Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района Свердловская железная дорога

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.

Содержание

Введение
1.Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района РФ 2
2.Характеристика транспортной сети:
• Железнодорожный транспорт
• Речной транспорт
• Морской транспорт
• Автомобильный транспорт
• Трубопроводный транспорт
• Воздушный транспорт
3.Расчёт густоты железной сети по областям в Уральском районе и районе Свердловской железной дороги
4.Составление экономической карты и транспортной картосхемы. 3
5 Список используемой литературы 4

Работа содержит 1 файл

курсовая по регионалистике.docx

— 60.04 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ФГОУ ВПО  ПГУПС»

Кафедра «Экономики транспорта»

Дисциплина: Регионалистика

 

УДК 681.3.06

 

Курсовая  работа

по экономической  географии транспорта

на тему:

«Экономико-географическая характеристика»

 Уральского  экономического района

Свердловская  железная дорога

 
 
 
 

Выполнила студентка   27.10.11                                              _____________                  / /

Факультета

Руководитель _____________         /…………………. /

 
 
 
 

Санкт-Петербург 2011

Содержание:

Введение

1.Экономико-географическая  характеристика Уральского  экономического района  РФ 2

2.Характеристика транспортной сети:

  • Железнодорожный транспорт
  • Речной транспорт
  • Морской транспорт
  • Автомобильный транспорт
  • Трубопроводный транспорт
  • Воздушный транспорт

3.Расчёт густоты железной сети по областям в Уральском районе и районе Свердловской железной дороги

4.Составление экономической карты и транспортной картосхемы. 3

5 Список используемой литературы 4

Введение                                                                                                                                                             Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны. Общественное производство всегда развивается в конкретном географическом пространстве при определенном сочетании производственных сил. Подобно тому, как при размещении отдельного предприятия необходим участок земли, на котором располагается, и взаимодействуют его подразделения, так и при размещении производства по стране требуется определенная территориальная организация и взаимодействие выражается перемещением грузов и людей между предприятиями и районами. Для его осуществления функционирует сложная межотраслевая транспортная система страны, подразделяемая на две подсистемы: транспорт общего и не общего пользования. Транспорт общего пользования выполняет работу по перемещению продукции между производителями и потребителями в сфере обращения. В его состав входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный и воздушный виды транспорта. Транспорт не общего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившие в сферу обращения продукции, а также производственный персонал внутри производственных предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, торгово-снабженческих организаций. Транспорт воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства: продолжительность производственного цикла, запасы сырья, топлива, вместимости складов, влияет на создание и развитие новых строительно-производственных комплексов и т.д. Транспорт является продолжением процесса воспроизводства в сфере обращения. Сам он не создает новых вещественных продуктов, а только перемещает продукцию, созданную другими отраслями народного хозяйства. Но это перемещение продукции с места производства в место потребления–очень важная материальная перемена, увеличивающая его стоимость. Транспорт, перемещая продукцию, подготавливает ее к потреблению. Без этой подготовки нельзя считать производственный процесс завершенным. Таким образом, во-первых, транспорт выступает тем важным элементом, без которого не может осуществляться, в современных условиях, процесс производства. Во-вторых, продукция транспорта не может накапливаться «про запас». Она выражается самим перемещением грузов и людей и поэтому эффективность работы транспорта и развитие транспортной сети определяется тем, как размещено производство и потребление и как в связи с этим формируются потоки грузов и пассажиров. Данные особенности подчеркивают взаимодействие размещение производства и развития транспортной сети, которые следует учитывать при планировании народного хозяйства. Транспортная сеть России включает 162 тыс. км магистральных железнодорожных линий и подъездных путей, 680 тыс. км автодорог с твердым покрытие, 100 тыс. км внутренних водных путей, 214 тыс. км магистральных трубопроводов. Основные производственные фонды транспортно-дорожного комплекса составляют 13.6% стоимости всех производственных фондов народного хозяйства. Экономико-географические особенности нашей страны выдвигают железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Он может круглогодично обеспечивать перевозку массовых перевозок грузов в направлениях, которые водный транспорт не может обеспечить, прежде всего, из-за меридионального направления речных путей. Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.). На долю железнодорожного транспорта приходится 37% грузооборота страны .Железнодорожный транспорт РФ представляет крупнейшую транспортную систему мира с высокой степенью интенсивности перевозного процесса. Российские железные дороги осуществляют более 2/3 грузооборота и половину пассажирооборота транспорта общего пользования во внутренних сооружениях. Для железнодорожного транспорта характерен постоянный рост грузовых и пассажирских перевозок который значительно отражает увеличение протяженности сети железных дорог. В структуре перевозок железнодорожного транспорта преобладают грузовые перевозки. Номенклатура перевозимых по железным дорогам грузов насчитывает несколько тысяч наименований, но ведущее место занимают 8 групп массовых грузов, на долю которых приходится около 80% грузооборота. К этим грузам относятся: каменный и коксовый уголь, черные металлы, нефтяные, лесные, хлебные, минеральные строительные материалы, минеральные удобрения, руда. Сегодня железные дороги – один из самых надежных и доступных видов транспорта. Надежная работа отрасли – необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности  государства, расширения международных экономических связей.

1.Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района РФ.

 1Урал (башк. Урал) — географический регион в России и Казахстане, протянувшийся между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная система.

   Урал находится на стыке Европы и Азии и является границей между этими регионами. Каменный пояс Урала и примыкающие к нему возвышенные равнины Приуралья простираются от берегов Северного Ледовитого океана на севере до полупустынных районов Казахстана на юге: на протяжении более 2500 км они разделяют Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины.

   Исторически и экономически с Уралом тесно связаны Предуралье и Зауралье — территории, прилегающие к нему с запада и востока. На Урале, а также в Предуралье и Зауралье расположены Пермский край, Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области, Удмуртия и Башкортостан, составляющие Уральский экономический район, восточные части Республики Коми и Архангельской области, входящие в Северный экономический район, и западная часть Тюменской области, входящей в Западно-Сибирский экономический район. В Казахстане географически к Уралу можно отнести Актюбинскую и Кустанайскую области.

 Деление Урала:

  1. Южный Урал
  2. Средний Урал
  3. Северный Урал
  4. Приполярный Урал
  5. Полярный Урал

Крупнейшие города Урала (с населением более 300 000 чел.):

Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Ижевск, Оренбург, Магнитогорск, Нижний Тагил, Курган.

   Магнитого́рск — город в Челябинской области России, один из крупнейших мировых центров чёрной металлургии.

   Население 410 414[4] жителей (2009). Национальный состав по данным переписи: русские — 81,5 %, башкиры — 10 %, татары — 4,4 %, украинцы — 4,3 %, белорусы — 1,0 %, евреи — 0,4 %, узбеки — 0,2 %, немцы — 0,2 %, удмурты — 0,1 %, чеченцы — 0,02 %. Всего насчитывалось 92 национальности, из них 40 имеют численность 10 человек и менее. Основная конфессия — православие.

  Магнитогорск удален от Челябинска по железной дороге на 420 км, по автодороге на 308 км, по трассе «от вокзала до вокзала» на 321,4 км. Удаленность от Москвы — на 1916 км по ж. д., на 2200 км — по автотрассе.

  Территория города 392,35 км²[1], протяженность с севера на юг — 27 км, с востока на запад — 22 км, высота над уровнем моря — 310 м.

  Западная граница территории Магнитогорска является административной границей между Челябинской областью и Республикой Башкортостан.

2. Численность населения

В районе проживает 20.4 млн. человек. Средняя плотность  населения- 25 чел./км, но в южных и  особенно северных районах она резко  снижается( до 1 чел./км и ниже). Население Урала за последние годы несколько выросло за счет русских переселенцев из Средней Азии и Казахстана, но в дальнейшем оно будет сокращаться, поскольку естественный прирост в районе- отрицательный(-5). Для Урала характерен высокий уровень урбанизированности, сосредоточение большинства населения в крупных городах, что в значительной степени объясняется преобладанием крупных предприятий в промышленности Урала. В настоящее время в Уральском экономическом районе насчитывается 140 городов, в которых проживает 75% населения- это один из самых высоких показателей по стране. Четыре города имеют население свыше миллиона человек: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь. Наиболее урбанизированными являются Свердловская и Челябинская области, где в городах и поселках городского типа проживают соответственно 87 и 83% населения. Наиболее густо заселены Челябинская область и Удмуртия, наименее- Курганская и Оренбургская области, но даже в этих областях плотность населения выше средней по стране.

Население Урала  многонационально, т.к. его заселение  проходило из Сибири, а позже через  Урал проходили пути миграций народов  из европейской части. Сейчас в национальном составе преобладают русские. Помимо русских, составляющих более 80% населения, на Урале проживают и многие другие народы:

Башкиры- народ тюркской группы, исповедующий ислам. Проживает в основном в пределах республики Башкоторстан, в смежных областях и республиках( в Челябинской, пермской и Оренбургской областях). Но во всем населении Башкоторстана башкиры составляют лишь 22% населения, притом русских там 39%, а татар 28%.  

Удмурты- (старое название- вотяки)- народ финской группы. Проживают в основном в Республике Удмуртии(70%), но при этом они составляют лишь 31% от всего населения республики, тогда как русские- 60%.

Коми- Пермяки- народ финской группы, проживает в основном в Коми- Пермяцком автономном округе, составляя 60% от всего населения.

Помимо названных  народов, в Уральском экономическом  округе проживают так же Чуваши, марийцы, мордова и др.

Плотность населения

уральского  экономического р-она.

Плотность населения =ЧH/S= чел/км2

Административно-

Территориальная единица

Территория

Км2

Численность

Населения

Чел.

В том числе население Плотность

Населения

Чел/км2

городское сельское  
 
 
Тыс. % Тыс. %
Свердловская  194,307 4,298 3,5674 83 731 17 22,1
Пермкая обл. 160,6 2,974 2 111,54 71 863 29 18,5
Курган. обл. 71,488 911 911 100 --- --- 12,7
Оренбург. обл. 123,7 2 113,258 1 213,01 54 900,248 42,6 17,1
Архангельск обл. 598,913 1185,428 973,349 75,16 321,644 24,84 2,01
Тюменская   1 435,2 3 478,62 3 165,544 91 313,08 9 2,4
Челябинская   88,529 3 478,620 2 831,6 81,4 647,02 18,6 39,3

3. Климат Урала — типичный горный; осадки распределяются неравномерно не только по областям, но и в пределах каждой области. Западно-Сибирская равнина — территория с суровым континентальным климатом; в меридиональном направлении его континентальность увеличивается намного менее резко, чем на Русской равнине. Климат горных районов Западной Сибири менее континентальный, чем климат Западно-Сибирской равнины. Интересно, что в пределах одной и той же зоны на равнинах Предуралья и Зауралья природные условия заметно отличаются. Объясняется это тем, что Уральские горы служат своеобразным климатическим барьером. К западу от них выпадает больше осадков, климат более влажный и мягкий; к востоку, то есть за Уралом, осадков меньше, климат более сухой, с ярко выраженными чертами континентального.

   Особенности рельефа. Уральские горы состоят из невысоких хребтов и массивов. Наиболее высокие из них, поднимающиеся выше 1200—1500 м, располагаются в Приполярном (гора Народная — 1895 м), Северном (гора Тельпосиз — 1617 м) и Южном (гора Ямантау — 1640 м) Урале. Массивы Среднего Урала много ниже, обычно не выше 600—800 м. Западные и восточные предгорья Урала и подгорные равнины нередко рассечены глубокими речными долинами, на Урале и в Приуралье много рек.

Озёр на Урале  много, так же здесь находятся  истоки Печоры и Урала. На реках создано  несколько сотен прудов и водохранилищ.

Уральские горы — старые (возникли в позднем  протерозое) и находятся в области  герцинской складчатости.

  Природные ресурсы. Из природных богатств Урала важнейшее значение имеют его минеральные ресурсы. Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны. Ещё в XVI веке на западной окраине Урала были известны месторождения каменной соли и песчаника, содержащие медь. В XVII столетии стали известны довольно многочисленные месторождения железа и появились железоделательные заводы. В горах были найдены россыпи золота и месторождения платины, на восточном склоне — драгоценные камни. Из поколения в поколение передавалось мастерство искать руду, выплавлять металл, изготавливать из него оружие и художественные изделия, обрабатывать самоцветы. К сожалению, основные запасы полезных ископаемых Урала (в частности, драгоценных камней) в настоящее время истощены.

На Урале известны многочисленные месторождения высококачественных железных руд (горы Магнитная, Высокая, Благодать, Качканар), медных руд (Медногорск, Карабаш, Сибай, Гай), редких цветных  металлов, золота, серебра, платины, лучших в стране бокситов, каменных и калийных солей (Соликамск, Березники, Берёзовское, Важенское, Ильецкое). Есть на Урале нефть (Ишимбай), природный газ (Оренбург), уголь, асбест, драгоценные и полудрагоценные камни.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района Свердловская железная дорога