Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.
Введение
1.Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района РФ 2
2.Характеристика транспортной сети:
• Железнодорожный транспорт
• Речной транспорт
• Морской транспорт
• Автомобильный транспорт
• Трубопроводный транспорт
• Воздушный транспорт
3.Расчёт густоты железной сети по областям в Уральском районе и районе Свердловской железной дороги
4.Составление экономической карты и транспортной картосхемы. 3
5 Список используемой литературы 4
4. Лесные и водные ресурсы района. Весьма велики лесные ресурсы Урала. Продуктивность его хвойных лесов более высокая, чем в тайге северных районов Европейской России и Западной Сибири. Освоены лесные ресурсы неравномерно. В горно-заводских районах, где издавна работают промышленные предприятия — крупные потребители леса, вблизи сплавных путей и железных дорог большая часть ценных лесных массивов неоднократно подвергалась рубке. Ныне промышленные запасы сосредоточены в основном на Северном Урале. Леса Урала богаты пушниной, а в тундрах водится ценный пушной зверь — песец.
Лесная промышленность
в прежние времена обеспечивала
металлургию древесным углем. В
настоящее время на севере района
создана современная
Большие запасы
леса способствуют развитию лесной и
целлюлозно-бумажной промышленности.
Лесозаготовки ведутся в
За северным Полярным кругом построен порт Игарка с лесопильным заводом. Основные же предприятия лесной промышленности находятся в Красноярске, Лесосибирске, Братске, Усть-Илимске. Построен крупный Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат (на р. Селенга, впадающей в Байкал). Необходимо однако, отметить, что предприятия наносят значительный ущерб экологическому состоянию Байкальского региона, загрязняя окружающую среду отходами производства.
В направлении с севера на юг зона арктических пустынь и тундры сменяется зоной тайги (Западная Сибирь - лесоизбыточный район). На широте Тюмени и Томска таежные леса сменяются узкой полосой лиственных лесов, которые переходят в лесостепные пространства. У предгорий Алтая небольшую площадь занимает степная зона (но более засушливая, чем на Русской равнине). Лесостепные и степные районы Западной Сибири с черноземными почвами распаханы. Главная река района - Обь - судоходна на всем протяжении и впадает в Карское море. У реки много притоков (многие из них суд сходны). Реки района служат как транспортные артерии и для водоснабжения. Гидроэнергетический потенциал рек невелик (равнинная территория). Более трети всей площади Западной Сибири занимают болота. Заболоченность крайне затрудняет прокладку транспортных магистралей, освоение нефтяных и газовых месторождений.
5,6.Особенность энергетики района. Отраслями специализации хозяйства Западной Сибири являются топливная промышленность (добыча нефти, газа, угля), черная металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, а также зерновое хозяйство.
Западная Сибирь - главная база России по добыче нефти и газа. Нефть - высокого качества, а себестоимость ее - самая низкая в стране. Нефть и газ залегают в рыхлых осадочных породах на глубине 700-3000 м.
Добыча нефти в годы
Добыча газа производится на севере района. Крупнейшие месторождения - Уренгойское, Медвежье, Ямбургское, Харасавэйское, Сейчас прокладывается новая ветка газопровода "Ямал - Европа".
На базе тюменской нефти
Основная часть добываемого в регионе топлива вывозится за пределы Западной Сибири.
Черная металлургия. Кузбасс
Главный центр черной
Цветная металлургия
Машиностроение района
На базе коксования угля в
Кузбассе развивается
Однако сосредоточение
В связи
со стремительным развитием
Агропромышленный комплекс. В лесной и тундровой зонах района условия для земледелия неблагоприятны и главную роль здесь играет оленеводство, рыболовство и пушной промысел. Юг Западной Сибири (лесостепная и степная зона с черноземными почвами) - один из основных зерновых районов России. Здесь же разводят крупный рогатый скот, овец, птицу. Созданы маслозаводы в лесостепной зоне, мясокомбинаты, шерстомойные заводы - в степной. В Горном Алтае наряду с овцеводством сохраняется значение пантового оленеводства, разводят также коз и яков.
Топливно-энергетический
Энергоснабжение Западно-
Электростанции Западной и
Химическая промышленность. Помимо отходов предприятий черной и цветной металлургии эта отрасль использует местное минеральное сырье (нефть, газ, калийную соль). В Березниках (Северный Урал) на химических заводах производят соду, калийные и азотные удобрения, в Соликамске - калийные. Фосфатные удобрения вырабатывают в Перми и Красноуральске.
По производству электроэнергии Уральский район занимает второе место в РФ вслед за Центральным экономическим районом. Большая часть электроэнергии производится на тепловых станциях. Крупнейшими из них являются Рефтинская, Ирик-линская, Троицкая. Свою долю в производство электроэнергии вносят Камская и Боткинская ГЭС. Действует Белоярская АЭС.
7. Сельское хозяйство — важная отрасль экономики Уральского экономического района, специализирующаяся на выращивании главным образом яровой пшеницы, мясо-молочном животноводстве; вокруг главных промышленных центров — сельское хозяйство пригородного типа. В сельскохозяйственном производстве ведущее место принадлежит совхозам. Сельскохозяйственные угодья (1974) составляют 41% всей площади района, занимая в основном территорию Южного Приуралья и Южного Зауралья; из них пашня — 17,8 млн. га, сенокосы — 2,9 млн. га, пастбища — 7 млн. га. Площадь орошаемых земель — 128 тыс. га, осушенных — 70 тыс. га. Вся посевная площадь 16,4 млн. га (1975), из них под зерновыми — 10,9 млн. га, кормовыми культурами — 4,9 млн. га, техническими (подсолнечник, лён) — 0,1 млн. га, картофелем и овощами — 0,5 млн. га. Преобладают посевы пшеницы, главным образом яровой (5,7 млн. га). Развито теплично-парниковое хозяйство. Поголовье (на начало 1976, млн.): крупного рогатого скота — 6,2 (из них коров 2,3), свиней — 2,0, овец и коз — 4,6, птицы — 34,6. Созданы крупные промышленно-животноводческие комплексы и птицефабрики.
Специализация
агропромышленного комплекса
В структуре посевных площадей Урала наибольший удельный вес занимают зерновые культуры (около 63%), а также кормовые (свыше 32%). Выращиваются также картофель, овощи, лен-долгунец, подсолнечник, сахарная свекла. Доля технических культур в посевах невелика - немногим более 1,5%, что связано с их высокой трудоемкостью. Основные посевы зерновых сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане.
В структуре
сельскохозяйственного
Пищевая промышленность района представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами. Основную роль играет мясная промышленность.
8.Перспективы развития Урала. Мощный научно-производственный потенциал района способен обеспечить ему стабильный экономический рост, однако нуждается в структурных изменениях.
В результате экономических реформ Урал остается регионом, вывозящим, в основном, непереработанную продукцию. В настоящее время доля топлива, сырья и продуктов их первичной переработки (металлов, пиломатериалов, глинозема и др.) увеличилась в вывозе до 75—80%, а в экспорте превысила 90%. К концу 1990-х гг. Урал все больше превращался в сырьевой регион.
В то же время
тяжелая и средняя
Чрезвычайно эффективной способна стать кооперация металлурго-машиностроительного комплекса Урала с топливно-энергетическим и лесным комплексами Западной Сибири. Другое направление межрегионального сотрудничества связано с участием Урала в освоении перспективной минерально-сырьевой базы Республики Коми и других регионов европейского Севера.
2.Характеристика транспортной сети.
Железнодорожный транспорт.
Основной вид
транспорта — железнодорожный (эксплуатационная
длина железных дорог 9,9 тыс. км, 1975).
Важнейшая из региональных линий
— железнодорожная линия