Условия жизни организмов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:09, контрольная работа

Описание работы

Организмы – это реальные носители жизни, самостоятельные «ячейки» обмена веществ. Они потребляют из окружающей среды необходимые вещества и выделяют в нее ненужные им – продукты обмена, которые, в свою очередь, могут быть использованы другими организмами. И не только продукты обмены, но и сами организмы, как в жизни, так и после смерти, тоже становятся пищей для других живых существ.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Понятие о среде обитания организмов и экологических факторах. 4
1.1.Абиотические факторы. 4
1.2.Взаимодействие факторов. Ограничивающий фактор. 6
1.3.Взаимоотношения организмов. Биотические факторы. 7
Глава II. Практическая часть. 9
2.1.Структура биоценоза леса. 9
2.2.Диагностика сформированности экологических представлений. 13
Заключение. 20
Список литературы. 21

Работа содержит 1 файл

эко контрол.docx

— 57.61 Кб (Скачать)

— Из оставшихся картинок выбрать  и разместить на карте только насекомых.

В случае если на столе остались какие-то силуэты, ребенку предлагается еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией, а затем ответить на вопрос: «По каким признакам размещены представители животного мира на картах?»

Далее педагог предлагает ему выбрать две картинки с  изображением животных, три картинки с изображением птиц и три картинки с изображением насекомых и ответить на вопросы:

— Как называется животное (птица, насекомое)?

—Что ты можешь рассказать про это животное (птицу, насекомое)?

—Твое отношение к нему.

Оценка результатов

Высокий уровень (3 балла) — ребенок без труда распределяет представителей животного мира по видам: звери, птицы и насекомые. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Знает их характерные признаки. Не затрудняясь связно и последовательно отвечает на вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (2 балла) — ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей животного мира со средой обитания. Знает их характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают очень краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Уровень ниже среднего (1 балл) — ребенок допускает частые ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а отвечает, то в основном не верно. Не проявляет интереса и не свое отношение к животным, птицам и насекомым.

 

Знания о характерных  особенностях растительного мира.

Материал. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра и бальзамин султанский (огонек); лейка; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Методика проведения

Задание выполняется индивидуально.

Педагог называет ребенку 5 комнатных растений: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка), бальзамин султанский (огонек). Просит найти в группе и указать эти растения,

Вопросы и задания:

— Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

— Как правильно ухаживать  за комнатными растениями?

— Покажи, как это нужно  делать (на примере одного растения), — Для чего людям нужны комнатные  растения?

— Нравятся ли тебе комнатные  растения и почему? Педагог предлагает ребенку назвать:

а) деревья и кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные  деревья (ель, елка, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы  леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

 Оценка результатов

Высокий уровень (3 балла) — ребенок самостоятельно называет деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы растений (деревья, кустарники, цветы; хвойные и лиственные деревья; цветы сада и цветы леса). Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями. Сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (2 балла) — ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названиях растений. В основном правильно выделяет растений, иногда затрудняется аргументировать        выбор. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и комнатных растении. Рассказывает, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Уровень ниже среднего (1 балл)—ребенок затрудняется называть растения. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Не сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Затрудняется рассказывать о правильном уходе за комнатными растениями. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к растениям.

 

Знания о характерных  особенностях неживой природы

Материал. Баночка с песком, баночка с камнями, баночка с водой.

Методика проведения Задание выполняется индивидуально.

Педагог предлагает ребенку  определить, что лежит в каждой баночке, а затем ответить на следующие вопросы:

— Какие свойства песка  ты знаешь?

—Для чего человек может  использовать песок?

— Какие свойства камней ты знаешь?

—Для чего человек может  использовать камни?

— Какие свойства воды ты знаешь?

—Для чего человек может  использовать воду?

Оценка результатов

Высокий уровень (3 балла)—ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет качественные характеристики песка, воды, камней. Самостоятельно приводит примеры того, как используют объекты неживой природы (песок, камни, воду). Отвечая на вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (2 балла) — ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные качественные характеристики песка, воды, камней. При дополнительных вопросах взрослого приводит примеры использования объекты неживой природы.

Уровень ниже среднего (1 балл)—ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно качественные характеристики песка, воды, камней. Затрудняется, отвечая на вопрос: «Для чего человек может использовать песок (камни, воду)?»

Знания о временах года

Материал. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры

Методика проведения

Задание выполняется индивидуально  или маленькими подгруппами,

Педагог спрашивает у детей, какое время года нравится им больше всего и почему. Предлагает каждому  ребенку нарисовать картинку, изобразив  это время года.

Затем просит назвать время  года, которое наступит после изображенного ребенком времени года, какое время года будет за ним и т д,

Предлагает ответить на вопрос: «Когда это бывает?»

— Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

—Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

— С деревьев опадают  листья, птицы улетают в теплые края.

— На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

 Оценка результатов

Высокий уровень (3 балла) — ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в определенной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию в ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится больше всего и почему?». По памяти воспроизводит в рисунке сезонные особенности времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (2 балла) — правильно называет времена года, затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки. На вопрос «Какое время года тебе нравится больше всего и почему?» отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки времени года. Выражает эстетическое отношение к природе,

Уровень ниже среднего (1 балл) — ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков времен года. В ответ на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.

 

Отношение к миру природы

Методика проведения

Задание выполняется индивидуально.

Педагог предлагает ребенку  ответить на вопросы:

— Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными

(если они есть)? (Если у ребенка нет домашних животных, педагог спрашивает: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ней?»)

— Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями природы  в детском саду (если они есть)? (Если в детском саду нет обитателей живого уголка, педагог спрашивает: «Если бы у нас в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?»)

—Что ты вместе с взрослыми  можешь сделать, чтобы на участке  детского сада всегда росли растения?

— Как мы можем помочь зимующим птицам?

 Оценка результатов

Высокий уровень (3 балла) —- ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает своё отношение к проблеме.

Средний уровень (2 балла) — ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы» Не всегда понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью, животных, птиц и растений. Может выразить к проблеме,

Уровень ниже среднего (1 балл) — ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представлений о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выражать свое отношение к проблеме.

 

В процессе выполнения ребенком заданий я заполняла диагностическую  таблицу (таблица 1).

Таблица1

Критерий

Оценка в баллах

Знания о животных, птицах и насекомых

2

Знания о растительном мире

2

Знания о неживой природе

2

Знания о временах года

3

Отношение к миру природы

3

Итоговый балл

12


 

Оценка результатов  диагностики

Высокий уровень (13-15 баллов). Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам: звери, птицы и насекомые, Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

Классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и цветы, Знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, правила ухода за комнатными растениями. Сформированы практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и  эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Знает объекты неживой  природы и правильно называет их качественные характеристики. Самостоятельно приводит примеры топ/, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы (песок, камни, вода).

Правильно называет времена  года. Перечисляет их в последовательности. Знает характерные признаки каждого  времени года.

Средний уровень (8—12 баллов). Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира.

В основном классифицирует растения по видам: деревья, кустарники и цветы. Иногда не может назвать  их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые  для жизни, роста и комнатных растении. Знает, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. В основном сформированы практические и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Ребенок знает объекты  неживой природы и в основном правильно называет их качественные характеристики Самостоятельно приводит примеры о том, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы (песок, камни, вода).

Информация о работе Условия жизни организмов