Грузовые перевозки. Планирование грузовых перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Грузовые перевозки представляют собой перемещение товаров на судах морского флота между портами отправления и прибытия. Общая масса перемещенных (отправленных) грузов отражает объем перевозок и учитывается в тоннах.
Перегрузочные работы, выполняемые в морских портах, учитывают массу выгруженных из морских судов или погруженных в морские суда грузов с перемещением их в пределах портовой территории или акватории на другие виды транспорта и формируют экономический и перевалочный грузооборот порта.

Работа содержит 1 файл

Экономика транспорта (КР).docx

— 41.10 Кб (Скачать)

Грузовые  перевозки. Планирование грузовых перевозок. 

  1.1. Грузовые перевозки  на примере морского  транспорта.

  Грузовые  перевозки представляют собой перемещение  товаров на судах морского флота  между портами отправления и  прибытия. Общая масса перемещенных (отправленных) грузов отражает объем  перевозок и учитывается в  тоннах.

  Перегрузочные работы, выполняемые в морских  портах, учитывают массу выгруженных из морских судов или погруженных в морские суда грузов с перемещением их в пределах портовой территории или акватории на другие виды транспорта и формируют экономический и перевалочный грузооборот порта.

  Следует различать перевозки грузов по основным видам плавания: заграничные — экспорт, импорт (внешнеторговые перевозки), перевозки грузов между третьими странами (грузы иностранных фрахтователей — ГИФ), или кросс-трейд; внутренние — большой и малый каботаж. В малом каботаже выделяются грузы, перевозимые флотом морских портов. В большом каботаже учитывается перевозка грузов между портами различных морских бассейнов, как правило, разделенных иностранной территорией. Под малым каботажем понимается перевозка грузов в пределах одного или двух смежных бассейнов без захода судов в территориальные воды других государств.

  Объем и структура перевозок морским  транспортом зависят от ряда факторов. Основные из них: объем промышленного, сельскохозяйственного производства и капитального строительства; специализация территориально-производственных комплексов и система кооперирования предприятий; характер транспортно-экономических связей приморских районов и особенности хозяйственного освоения Крайнего Севера и Дальнего Востока; динамика и структура участия России в международном товарообмене; состояние фрахтового рынка; качество планирования грузопотоков и приоритетность развития отдельных видов транспорта; эксплуатационно-экономические преимущества морского транспортного флота.

  На  изменение структуры перевозок  грузов морским транспортом влияют следующие три группы факторов: повышение  уровня удовлетворения потребностей населения в материальных благах, наращивание производственного потенциала народного хозяйства и усиление рационального использования природных и энергетических ресурсов.

  Динамика  роста и структурные сдвиги в  перевозках по родам грузов и по экономическим районам страны предопределяют темпы и особенности развития материально-технической базы морского флота и портов. Распределение  перевозок по морским бассейнам  обусловливает требования к развитию транспорта в территориальном аспекте. 

  1.2.  Планирование морских  грузовых и пассажирских  перевозок.

  В зависимости от продолжительности  планового периода на морском  транспорте разрабатываются следующие  виды планов перевозок: долгосрочные перспективные планы (на 10—15—20 лет); среднесрочные перспективные планы (на 5 лет) с распределением заданий по годам; текущие (годовые) планы с распределением общих объемов перевозок по кварталам; оперативные планы (квартальные планы с распределением заданий по месяцам, месячные планы).

  Перевозки грузов планируются по видам плавания, видам перевозок и основной номенклатуре грузов; перевозки пассажиров планируются раздельно по внутренним (каботажным и местным) и заграничным линиям.

  В долгосрочных перспективных планах морских перевозок по морскому транспорту в целом основной упор делается на планирование качественной стороны  их развития. В них определяются основные направления, тенденции и важнейшие закономерности развития морских перевозок, рассматриваются вопросы оптимизации распределения грузовых и пассажирских перевозок между морским и другими видами транспорта, взаимодействия морского транспорта с отраслями народного хозяйства и смежными видами транспорта, вопросы совершенствования и развития системы транспортно-экспедиционного обслуживания и вывоза грузов из морских портов и др.

  В среднесрочных перспективных (пятилетних) планах содержатся конкретные плановые задания по росту перевозок и грузооборота в малом и большом каботаже, экспорте, импорте и ГИФ с разбивкой по пароходствам и указанием конкретной корреспонденции перевозок.

  В текущих (годовых) планах детализация  расчетов по направлениям перевозок, номенклатуре грузов и показателям, применяемым при планировании перевозок, еще более высокая.

  В плане морских перевозок грузов и в расчетах к нему определяются: отправление грузов в тоннах, средняя дальность перевозок в милях и грузооборот в тонно-милях как по каботажным, так и по заграничным перевозкам. По заграничным перевозкам рассчитываются также валовые доходы в иностранной валюте, расходы в иностранной валюте, связанные с этими перевозками, и определяется чистый валютный доход (чистая валютная выручка).

  Объемы  отправления большинства грузов рассчитываются на основе установленных  на планируемый период уровней производства, экспорта и импорта продукции, объема строительно-монтажных работ, планов распределения продукции методом балансовых расчетов производства и потребления.

  Вместе  с тем на первоначальных стадиях  разработки проектов планов перевозок  возможно использование статистических моделей.

  По  морскому транспорту объем перевозок  грузов определяется как сумма отправления  грузов в каботажном и заграничном  плавании, включая перевозки транспортным флотом пароходств и судами портового флота. В объеме перевозок транспортным флотом как в заграничном, так и в каботажном плавании выделяются наливные грузы и сухогрузы.

  Грузооборот по видам грузов определяется на основе выявленных транспортно-экономических связей и грузопотоков. Грузооборот по видам плавания рассчитывается путем суммирования грузооборота по видам грузов, а общий грузооборот по морскому транспорту — суммированием грузооборота по видам плавания. Средняя дальность перевозок определяется путем деления соответствующего грузооборота на объем отправления грузов.

  В плане перевозок пассажиров отражаются: количество пассажиров, подлежащих перевозке в планируемом периоде, пассажирооборот в пассажиро-милях, средняя дальность перевозки в милях, а по перевозкам на заграничных линиях рассчитываются также доходы в иностранной валюте и чистый валютный доход (чистая валютная выручка). В план включаются перевозки пассажиров во всех видах плавания, осуществляемые транспортным и портовым флотом.

 

    1. Транспорт как производственно-экономическая система.
 
 

   Экономика России представляет собой единый народнохозяйственный комплекс. Органической частью этого народнохозяйственного комплекса является крупнейшая и важнейшая отрасль — транспорт, включающий в себя основные виды магистрального транспорта, а также производственный (технологический) и городской транспорт. Основные виды магистрального транспорта обеспечивают экономические, или хозяйственные, связи между пунктами производства и потребления внутри страны, а также внешнеэкономические связи России с зарубежными странами. В составе магистрального транспорта России взаимодействуют такие его виды, как железнодорожный, речной, морской, автомобильный, трубопроводный и воздушный.

   Производственный  транспорт обеспечивает в основном технологические потребности производства на промышленных, торговых предприятиях. Городской транспорт, объединяющий многие современные виды транспортных средств для перевозки пассажиров, функционирует в границах городов.

   Единство  назначения всех видов транспорта России, тесная взаимосвязь и взаимодействие между ними позволяют рассматривать  его как единую транспортную систему, функционирование и развитие которой  определяется объективными закономерностями. Единая транспортная система России — это взаимосвязанная и взаимодействующая  совокупность путей сообщения, транспортных узлов, транспортных и технических  средств и сооружений всех видов  магистрального транспорта, транспортных и погрузочно-разгрузочных средств  предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства, используемых для перевозки грузов и для  грузовых операций при этих перевозках, а также транспортных средств, сооружений и устройств для перевозки  и обслуживания пассажиров.

   Транспортная  система страны может быть представлена как совокупность трех ее составных  частей: внешнего производственного транспорта, транспортных магистралей и пунктов их стыка. Внешний производственный транспорт осуществляет подвоз грузов в пункты отправления и вывоз их из пунктов доставки магистральными видами транспорта. В качестве внешнего производственного транспорта преимущественно используются железнодорожный и частично — речной, морской, трубопроводный, воздушный и специальные виды транспорта (ленточные конвейеры, канатно-подвесные дороги и пневмоконтейнерный транспорт). По   транспортным   магистралям   грузы   перевозятся   крупными партиями и целыми поездами, автопоездами, судами. Транспортные магистрали обслуживают основные виды магистрального транспорта. Взаимодействие магистральных видов транспорта с внешними производственными видами, равно как и взаимодействие магистральных видов транспорта между собой, происходит в пунктах стыка (на станциях и в портах). Все основные виды транспорта страны выполняют общую задачу по перевозке грузов и пассажиров, дополняя и продолжая друг друга в перевозочных процессах.

   Перевозочные  процессы транспорта страны включают три основных элемента: начальную  операцию в пункте отправления; перемещение  грузов и пассажиров; конечную операцию в пункте назначения. Начальная и  конечная операции состоят в комплексной  обработке транспортных средств в пунктах отправления и назначения грузов и пассажиров. Эти операции являются наиболее трудоемкими в перевозочном процессе (особенно погрузка, выгрузка и перегрузка грузов). Для сокращения затрат и исключения тяжелого физического труда на грузовых операциях используют современные погрузочно-разгрузочные средства, осуществляют комплексную механизацию грузовых работ, контейнеризацию и пакетизацию перевозок грузов. Перемещение грузов от пункта отправления до пункта назначения осуществляется транспортными средствами с небольшими остановками в промежуточных пунктах на пути их следования или безостановочно. При остановках в промежуточных пунктах выполняются дополнительные операции по переформированию составов, смене локомотивов, автотягачей и буксиров, догрузке или частичной разгрузке судов и т. п.

   Перевозочные  процессы, выполняемые одним видом  транспорта, называют доставкой грузов в прямом сообщении, а двумя и  более видами транспорта — перевозками  в смешанном сообщении. Прямым смешанным  железнодорожным сообщением называют доставку грузов несколькими видами транспорта по единому транспортному документу на всем пути следования с передачей их с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельцев. Перевозки грузов в прямом водном сообщении осуществляются совместно морскими и речными пароходствами по одному грузовому документу.

   Транспортно-экономическая  система страны позволяет:

   успешно и эффективно решать многие задачи транспортного обслуживания страны и организации работы самого транспорта;

   комплексно  развивать все виды транспорта и  непрерывно их совершенствовать;

   рационально размещать и перераспределять отдельные  виды транспорта на территории страны в соответствии с потребностями  развивающихся внутренних и внешних  экономических связей;

   определять  текущие и перспективные потребности  страны в перевозках грузов и пассажиров, наиболее рационально распределять перевозки между отдельными видами транспорта;

   определять  и уточнять области наиболее эффективного использования каждого из видов транспорта, расширять перевозки грузов в смешанном сообщении;

   осуществлять  специализацию транспортных средств, концентрацию и маршрутизацию перевозок грузов;

   координировать  работу взаимодействующих звеньев  транспортного конвейера страны для повышения эффективности использования транспортных средств, ускорения доставки грузов и снижения транспортных издержек.

   Развитие  и совершенствование транспортной системы осуществляется с учетом ряда требований: полного удовлетворения растущих потребностей страны в перевозках грузов и пассажиров; достижения возможно большей экономичности в работе всей транспортной системы; соблюдения регулярности и повышения надежности перевозок независимо от времени года, погодных и других условий; сокращения сроков доставки грузов в целях ускорения оборачиваемости оборотных средств народного хозяйства; повышения уровня комфорта для пассажиров и ускорения их перевозки; обеспечения полной сохранности перевозимых грузов; обеспечения безопасности движения.

Информация о работе Грузовые перевозки. Планирование грузовых перевозок