приволжский федеральный округ состоит из 15 субъектов, расположенных на Верхней и Средней Волге: Республики Башкортостан, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области и Коми-Пермяцкий автономный округ.
Уральский федеральный округ объединяет 6 субъектов, расположенных на Урале и примыкающей к нему на востоке части Западной Сибири: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Сибирский федеральный округ образуют 16 субъектов Западной и Восточной Сибири: Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтайский и Красноярский края, Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская, Иркутская, Читинская области, Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский, Бурятский и Эвенкийский автономные округа.
Дальневосточный округ составляют 10 субъектов, расположенных в самой дальней части Восточной России: Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Корякский и Чукотский автономные округа.
Самые крупные по площади - Дальневосточный, Сибирский, Уральский и Северо-Западный федеральные округа, занимающие вместе 86,66% территории страны (14 797,5 тыс. кв. км). Эти округа наименее заселены - здесь проживает всего 37,86% населения России (55 428 тыс. человек) при средней плотности 3,7 чел. на 1 кв. км. Напротив, небольшие Приволжский, Центральный и Южный федеральные округа отличаются густой заселенностью территории - вместе они сосредоточивают 91 млн. человек, или 62,14% населения России.
«Высшим должностным лицом в федеральных округах является полномочный представитель Президента Российской Федерации, который представляет его в пределах федерального округа России. Главной задачей представительства Президента в федеральном округе является организация работы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ.
В функции представителей Президента входит:
- контроль выполнения Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений правительства, федеральных программ в субъектах федерации;
-обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, подбор и расстановка кадров в территориальные управления федеральных органов власти;
-разработка программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа и пр.»[6].
«В каждом субъекте Российской Федерации имеется местное самоуправление, т. е. местные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Местное самоуправление осуществляется также на уровне городов, районов и отдельных муниципальных и сельских образований»[6].
Большинство современных учёных считают, что политико-административные границы будут играть всё меньшую роль в жизни людей. Маловероятно, что в России они существенно изменятся в обозримом будущем. Если нескольким областям страны потребуется решать крупные общие проблемы, то они могут создать для этого специальные "надобластные" организации. Такие уже существуют, например "Центральная Россия", "Сибирское соглашение" и др.
Глава 2. Политико-административная реформа в Новой России
2.1. Принципы построения федерализма России
Федерализм (от лат. foedus - союз, завет) является родовым понятием и включает в себя несколько типов. Интересующий нас тип - федерация - представляет собой «такой способ организации государственной власти, которая предполагает учреждение единого государства, в пределах охвата которого формируется политика, а составляющие ее единицы получают право, с одной стороны, на самоуправление, с другой - на соучастие в общем конституционном управлении государством в целом. Основным признаком федерации выступает государствоподобный характер территориальных единиц высшего уровня - субъектов федерации, существование и границы которых, а также распределение компетенций между субъектами и центром гарантируется конституцией»[5,с.156].
Информация о работе Политико-административное устройство Российской Федерации