Политико-административное устройство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования:
-рассмотреть сущность и специфику политико-административного деления России;
-систематизировать и обобщить специальную литературу по данной теме;
-выявить исторические и политические предпосылки, определяющие современное политико-административное устройство России;
-охарактеризовать основные черты субъектов РФ
-определить основные тенденции и перспективы развития политико-административного и территориального устройства РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Политическое и административно-территориальное устройство Российской Федерации……………………………………………………………..5
1.1.История политико-административного устройства России………………..5
1.2.Политико-административное устройство Российской Федерации,
субъекты РФ……………………………………………………………………….12
Глава 2. Политико-административная реформа в новой России………………17
2.1. Принципы построения федерализма России………………………………17
2.2. Проблемы и пути оптимизации политико-административного деления России……………………………………………………………………………….22
Заключение.…………………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………………31
Приложение 1………………………………………………………………………32
Приложение 2……………………………………………………………………..33
Приложение 3……………………………………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 1.20 Мб (Скачать)

Сейчас уже мало кто знает, что на заре советской власти существовала общественная Литовско-Белорусская республика, а на территории, занимаемой сейчас Казахстаном, была образована Киргизская автономная республика, поскольку казахов часто называли киргизами (со столицей в городе Оренбурге). В 1919 г. была провозглашена Крымская русская республика в составе РСФСР, затем преобразованная в автономную (при этом более половины населения республики составляли русские, около четверти населения - татары, остальные - украинцы, евреи, греки, болгары).

Союз Советских Социалистических Республик был создан 30 декабря 1922 г., одним из его основателей была РСФСР. К этому времени в состав России уже входило 8 автономных советских социалистических республик и 14 автономных областей и трудовых коммун.

В период с 1923 по 1929 г. на политико-административной карте РСФСР возникли:

-Уральская область;

-Северокавказский край;

- Сибирский край с центром в Новосибирске;

- Дальневосточный край в составе бывших Амурской, Приморской и Забайкальской губерний;

-Ленинградская область, включавшая Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Череповецкую и Мурманскую губернии;

-Центральная черноземная  область, 

-Нижневолжский край с центром в Саратове;

-Средневолжская область;

-Северный край с центром в Архангельске;

-Западная область с центром в Смоленске;

-Нижегородский край;

-Ивановская промышленная  область;

-Столичная промышленная область, объединившая Московскую, Тульскую, Рязанскую, а также часть Тверской и Калужской губерний.

По сравнению с губернским делением количество административных единиц верхнего уровня резко сократилось: в РСФСР было выделено 13 краев и областей, в других союзных республиках эти единицы вообще не создавались.

 Изменения в политико-административном устройстве страны происходили даже во время войны 1941 - 1945 гг., причем не только в стратегически важных районах, но и далеко в Сибири, к примеру, были образованы Тюменская, Курганская и остальные области, что не диктовалось ни срочностью, ни другими разумными доводами.

После войны административно-территориальные  конфигурации продолжались, но они были единичными: преобразование в 1945 г. Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР (в 1954 г. в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией Крымская область была передана в состав Украинской ССР), а также Карело-Финской ССР - в Карельскую АССР (см. Приложение 2).

Административно-территориальное  устройство постперестроечной России претерпело значительные количественные и качественные изменения.

Изменился статус всех бывших автономных республик и ряда автономных областей. Например, Горно-Алтайская автономная область - Горно-Алтайская АССР - Горно-Алтайская ССР - Республика Горный Алтай - Республика Алтай. Россия признала новый статус автономных республик поправкой к Конституции РСФСР от 14 мая 1991 г., отказавшись от наименования «АССР», заменив его иным - «Республика в составе РСФСР».

Многие из республик изменили свои прежние наименования. Их новейшие названия, например, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай (Алтай), Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия и др. Бывшие автономные области - Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасия, став республиками, вышли из состава краев (Краснодарского, Алтайского, Ставропольского и Красноярского).

В России осталась одна автономная область - Еврейская; другие за последние годы преобразованы в республики. Некоторые из автономных округов (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Корякский и Чукотский) тоже провозгласили себя республиками, а Коми-Пермяцкий автономный округ - автономной областью, но по Конституции они все остаются автономными округами.

«В начале 90-х гг. особыми указами были образованы некоторые национальные районы. Так, на местности Славгородского и Хабаровского районов Алтайского края образовался германский район, как акт исторической справедливости после ликвидации такового района в 1938 году, Эвено-Батагтайский в Республике Саха, Эвенкийский в Бурятии и др. Подобные образования не явились чем-то новым, так как занимали свою «нишу» в административно-территориальном делении России многие десятилетия. Согласно новой Конституции, «правовое поле» краев, областей и республик значительно расширилось. Собственное правовое регулирование (включая принятие законов и других правовых актов) ограничивается Основами законодательства, издающегося Федерацией»[3,с.51].

Таким образом, можно сделать  вывод, что на протяжении всего существования  Российского государства практически  каждая новая власть проводила изменения  в политико-административном и территориальном устройстве страны, делая их выгодными для себя.

1.2.Политико-административное  устройство Российской Федерации, субъекты РФ

«Политико-административные системы можно классифицировать по критерию формы территориального устройства государства. Традиционно  выделяют три основные формы: федерация, конфедерация и унитарное государство. Форма государственного устройства определяет  специфику отношений  между элементами и уровнями политико-административной системы»[5,с.37].

Суверенные государства  имеют различные формы организации правления. Важнейшей из них является государственный строй. Российская Федерация – суверенная демократическая президентская республика – имеет федеративную форму государственного устройства, что отражено в новой конституции страны (от 12 декабря 1993 года) и федеративном договоре.  «Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с федеральными законами и органами власти существуют отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т. д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти»[4,с.81].

Столица - город Москва. Глава государства - президент. Система государственной власти - законодательные, исполнительные и судебные органы осуществляют свои полномочия самостоятельно, по принципу разделения властей. Высшая законодательная власть представлена парламентом, состоящим из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Высшая исполнительная власть представлена правительством, главу которого назначает президент и утверждает Государственная Дума. Высшие органы судебной власти - Конституционный Суд (рассматривает дела, связанные с соблюдением Конституции РФ), Верховный Суд (высшая правовая инстанция по гражданским, уголовным и административным делам), Высший Арбитражный Суд (рассматривает дела по экономическим, имущественным спорам и пр.).

«Современное государственное устройство Россия во многом унаследовала от Советского Союза. Согласно Конституции, принятой 12 декабря 1993 г., Россия является федеративным государством, в которое входят 89 самостоятельных субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область (Еврейская) и десять автономных округов, входящих одновременно и в состав областей»[4,с. 82].

Многие автономные округа формально входят в соответствующие области: они имеют самостоятельный бюджет, подразделение Центрального банка России, законодательные органы, главу исполнительной власти и др. Таким образом, они являются полноправными субъектами Российской Федерации.

В апреле 1992 г. между субъектами РФ и федеральными властями был подписан федеративный договор, закрепивший  государственное устройство России. Особый договор о разделении полномочий подписали Москва и Казань, за ним последовали договоры с другими республиками, а затем и с собственно русскими краями и областями.

Российскую Федерацию образует 89 субъектов федерации, объединенных в семь федеральных округов: Центральный (центр — Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск) и Дальневосточный (Хабаровск) (см. Приложение 3).

В их составе - 21 республика (Адыгея, Алтай, Дагестан, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Марий-Эл, Мордовия, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Якутия-Саха), 1 автономная область (Еврейская), 10 автономных округов, представляющих малочисленные народы на севере (Коми-Пермяцкий, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Долгано-Ненецкий (Таймырский), Чукотский) и востоке страны (Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский, Корякский), 6 краев (Краснодарский, Ставропольский, Алтайский, Красноярский, Хабаровский и Приморский), 49 областей и 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

Центральный федеральный округ охватывает территорию 17 областей и городов федерального значения, расположенных в центре Европейской России: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области и г. Москва.

Северо-Западный федеральный  округ включает 11 субъектов федерации, расположенных на северо-западе и севере Европейской России: Республики Карелия и Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская области, г. Санкт-Петербург.

Южный федеральный округ  включает 13 субъектов, расположенных  на Нижней Волге и Северном Кавказе: Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - Алания, Чечня, Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области.

Приволжский федеральный  округ состоит из 15 субъектов, расположенных на Верхней и Средней Волге: Республики Башкортостан, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области и Коми-Пермяцкий автономный округ.

Уральский федеральный округ объединяет 6 субъектов, расположенных на Урале и примыкающей к нему на востоке части Западной Сибири: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Сибирский федеральный округ образуют 16 субъектов Западной и Восточной Сибири: Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтайский и Красноярский края, Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская, Иркутская, Читинская области, Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский, Бурятский и Эвенкийский автономные округа.

Дальневосточный округ составляют 10 субъектов, расположенных в самой дальней части Восточной России: Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Корякский и Чукотский автономные округа.

Самые крупные по площади - Дальневосточный, Сибирский, Уральский и Северо-Западный федеральные округа, занимающие вместе 86,66% территории страны (14 797,5 тыс. кв. км). Эти округа наименее заселены - здесь проживает всего 37,86% населения России (55 428 тыс. человек) при средней плотности 3,7 чел. на 1 кв. км. Напротив, небольшие Приволжский, Центральный и Южный федеральные округа отличаются густой заселенностью территории - вместе они сосредоточивают 91 млн. человек, или 62,14% населения России.

«Высшим должностным лицом в федеральных округах является полномочный представитель Президента Российской Федерации, который представляет его в пределах федерального округа России. Главной задачей представительства Президента в федеральном округе является организация работы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ.

 В функции представителей Президента входит:

- контроль выполнения Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений правительства, федеральных программ в субъектах федерации;

-обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, подбор  и расстановка кадров в территориальные управления федеральных органов власти;

-разработка программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа и пр.»[6].

«В каждом субъекте Российской Федерации имеется местное самоуправление, т. е. местные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Местное самоуправление осуществляется также на уровне городов, районов и отдельных муниципальных и сельских образований»[6].

Большинство современных  учёных считают, что политико-административные границы будут играть всё меньшую  роль в жизни людей. Маловероятно, что в России они существенно  изменятся в обозримом будущем. Если нескольким областям страны потребуется  решать крупные общие проблемы, то они могут создать для этого  специальные "надобластные" организации. Такие уже существуют, например "Центральная Россия", "Сибирское соглашение" и др.

 

Глава 2. Политико-административная реформа в Новой России

2.1. Принципы построения  федерализма России

Федерализм (от лат. foedus - союз, завет) является родовым понятием и включает в себя несколько типов. Интересующий нас тип  - федерация - представляет собой «такой способ организации государственной власти, которая предполагает учреждение единого государства, в пределах охвата которого формируется политика, а составляющие ее единицы получают право, с одной стороны, на самоуправление, с другой - на соучастие в общем конституционном управлении государством в целом. Основным признаком федерации выступает государствоподобный характер территориальных единиц высшего уровня - субъектов федерации, существование и границы которых, а также распределение компетенций между субъектами и центром гарантируется конституцией»[5,с.156].

Информация о работе Политико-административное устройство Российской Федерации