Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:57, курсовая работа
В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Ученые сходятся лишь в том, что признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Соответственно чем выше потребности у человека, тем больше требуется усилий для их удовлетворения. В любом случае вся деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей и улучшение условий жизни.
Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей.
Для работника сферы сервиса данная тема является очень важной. Вся наша работа основана на удовлетворении потребностей человека. Актуальность же данной темы заключается в том, что потребности человека безграничны, так как по мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие и по сей день нет ни одной полной классификации потребностей человека.
Введение
1. Потребности. Общие понятия и классификация потребностей
1.1 Общие понятия
1.2 Особенности потребностей человека
1.3 Классификации потребностей человека
2. Уровень жизни. Общие понятия. Расчет потребительской корзины
2.1 Общие понятия
2.2 Потребительская корзина и ее расчет
2.3 Неравенство благосостояния
3. Зависимость потребностей от уровня жизни людей
Заключение
Список литературы
Российский университет кооперации
ФТРБ Кафедра
инженерно – технологический дисциплин
и сервиса
Курсовая работа по предмету “Человек и его потребности (сервисология)” на тему:
“Потребность
в условиях жизни человека”.
Группа СП10-ОЧ1
Москва
2011
Оглавление
В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Ученые сходятся лишь в том, что признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Соответственно чем выше потребности у человека, тем больше требуется усилий для их удовлетворения. В любом случае вся деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей и улучшение условий жизни.
Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей.
Для работника сферы сервиса данная тема является очень важной. Вся наша работа основана на удовлетворении потребностей человека. Актуальность же данной темы заключается в том, что потребности человека безграничны, так как по мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие и по сей день нет ни одной полной классификации потребностей человека.
Целью данной работы является выявление взаимосвязи потребностей и условия жизни людей.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность.
Потребность, нужда - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо и проявляются в зависимости от ситуационных факторов. В понятии потребности объединяются объективные отношения, побуждения к деятельности и отражающее это отношение потребностное состояние субъекта.
В
основе всякой человеческой потребности
лежит соответствующий
Наличие
неудовлетворённых потребностей у
человека связывают с напряжением
и дискомфортом, несоответствием
внутреннего (желаемого) и внешнего
(реального), которые являются побудителями
и мотивацией активности. Если неудовлетворенными
окажутся витальные (жизненные) потребности,
это может привести к смерти. Потребность
может пониматься как некая гипотетическая
переменная, которая, по обстоятельствам,
проявляется то в виде мотива, то
в виде черты. В последнем случае
потребности стабильны и
Различают потребности:
Побуждением к удовлетворению потребностей является мотивация.
Мотива́ция — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности.
К мотивационным состояниям относятся: установки, интересы, желания, стремления, влечения
Установка — это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается.
Первичным
эмоциональным проявлением
Желание (конкретизированная потребность) - потребность, принявшая конкретную форму в соответствии:
Желания
отличаются от потребности, они не всегда
совпадают с жизненной
Врожденным драйвом, первичным драйвом человек обладает с рождения – это боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма
Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага.
Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние.
Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение.
Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений).
Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация.
Двигательная
активность также является необходимым
условием поддержания нормального
функционального состояния
От потребностей следует отличать интересы людей.
Интерес
— это такая осознанная потребность,
которая характеризует
Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности
Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.
Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей.(см. приложение 1)
Влечение неосознанно и беспредметно. Пока человек лишь испытывает влечение, не зная, какой предмет это влечение удовлетворит, он не знает, чего он хочет, перед ним нет осознанной цели, на которую он должен бы направить свое действие. Опредмечивание и осознание потребности, превращение влечения в желание являются основой для постановки человеком сознательной цели и организации деятельности по ее достижению.
При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до удовлетворения потребности, и период после.
На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечиванием потребности. Самим актом опредмечивания потребность преобразуется — становится определенной, потребностью именно в данном предмете.
На втором этапе происходит поиск способа удовлетворения потребности.
Существует
множество классификаций
По сферам
Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).
Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности
Американский
психолог У. Мак Дугалл полагал, что
в основе тех или иных потребностей человека
лежат определенные инстинкты, которые
проявляются через соответствующие ощущения
и мотивируют человека к определенной
деятельности.