Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.
Введение
1.Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района РФ 2
2.Характеристика транспортной сети:
• Железнодорожный транспорт
• Речной транспорт
• Морской транспорт
• Автомобильный транспорт
• Трубопроводный транспорт
• Воздушный транспорт
3.Расчёт густоты железной сети по областям в Уральском районе и районе Свердловской железной дороги
4.Составление экономической карты и транспортной картосхемы. 3
5 Список используемой литературы 4
Речной транспорт.
Велико значение водных ресурсов рек и озер Урала прежде всего как источника промышленного и бытового водоснабжения многочисленных городов. Очень много воды потребляет уральская промышленность, особенно металлургическая и химическая, поэтому, несмотря на, казалось бы, достаточное количество воды, на Урале ее не хватает. Особенно острый дефицит воды наблюдается в восточных предгорьях Среднего и Южного Урала, где водность рек, стекающих с гор, невелика.
Большая часть рек Урала пригодна для лесосплава, но очень немногие используются для судоходства. Частично судоходны Белая, Уфа, Вишера, Тобол, а в высокую воду — Тавда с Сосьвой и Лозьвой и Тура. Уральские реки представляют интерес в качестве источника гидроэнергии для строительства небольших ГЭС на горных реках, но используются пока мало. Реки и озера — прекрасные места отдыха.
Морской транспорт.
Морской транспорт имеет важное значение для внутренних и внешних перевозок массовых грузов, особенно на большие расстояния, а также для обслуживания внешней торговли. Все экономические связи России с дальним зарубежьем осуществляется морем, потребность России в перевозках грузов морем оценивается примерно в 210 млн.т грузов в год. Важную роль он играет и в выполнении каботажных перевозок народнохозяйственных грузов, включая перевозки в труднодоступные районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, где другие виды транспорта практически отсутствуют или неэффективны.
Автомобильный транспорт.
Федеральная автомобильная
дорога М5 «Урал» — автомобильная
дорога федерального значения Москва
— Рязань — Пенза — Самара
— Уфа — Челябинск —
М5 — одна из старейших автодорог страны. Участок от Москвы до Рязани построен (точнее, адаптирован для автомобильного движения, московско-рязанская дорога существовала и ранее) в начале 30-х годов; в 1946-47 гг. дорога продлена до Куйбышева[2]; на всем протяжении (от Москвы до Челябинска) движение открыто в 1965 году.
Дорога в основном двухполосная, без разделительной полосы. В конце XX — начале XXI века были введены в строй новые скоростные участки: в Московской области — от моста через Москву-реку до пересечения с Малым московским кольцом в районе Бронниц и от Степанщино до Коломны, с объездом последней; в Рязанской области — участок от пересечения с объездной дорогой Рязани до деревни Каменка.
Перспективы развития транспортной системы Уральского федерального округа.
Уральский Федеральный
округ с полным основанием можно
отнести к числу таких
Наряду с
этим Уральский Федеральный
Уральский
округ располагает достаточно
мощной и разветвленной
Трубопроводный транспорт.
Высокие темпы развития имеет трубопроводный транспорт.
Построены и действуют
Шаим-Тюмень;
Усть-Балык -Омск-Павлодар-Казахстан -Чимкент-Казахстан;
Александровское-
Александровское-Томск-Анжеро -Судженск-Ачинск-Ангарск;
Усть-Балык-Курган -Уфа-Альметьевск;
Нижневартовск-Курган-Самара; Сургут-Полоцк и др.
Из мест добычи на севере района проведены газопроводы. Только от одного Уренгойского газового месторождения, например, проведено на запад 6 ниток газопроводов общей длиной более 20 тыс. км и строятся (с участием Польши и ФРГ) новые трассы (Газопровод "Ямал-Европа").
Формулы расчета густоты ж.д.
Dt=L/S
Отношение длины к площади р-она.:
Dn=L/N
Отношение длины путей к тыс. человек:
Dtn=√L*L/S*N
Общая густота дорог:
L-Длина
S-Площадь
N-Человек
Пример расчета по Брянской области:
Dt=979/34,893=28,1
Dn=979/1308=0,7
Dtn=979*979/34,893*1308=
3.Расчёт густоты железной сети по областям в Уральском районе и районе Свердловской железной дороги
Административно- |
Территория
S тыс.,км2 |
Население
H тыс.чел. |
Эксплуатационная
Длина ж/д L км |
Густота железной сети | ||
Д
s
Км2 |
Д
h
Чел/км2 |
Дsh | ||||
Свердловская
Обл. |
824 000 | 4298,03 | 9,9 | 0,012 | 0,002 | 0,04 |
Пермская обл. |
160,6 |
2708,419 |
4,151 |
0,025 |
0,001 |
0,03 |
Курганская обл. |
71,488 |
911 000 |
748 |
10,5 |
0,82 |
2,9 |
Оренбургская обл. |
123,7 |
2113,258 |
3 150 |
25,46 |
1,49 |
6,16 |
Архангельская об |
598,913 |
1 185,428 |
1 760 |
2,98 |
1,48 |
2,1 |
Тюменская обл. |
1 435,2 |
3 430,2 |
869 |
0,6 |
0,25 |
0,39 |
Челябинская обл. |
88,529 |
3 478,62 |
4 934,9 |
55,7 |
1,42 |
8,9 |
Итого: |
3293,43 |
18 124,955 |
8329,1 |
2,53 |
0,46 |
1,08 |
Проанализировав таблицу ,можно сделать вывод о том ,что густота железнодорожной сети обусловлена следующими факторами: площадью области(в которой находится данная сеть),населением области, а также эксплуатационной длинной железных дорог ,образующих данную сеть. Так же, немаловажно подчеркнуть то, что густоту железной сети можно представить с помощью относительных показателей, которые в свою очередь зависят от определенных соотношений каких -либо факторов. Так , например ,относительный показатель густоты Дs является отношением эксплуатационной длины железной дороги к площади территории района.
Урал — один из высокоурбанизированных экономических районов страны. Как и в Центрально-Черноземном районе большая часть населения (около 3/4) проживает в городах и поселках городского типа. Особенно велика доля горожан в Свердловской, Челябинской и Пермской областях. Система городского расселения включает 150 городов и 265 поселков городского типа. Основным отличием является наличие городов-миллионеров: Екатеринбург, Челябинск, Уфа и Пермь. Они составляют 1/3 городов такого ранга в стране, т. е. их здесь больше, чем в любом другом экономическом районе. Эти и другие крупные города — Ижевск, Оренбург и Курган — сосредоточивают 40% всего городского населения Урала. Вокруг них возникли городские агломерации. При средней плотности населения 24,7 человека на 1 км2 наиболее высокими показателями заселенности территории выделяются Челябинская область (41,8) и Удмуртия (38,8), самыми низкими — Пермская область (18,6), северная часть которой еще мало освоена, и слабоурбанизированная Курганская область (15,6 человека , на 1 км2). Самая высокая густота железных дорог в Оренбургской области, это объясняется тем что, промышленный комплекс этой области представлен предприятиями добывающей и перерабатывающей промышленности, а также предприятиями оборонного комплекса, эта промышленность тяготеет к железнодорожному транспорту, а самая низкая густота железной дороги в Пермской области.
1. Wikipedia