Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:27, контрольная работа
Грузовые перевозки представляют собой перемещение товаров на судах морского флота между портами отправления и прибытия. Общая масса перемещенных (отправленных) грузов отражает объем перевозок и учитывается в тоннах.
Перегрузочные работы, выполняемые в морских портах, учитывают массу выгруженных из морских судов или погруженных в морские суда грузов с перемещением их в пределах портовой территории или акватории на другие виды транспорта и формируют экономический и перевалочный грузооборот порта.
Грузовые
перевозки. Планирование
грузовых перевозок.
1.1. Грузовые перевозки на примере морского транспорта.
Грузовые перевозки представляют собой перемещение товаров на судах морского флота между портами отправления и прибытия. Общая масса перемещенных (отправленных) грузов отражает объем перевозок и учитывается в тоннах.
Перегрузочные работы, выполняемые в морских портах, учитывают массу выгруженных из морских судов или погруженных в морские суда грузов с перемещением их в пределах портовой территории или акватории на другие виды транспорта и формируют экономический и перевалочный грузооборот порта.
Следует различать перевозки грузов по основным видам плавания: заграничные — экспорт, импорт (внешнеторговые перевозки), перевозки грузов между третьими странами (грузы иностранных фрахтователей — ГИФ), или кросс-трейд; внутренние — большой и малый каботаж. В малом каботаже выделяются грузы, перевозимые флотом морских портов. В большом каботаже учитывается перевозка грузов между портами различных морских бассейнов, как правило, разделенных иностранной территорией. Под малым каботажем понимается перевозка грузов в пределах одного или двух смежных бассейнов без захода судов в территориальные воды других государств.
Объем
и структура перевозок морским
транспортом зависят от ряда факторов.
Основные из них: объем промышленного,
сельскохозяйственного производства
и капитального строительства; специализация
территориально-
На изменение структуры перевозок грузов морским транспортом влияют следующие три группы факторов: повышение уровня удовлетворения потребностей населения в материальных благах, наращивание производственного потенциала народного хозяйства и усиление рационального использования природных и энергетических ресурсов.
Динамика
роста и структурные сдвиги в
перевозках по родам грузов и по
экономическим районам страны предопределяют
темпы и особенности развития
материально-технической базы морского
флота и портов. Распределение
перевозок по морским бассейнам
обусловливает требования к развитию
транспорта в территориальном аспекте.
1.2. Планирование морских грузовых и пассажирских перевозок.
В зависимости от продолжительности планового периода на морском транспорте разрабатываются следующие виды планов перевозок: долгосрочные перспективные планы (на 10—15—20 лет); среднесрочные перспективные планы (на 5 лет) с распределением заданий по годам; текущие (годовые) планы с распределением общих объемов перевозок по кварталам; оперативные планы (квартальные планы с распределением заданий по месяцам, месячные планы).
Перевозки грузов планируются по видам плавания, видам перевозок и основной номенклатуре грузов; перевозки пассажиров планируются раздельно по внутренним (каботажным и местным) и заграничным линиям.
В долгосрочных перспективных планах морских перевозок по морскому транспорту в целом основной упор делается на планирование качественной стороны их развития. В них определяются основные направления, тенденции и важнейшие закономерности развития морских перевозок, рассматриваются вопросы оптимизации распределения грузовых и пассажирских перевозок между морским и другими видами транспорта, взаимодействия морского транспорта с отраслями народного хозяйства и смежными видами транспорта, вопросы совершенствования и развития системы транспортно-экспедиционного обслуживания и вывоза грузов из морских портов и др.
В среднесрочных перспективных (пятилетних) планах содержатся конкретные плановые задания по росту перевозок и грузооборота в малом и большом каботаже, экспорте, импорте и ГИФ с разбивкой по пароходствам и указанием конкретной корреспонденции перевозок.
В текущих (годовых) планах детализация расчетов по направлениям перевозок, номенклатуре грузов и показателям, применяемым при планировании перевозок, еще более высокая.
В плане морских перевозок грузов и в расчетах к нему определяются: отправление грузов в тоннах, средняя дальность перевозок в милях и грузооборот в тонно-милях как по каботажным, так и по заграничным перевозкам. По заграничным перевозкам рассчитываются также валовые доходы в иностранной валюте, расходы в иностранной валюте, связанные с этими перевозками, и определяется чистый валютный доход (чистая валютная выручка).
Объемы отправления большинства грузов рассчитываются на основе установленных на планируемый период уровней производства, экспорта и импорта продукции, объема строительно-монтажных работ, планов распределения продукции методом балансовых расчетов производства и потребления.
Вместе с тем на первоначальных стадиях разработки проектов планов перевозок возможно использование статистических моделей.
По морскому транспорту объем перевозок грузов определяется как сумма отправления грузов в каботажном и заграничном плавании, включая перевозки транспортным флотом пароходств и судами портового флота. В объеме перевозок транспортным флотом как в заграничном, так и в каботажном плавании выделяются наливные грузы и сухогрузы.
Грузооборот по видам грузов определяется на основе выявленных транспортно-экономических связей и грузопотоков. Грузооборот по видам плавания рассчитывается путем суммирования грузооборота по видам грузов, а общий грузооборот по морскому транспорту — суммированием грузооборота по видам плавания. Средняя дальность перевозок определяется путем деления соответствующего грузооборота на объем отправления грузов.
В плане перевозок пассажиров отражаются: количество пассажиров, подлежащих перевозке в планируемом периоде, пассажирооборот в пассажиро-милях, средняя дальность перевозки в милях, а по перевозкам на заграничных линиях рассчитываются также доходы в иностранной валюте и чистый валютный доход (чистая валютная выручка). В план включаются перевозки пассажиров во всех видах плавания, осуществляемые транспортным и портовым флотом.
Экономика России представляет собой единый народнохозяйственный комплекс. Органической частью этого народнохозяйственного комплекса является крупнейшая и важнейшая отрасль — транспорт, включающий в себя основные виды магистрального транспорта, а также производственный (технологический) и городской транспорт. Основные виды магистрального транспорта обеспечивают экономические, или хозяйственные, связи между пунктами производства и потребления внутри страны, а также внешнеэкономические связи России с зарубежными странами. В составе магистрального транспорта России взаимодействуют такие его виды, как железнодорожный, речной, морской, автомобильный, трубопроводный и воздушный.
Производственный транспорт обеспечивает в основном технологические потребности производства на промышленных, торговых предприятиях. Городской транспорт, объединяющий многие современные виды транспортных средств для перевозки пассажиров, функционирует в границах городов.
Единство
назначения всех видов транспорта России,
тесная взаимосвязь и взаимодействие
между ними позволяют рассматривать
его как единую транспортную систему,
функционирование и развитие которой
определяется объективными закономерностями.
Единая транспортная система России
— это взаимосвязанная и
Транспортная система страны может быть представлена как совокупность трех ее составных частей: внешнего производственного транспорта, транспортных магистралей и пунктов их стыка. Внешний производственный транспорт осуществляет подвоз грузов в пункты отправления и вывоз их из пунктов доставки магистральными видами транспорта. В качестве внешнего производственного транспорта преимущественно используются железнодорожный и частично — речной, морской, трубопроводный, воздушный и специальные виды транспорта (ленточные конвейеры, канатно-подвесные дороги и пневмоконтейнерный транспорт). По транспортным магистралям грузы перевозятся крупными партиями и целыми поездами, автопоездами, судами. Транспортные магистрали обслуживают основные виды магистрального транспорта. Взаимодействие магистральных видов транспорта с внешними производственными видами, равно как и взаимодействие магистральных видов транспорта между собой, происходит в пунктах стыка (на станциях и в портах). Все основные виды транспорта страны выполняют общую задачу по перевозке грузов и пассажиров, дополняя и продолжая друг друга в перевозочных процессах.
Перевозочные процессы транспорта страны включают три основных элемента: начальную операцию в пункте отправления; перемещение грузов и пассажиров; конечную операцию в пункте назначения. Начальная и конечная операции состоят в комплексной обработке транспортных средств в пунктах отправления и назначения грузов и пассажиров. Эти операции являются наиболее трудоемкими в перевозочном процессе (особенно погрузка, выгрузка и перегрузка грузов). Для сокращения затрат и исключения тяжелого физического труда на грузовых операциях используют современные погрузочно-разгрузочные средства, осуществляют комплексную механизацию грузовых работ, контейнеризацию и пакетизацию перевозок грузов. Перемещение грузов от пункта отправления до пункта назначения осуществляется транспортными средствами с небольшими остановками в промежуточных пунктах на пути их следования или безостановочно. При остановках в промежуточных пунктах выполняются дополнительные операции по переформированию составов, смене локомотивов, автотягачей и буксиров, догрузке или частичной разгрузке судов и т. п.
Перевозочные процессы, выполняемые одним видом транспорта, называют доставкой грузов в прямом сообщении, а двумя и более видами транспорта — перевозками в смешанном сообщении. Прямым смешанным железнодорожным сообщением называют доставку грузов несколькими видами транспорта по единому транспортному документу на всем пути следования с передачей их с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельцев. Перевозки грузов в прямом водном сообщении осуществляются совместно морскими и речными пароходствами по одному грузовому документу.
Транспортно-экономическая система страны позволяет:
успешно и эффективно решать многие задачи транспортного обслуживания страны и организации работы самого транспорта;
комплексно развивать все виды транспорта и непрерывно их совершенствовать;
рационально размещать и перераспределять отдельные виды транспорта на территории страны в соответствии с потребностями развивающихся внутренних и внешних экономических связей;
определять
текущие и перспективные
определять и уточнять области наиболее эффективного использования каждого из видов транспорта, расширять перевозки грузов в смешанном сообщении;
осуществлять специализацию транспортных средств, концентрацию и маршрутизацию перевозок грузов;
координировать работу взаимодействующих звеньев транспортного конвейера страны для повышения эффективности использования транспортных средств, ускорения доставки грузов и снижения транспортных издержек.
Развитие
и совершенствование
Информация о работе Грузовые перевозки. Планирование грузовых перевозок