Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района Свердловская железная дорога

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.

Содержание

Введение
1.Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района РФ 2
2.Характеристика транспортной сети:
• Железнодорожный транспорт
• Речной транспорт
• Морской транспорт
• Автомобильный транспорт
• Трубопроводный транспорт
• Воздушный транспорт
3.Расчёт густоты железной сети по областям в Уральском районе и районе Свердловской железной дороги
4.Составление экономической карты и транспортной картосхемы. 3
5 Список используемой литературы 4

Работа содержит 1 файл

курсовая по регионалистике.docx

— 60.04 Кб (Скачать)

4. Лесные и водные ресурсы района. Весьма велики лесные ресурсы Урала. Продуктивность его хвойных лесов более высокая, чем в тайге северных районов Европейской России и Западной Сибири. Освоены лесные ресурсы неравномерно. В горно-заводских районах, где издавна работают промышленные предприятия — крупные потребители леса, вблизи сплавных путей и железных дорог большая часть ценных лесных массивов неоднократно подвергалась рубке. Ныне промышленные запасы сосредоточены в основном на Северном Урале. Леса Урала богаты пушниной, а в тундрах водится ценный пушной зверь — песец.

Лесная промышленность в прежние времена обеспечивала металлургию древесным углем. В  настоящее время на севере района создана современная деревообрабатывающая промышленность. Целлюлозно-бумажные комбинаты есть в Краснокамске, Соликамске, Перми, Красновишерске.

Большие запасы леса способствуют развитию лесной и  целлюлозно-бумажной промышленности. Лесозаготовки ведутся в бассейнах  Енисея и Ангары. По Енисею лес транспортируют к океану и далее - по Северному морскому пути, а также - к Транссибирской и Байкало-Амурской магистралям для отправки по ним леса в другие районы страны.

           За северным Полярным кругом  построен порт Игарка с лесопильным заводом. Основные же предприятия лесной промышленности находятся в Красноярске, Лесосибирске, Братске, Усть-Илимске. Построен крупный Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат (на р. Селенга, впадающей в Байкал). Необходимо однако, отметить, что предприятия наносят значительный ущерб экологическому состоянию Байкальского региона, загрязняя окружающую среду отходами производства.

В направлении  с севера на юг зона арктических  пустынь и тундры сменяется зоной  тайги (Западная Сибирь - лесоизбыточный район). На широте Тюмени и Томска таежные леса сменяются узкой полосой лиственных лесов, которые переходят в лесостепные пространства. У предгорий Алтая небольшую площадь занимает степная зона (но более засушливая, чем на Русской равнине). Лесостепные и степные районы Западной Сибири с черноземными почвами распаханы. Главная река района - Обь - судоходна на всем протяжении и впадает в Карское море. У реки много притоков (многие из них суд сходны). Реки района служат как транспортные артерии и для водоснабжения. Гидроэнергетический потенциал рек невелик (равнинная территория). Более трети всей площади Западной Сибири занимают болота. Заболоченность крайне затрудняет прокладку транспортных магистралей, освоение нефтяных и газовых месторождений.

5,6.Особенность энергетики района. Отраслями специализации хозяйства Западной Сибири являются топливная промышленность (добыча нефти, газа, угля), черная металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, а также зерновое хозяйство.

           Западная Сибирь - главная база  России по добыче нефти и  газа. Нефть - высокого качества, а себестоимость ее - самая низкая  в стране. Нефть и газ залегают  в рыхлых осадочных породах  на глубине 700-3000 м.

           Добыча нефти в годы перестройки  экономики заметно снизилась,  но район, тем не менее, является  основным по добыче топливных  ресурсов в стране. В 1995 г. здесь  было добыто 200 млн. т нефти  (в 1991г. - 329 млн. т). Крупнейшие месторождения  находятся в Томской и Тюменской  областях - Самотлорское, Усть-Балыкское, Сургутское. Месторождения стареют, истощаются; разведываются новые.

           Добыча газа производится на  севере района. Крупнейшие месторождения  - Уренгойское, Медвежье, Ямбургское, Харасавэйское, Сейчас прокладывается новая ветка газопровода "Ямал - Европа".

           На базе тюменской нефти работают  нефтеперерабатывающий завод в  Омске и нефтехимические комбинаты  Омска, Томска, Тобольска, Сургута,  Нижневартовска. Нефть по нефтепроводам  подается в Восточную Сибирь (где  работают НПЗ в Ачинске и  Ангарске) и в Казахстан. Развитие нефтегазохимического цикла происходит одновременно с расширением лесной промышленности (лесохимия - Омск, Томск, Новосибирск).

           Основная часть добываемого в  регионе топлива вывозится за  пределы Западной Сибири.

           Черная металлургия. Кузбасс является  угольно- металлургической базой республиканского значения. Кузнецкие угли потребляются в Западной Сибири, на Урале, в европейской части России, в Казахстане.

           Главный центр черной металлургии  - Новокузнецк (завод ферросплавов  и два завода полного металлургического  цикла). Кузнецкий металлургический  комбинат использует местные  руды Горной Шории, а растущий Западно-Сибирский металлургический комбинат получает сырье из Восточной Сибири - Хакасские и Ангаро-Илимские руды. Металлургический завод есть и в Новосибирске.

           Цветная металлургия представлена  цинковым заводом (Белово), алюминиевым  (Новокузнецк) и заводом в Новосибирске, где из дальневосточных концентратов  производят олово и сплавы. Освоено  местное месторождение нефелинов  - сырьевая база для алюминиевой  промышленности.

           Машиностроение района обслуживает  потребности всей Сибири. В Кузбассе  делают металлоемкое горное и  металлургическое оборудование, станки. В Новосибирске выпускают тяжелые  станки и гидропрессы, а также  есть турбогенераторный завод.  В Рубцовске находится Алтайский  тракторный завод; в Томске - подшипниковый;  в Барнауле - котельный. Приборостроение  и электротехника представлены в Новосибирске и Томске.

           На базе коксования угля в  Кузбассе развивается химическая  промышленность, которая производит  азотные удобрения, синтетические  красители, медикаменты, пластмассы, шины (Новосибирск и другие города). Развивается нефтехимия, использующая  местное углеводородное сырье  (нефть и газ).

           Однако сосредоточение производств с вредными отходами в промышленных узлах Новокузнецка, Кемерово и других городов серьезно обостряет экологическую ситуацию в регионе.

 В связи  со стремительным развитием нефте- и газодобычи в Западной Сибири также остро встает вопрос об экологии районов Севера России, так как создаются трудности для традиционных занятий коренного населения: огромные пространства оленьих пастбищ навсегда выводятся из строя после прохождения вездеходов, трубоукладчиков. Фонтанирование нефти, аварии трубопроводов приводят к загрязнению воды в реках и озерах, наносится ущерб рыбным ресурсам. Леса также страдают от деятельности людей. Все эти проблемы влияют на уменьшение размеров территории, где коренное население Западной Сибири может заниматься охотой, рыболовством, оленеводством.

           Агропромышленный комплекс. В лесной  и тундровой зонах района условия для земледелия неблагоприятны и главную роль здесь играет оленеводство, рыболовство и пушной промысел. Юг Западной Сибири (лесостепная и степная зона с черноземными почвами) - один из основных зерновых районов России. Здесь же разводят крупный рогатый скот, овец, птицу. Созданы маслозаводы в лесостепной зоне, мясокомбинаты, шерстомойные заводы - в степной. В Горном Алтае наряду с овцеводством сохраняется значение пантового оленеводства, разводят также коз и яков.

           Топливно-энергетический комплекс  занимает ведущее место в промышленности  региона. Топливными ресурсами  район обеспечен и даже экспортирует  их в другие экономические  районы России и за рубеж.  На Западную Сибирь приходится  большая доля добычи всего  углеводородного сырья России. На  запад, восток и на юг от  крупнейших месторождений проложены  и строятся новые магистральные  трубопроводы.

           Энергоснабжение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса осуществляется за счет работы тепловых электростанций, работающих на мазуте и газе - Сургутские ГРЭС, Нижневартовская и Уренгойская ГРЭС и др. В Кузбассе тепловые станции работают на угле.

           Электростанции Западной и Восточной  Сибири образуют объединенную  энергосистему Сибири.

        Химическая промышленность. Помимо отходов предприятий черной и цветной металлургии эта отрасль использует местное минеральное сырье (нефть, газ, калийную соль). В Березниках (Северный Урал) на химических заводах производят соду, калийные и азотные удобрения, в Соликамске - калийные. Фосфатные удобрения вырабатывают в Перми и Красноуральске.

        По производству электроэнергии Уральский район занимает второе место в РФ вслед за Центральным экономическим районом. Большая часть электроэнергии производится на тепловых станциях. Крупнейшими из них являются Рефтинская, Ирик-линская, Троицкая. Свою долю в производство электроэнергии вносят Камская и Боткинская ГЭС. Действует Белоярская АЭС.

7. Сельское хозяйство — важная отрасль экономики Уральского экономического района, специализирующаяся на выращивании главным образом яровой пшеницы, мясо-молочном животноводстве; вокруг главных промышленных центров — сельское хозяйство пригородного типа. В сельскохозяйственном производстве ведущее место принадлежит совхозам. Сельскохозяйственные угодья (1974) составляют 41% всей площади района, занимая в основном территорию Южного Приуралья и Южного Зауралья; из них пашня — 17,8 млн. га, сенокосы — 2,9 млн. га, пастбища — 7 млн. га. Площадь орошаемых земель — 128 тыс. га, осушенных — 70 тыс. га. Вся посевная площадь 16,4 млн. га (1975), из них под зерновыми — 10,9 млн. га, кормовыми культурами — 4,9 млн. га, техническими (подсолнечник, лён) — 0,1 млн. га, картофелем и овощами — 0,5 млн. га. Преобладают посевы пшеницы, главным образом яровой (5,7 млн. га). Развито теплично-парниковое хозяйство. Поголовье (на начало 1976, млн.): крупного рогатого скота — 6,2 (из них коров 2,3), свиней — 2,0, овец и коз — 4,6, птицы — 34,6. Созданы крупные промышленно-животноводческие комплексы и птицефабрики.

Специализация агропромышленного комплекса Урала - зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и  продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). Наиболее развито сельское хозяйство в Башкортостане и Оренбуржье.

В структуре  посевных площадей Урала наибольший удельный вес занимают зерновые культуры (около 63%), а также кормовые (свыше 32%). Выращиваются также картофель, овощи, лен-долгунец, подсолнечник, сахарная свекла. Доля технических культур  в посевах невелика - немногим более 1,5%, что связано с их высокой  трудоемкостью. Основные посевы зерновых сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане.

В структуре  сельскохозяйственного производства Урала преобладает животноводство: на севере - молочное скотоводство, птицеводство, на юге района - мясо-молочное и мясное животноводство, овцеводство, растет роль свиноводства. Важная задача, стоящая перед сельским хозяйством Урала - повышение урожайности зерновых культур и продуктивности скота.

Пищевая промышленность района представлена мукомольными и  молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами. Основную роль играет мясная промышленность.

8.Перспективы развития Урала. Мощный научно-производственный потенциал района способен обеспечить ему стабильный экономический рост, однако нуждается в структурных изменениях.

 

В результате экономических  реформ Урал остается регионом, вывозящим, в основном, непереработанную продукцию. В настоящее время доля топлива, сырья и продуктов их первичной переработки (металлов, пиломатериалов, глинозема и др.) увеличилась в вывозе до 75—80%, а в экспорте превысила 90%. К концу 1990-х гг. Урал все больше превращался в сырьевой регион.

 

В то же время  тяжелая и средняя промышленность Урала уже сейчас может стать  базой для подъема и технического перевооружения всего районного  хозяйственного комплекса.

 

Чрезвычайно эффективной  способна стать кооперация металлурго-машиностроительного комплекса Урала с топливно-энергетическим и лесным комплексами Западной Сибири. Другое направление межрегионального сотрудничества связано с участием Урала в освоении перспективной минерально-сырьевой базы Республики Коми и других регионов европейского Севера.

2.Характеристика транспортной сети.

Железнодорожный транспорт.

Основной вид  транспорта — железнодорожный (эксплуатационная длина железных дорог 9,9 тыс. км, 1975). Важнейшая из региональных линий  — железнодорожная линия Полуночное — Серов — Свердловск — Челябинск — Орск. Главные железнодорожные магистрали — широтные, пересекают Средний и Южный Урал в 5 местах (Нижний Тагил — Пермь, Екатеринбург — Пермь, Екатеринбург — Казань, Челябинск — Уфа, Орск — Оренбург); завершено строительство шестой широтной железной дороги через Урал (Магнитогорск - Белорецк - Карламан). Значительная часть железных дорог электрифицирована, что связано с высокой грузонапряженностью и большим количеством подъёмов на многих участках. Через территорию Уральского экономического района проходит мощная система трубопроводов, обеспечивающая подачу газа (с северных районов Тюменской области и Средней Азии) и нефти (с Западной Сибири) на Урал

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района Свердловская железная дорога