Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:23, курсовая работа
Уральский экономический район занимает выгодное экономико-географическое положение, располагаясь на стыке двух главных районов - района производства и потребления готовой продукции, с одной стороны, и района с основными сырьевыми ресурсами, с другой. Более того, Урал выгодно расположен с точки зрения импорта-экспорта продукции и сырья в отношениях с азиатскими странами.
Введение 3
Раздел 1. 4
Экономическо- географическая характеристика района 4
Состав района 4
Географические сведения 5
Отрасли специализации 5
Полезные ископаемые 5
Раздел 2. 6
Характеристика транспортной сети 6
Трубопроводный транспорт 7
Водный транспорт 8
Воздушный транспорт 9
Автомобильный транспорт 10
Железнодорожный транспорт 11
Свердловская железная дорога. 11
Раздел 3. 12
Перспективы развития района и его транспортной сети 12
Перспективы развития СвЖД 13
Перспективы развития автомобильного транспорта 13
Список использованной литературы 14
ФГБ ОУ ВПО
Московский
Государственный Университет
(МИИТ)
Кафедра «Экономика и управление на транспорте»
Курсовая работа
По дисциплине «Регионалистика»
Институт: ИЭФ
Факультет: Менеджмент
Группа: ЭМП- 111
Студент: Ероян А.Г.
Преподаватель: ст.пр. Емельянова Н.В
Москва 2011
Оглавление
Введение 3
Раздел 1. 4
Экономическо- географическая характеристика района 4
Состав района 4
Географические сведения 5
Отрасли специализации 5
Полезные ископаемые 5
Раздел 2. 6
Характеристика транспортной сети 6
Трубопроводный транспорт 7
Водный транспорт 8
Воздушный транспорт 9
Автомобильный транспорт 10
Железнодорожный транспорт 11
Свердловская железная дорога. 11
Раздел 3. 12
Перспективы развития района и его транспортной сети 12
Перспективы развития СвЖД 13
Перспективы развития автомобильного транспорта 13
Список использованной литературы 14
Уральский экономический
район занимает выгодное
В Уральском экономическом районе находятся такие республики как: Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Пермская обл., Свердловская обл., Челябинская обл., Курганская обл., Оренбургская обл., Коми-Пермяцкий Автономный Округ.
Площадь района составляет 824,0 тыс. км2, население: 19 457 235 чел. (сведение на 2011 г.) это 14 % от всего населения РФ. Уральский район граничит с северным экономическим районом на севере, с западно- сибирским экономическим районом на востоке, с Казахстаном на юге и с Поволжским и волго-вятским экономическими районами на западе.
Уральский
экономический район расположен
на Среднем и Южном, частично на Северном
Урале, а также на прилегающих
частях Восточно-Европейской и
Основные отрасли специализации — чёрная и цветная металлургия, машиностроение (энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное), лесная, химическая, нефтехимическая и горно-химическая промышленность.
Приведем в пример такую промышленную отрасль как машиностроение
По выпуску продукции машиностроения и металлообработки Уральский экономический район — один из ведущих районов страны. Выделяются заводы тяжёлого машиностроения (Уралмаш, Южуралмаш, Бузулукский), химического машиностроения (Уралхиммаш, Глазовский завод и др.), по производству энергооборудования и электротехнической промышленности (заводы: Турбомоторный, Уралэлектротяжмаш). Широко представлено транспортное машиностроение (производство грузовых вагонов в Нижнем Тагиле, автомобилей в Миассе и Ижевске, мотоциклов в Ижевске и Ирбите, тяжёлых тракторов в Челябинске, тракторных прицепов в Орске, автобусов в Нефтекамске, Кургане). Развита станкоинструментальная промышленность (в Челябинске, Оренбурге, Алапаевске и др.). Выпускаются разнообразные с.-х. машины (Курган и др.), электроприборы, радиоприёмники и радиолы, холодильники (16% общесоюзного производства) и другие машины культурно-бытового назначения.
В районе добывают и перерабатывают нефть и газ. В сельском хозяйстве — производят зерна и животноводческие продукты.
В данной курсовой работе рассматривается характеристика транспортной сети Уральского экономического района. В данном районе основным видом транспорта считается железная дорога, так же через территорию Уральского экономического района проходит мощная система трубопроводов, обеспечивающая подачу газа (с северных районов Тюменской области и Средней Азии) и нефти (с Западной Сибири) на Урал. В пример можно привести известную компанию «Уральские трубопроводные системы»
Так же в районе развит водный транспорт на реках Камского бассейна. Территорию района пересекают реки, принадлежащие бассейну Волги (Кама, Вишера, Чусовая, Самара), Оби (Тобол, Исеть, Тура, Тавда) и Урала. Потенциальные гидроэнергоресурсы крупных и средних рек Уральского экономического района исчисляются в 3,3 млн. квт, сооружены водохранилища на реке Каме (Воткинское и Камское). В западной части района климат умеренно континентальный, на Урале и к востоку от него континентальный. 43% площади района покрыто преимущественно таёжными лесами; запасы древесины 3,5 млрд. м³. В южной части преобладают степи, значительно распаханные.
«Размещение
трасс трубопроводов
Велика
роль трубопроводов. Этот вид транспорта
хорошо развит. Он играет особое значение
для вывозки основной продукции
нефтегазового комплекса —
г. Губкинский в направлении Сургут- Тюмень. Конденсатопровод проложен от Уренгойского месторождения на Сургут. До недавнего времени практически весь добытый в округе природный газ и нефть транспортировались за его пределы. Но в 1999 г. произошел перелом. Природный газ стал поступать в города округа, не являющиеся центрами нефтегазового комплекса. Это произошло благодаря строительству газопровода Лон-гъюган- Салехард. В результате окружной центр получил не только возможность применять в быту экологически чистое и относительно дешевое топливо, но и перспективы для развития отраслей, потребляющих его в качестве сырья. Через Северный и Центральный Урал проложено несколько ниток нефте- и газопроводов из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж. Через район проходит значительное количество магистральных нефте- и газопроводов как в широтном, так и в меридианальном направлении, обеспечивая энергоресурсами центральные, южные и восточные районы России. Через территорию проходит мощная система трубопроводов, обеспечивающая подачу газа (с северных районов Тюменской области и Средней Азии) и нефти (с Западной Сибири) на Урал.
По грузообороту трубопроводный транспорт на Урале занимает второе место после железнодорожного.
Трубопроводный транспорт развит в республике Башкортостан – она занимает 1-е место на Урале по протяженности нефте- и нефтепродуктопроводов; по территории Удмуртии проходят газопроводы; на территории Оренбургской области проложены трубопроводы: Оренбург – западная граница России (газ), Бухара – Урал с ответвлением на Орск (газ), Эмба – Орск (нефть), Ишимбай – Орск (нефть), Оренбург – Башкортостан (конденсат); в Коми-Пермяцком АО трубопроводный транспорт развит крайне слабо, равно как и другие виды транспорта.
Внутренний водный транспорт (он же - речной) относится к одному из древнейших видов транспорта. Он развит на реках Камского бассейна. В районе протекает 9 крупных рек; расположено десять озер, из которых Иртяш, Уелги, Пелымский Туман и Увильды имеют площадь зеркала более 50 км2. Перевозки водным транспортом осуществляются по рекам Кама, Белая, Чусовая, Тобол, Тура, Урал, Вишера и Тавда, которые судоходны от 200 до 240 дней в году. Для многих населенных пунктов в УрФО единственным связующим звеном с «Большой землей» является внутренний водный транспорт. Общая протяженность судоходных речных коммуникаций округа составляет 11,4 тысячи километров, по которым ежегодно перевозится порядка 1,9 миллиона тонн грузов и 600,0 тысяч пассажиров. Водный транспорт развит в республике Башкортостан – судоходство осуществляется по рекам Белая и Уфа; в республике Удмуртия – пристани Сарапул, Камбарка. в последние десятилетия сокращается и в настоящее время. Поскольку внутренние водные пути являются в основном естественными, то при организации судоходства требуются значительно меньшие (в 6-7 раз) первоначальные капитальные вложения на 1 км пути, чем на постройку железной или автомобильной дороги равной пропускной способности. Однако доля речного транспорта в. грузообороте постоянно падает, так как он не выдерживает конкуренции с другими видами магистрального транспорта, и прежде всего, с железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом практически идентична. Более того, речной транспорт практически превращается в специфический вид технологического транспорта, так как свыше 70% перевозимых им грузов составляют минеральные строительные материалы.
Авиационный транспорт - наиболее дорогой вид транспорта, но в то же время самый быстрый. Получил развитие и авиационный транспорт. Через территорию Урала проходят многие международные авиалинии. Главный узел авиалиний - Екатеринбург.
Район имеет широкую сеть внутренних и межрегиональных авиалиний». Воздушный транспорт, в условиях недостаточно развитой сети наземных сообщений, имеет для округа важнейшее значение. Воздушным транспортом осуществляются как пассажирские, так и грузовые перевозки. Главные аэропорты— Салехард, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск. Через них открыто прямое сообщение на Москву, Тюмень, Екатеринбург, Адлер, Краснодар, Санкт-Петербург и другие города России. Главные авиаперевозчики — авиакомпании «Ямал, «Тюменские авиалинии» и «Тюмень-АВИАтранс». В местном сообщении используются легкомоторная авиация и вертолеты. Вертолетное сообщение приобретает все большее значение, поскольку часть местных аэропортов, ввиду кризисного состояния экономики, закрыта. Оно особенно развито в западной части округа, где в зимний период иные средства сообщения невозможны. Центром вертолетных перевозок является Салехард, откуда выполняются рейсы в Лабытнанги, Мужи, Горки, Яр-Сале, Новый Порт и в множество других населенных пунктов. В восточной части эту роль берет на себя Новый Уренгой.
Значительная
роль воздушного транспорта в перевозке
пассажиров объясняется большими расстояниями
перевозок. Основными технико-
Единственный
транспорт, который охватывает перевозками
почти все районы страны. Объем
грузов, перевозимых авиатранспортом,
невелик. Самолеты доставляют грузы
в трудно доступные районы страны,
перевозят скоропортящуюся
Кроме перевозки
грузов (около 2 млн. тонн в год) и
пассажиров, самолеты и вертолеты
гражданской авиации