Условия жизни организмов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:09, контрольная работа

Описание работы

Организмы – это реальные носители жизни, самостоятельные «ячейки» обмена веществ. Они потребляют из окружающей среды необходимые вещества и выделяют в нее ненужные им – продукты обмена, которые, в свою очередь, могут быть использованы другими организмами. И не только продукты обмены, но и сами организмы, как в жизни, так и после смерти, тоже становятся пищей для других живых существ.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Понятие о среде обитания организмов и экологических факторах. 4
1.1.Абиотические факторы. 4
1.2.Взаимодействие факторов. Ограничивающий фактор. 6
1.3.Взаимоотношения организмов. Биотические факторы. 7
Глава II. Практическая часть. 9
2.1.Структура биоценоза леса. 9
2.2.Диагностика сформированности экологических представлений. 13
Заключение. 20
Список литературы. 21

Работа содержит 1 файл

эко контрол.docx

— 57.61 Кб (Скачать)

В некоторых случаях тело или постройки одного вида могут служить местом обитания или средством защиты другого. Такое сожительство называется квартирантством. Например, в коралловых рифах обитает большое количество морских организмов. В полости тела иглокожего голотурии поселяются мелкие виды морских обитателей. Растения-эпифиты поселяются на деревьях, которые служат им местом прикрепления, а питаются они путем фотосинтеза. Это мхи, лишайники, некоторые цветковые растения.

Таким образом, в биоценозе  между организмами наблюдаются разнообразные формы взаимоотношений, которые построены на пищевых, пространственных и других типах взаимодействия, регулируют численность популяций и определяют устойчивость сообщества. [6]

 

Глава II. Практическая часть.

2.1.Структура биоценоза леса.

Разнообразие лесов. Лес  как растительное сообщество характеризуется  господством деревьев. Вместе с ними произрастают растения других жизненных форм: кустарники, кустарнички, травы. В зависимости от преобладающих древесных пород леса называют хвойными или лиственными. В хвойных лесах произрастают ель европейская, пихта сибирская, сосна обыкновенная, лиственница сибирская и другие виды деревьев и сопутствующие им растения разных жизненных форм. Среди лиственных лесов выделяют широколиственные, долговечные (коренные) леса, образованные дубом черешчатым, кленом платановидным, липой мелколистной, ясенем обыкновенным. Есть и мелколиственные леса, как правило, они недолговечны (из березы бородавчатой, березы цушистой, осины, ольхи серой). В лиственных лесах свой, в отличие от хвойных, набор видов под кронами деревьев. Смешанными называют леса, в которых произрастают широколиственные и хвойные виды.

Растения леса находятся  в тесной взаимосвязи друг с другом и средой обитания. Под средой обитания понимают всю окружающую организм природу.

Ярусное расположение растений. Взаимосвязь растений проявляется в их расположении по ярусам. Деревья в лесу образуют первый, или верхний, ярус. Под ними произрастают более низкорослые растения: невысокие деревья (яблоня дикая, рябина обыкновенная, клен полевой), слагающие второй ярус, и кустарники (лещина обыкновенная, бересклет бородавчатый, крушина ломкая, жимолость лесная), входящие в состав подлеска, или третьего яруса. Кустарнички и травянистые растения входят в состав четвертого яруса, а мхи и лишайники в состав пятого, приземного, яруса. На почве всегда находятся отмершие остатки растений, опавшие листья, сухие ветки, вместе образующие лесную подстилку. Она, как и верхние почвенные слои, богато населена грибами, бактериями, беспозвоночными животными.

Поярусно располагаются в почве корневые системы растений, входящие в состав сообщества: одни виды образуют поверхностную корневую систему, у других корни уходят в более глубокие слои.

При ярусном размещении растений на единице площади произрастает большое число видов, оказывающих влияние друг на друга и по-разному относящихся к окружающей среде.

Взаимное влияние растений в пределах одного сообщества. Растения разных ярусов пребывают в неодинаковых условиях освещения, влажности, питания. В лучших условиях освещенности оказываются деревья, под пологом которых поселяются теневыносливые и тенелюбивые растения. В лесу неодинаковые условия обеспечения растений углекислым газом, необходимым для фотосинтеза. Его меньше внутри крон (0,02%), чем в напочвенном слое (0,08%). Более богат питательными веществами и гумусом верхний почвенный горизонт, где активно идет разложение растительных остатков и трупов животных микроорганизмами, населяющими подстилку и верхние почвенные слои. В лесу создается своеобразный режим водоснабжения. Кронами деревьев разного вида и разного возраста задерживается от 15 до 80% осадков (ель задерживает до 40%, сосна — до 20%, пихта — до 60%). Однако количество влаги, достигающей почвы и поддерживающей ее верхние горизонты во влажном состоянии, здесь оказывается даже больше, чем на соседнем необлесенном участке.

Растения леса (деревья, кустарники) защищают верхние почвенные слои от иссушения, ограждая почву от действия прямых солнечных лучей и суховеев. В более глубоких слоях почвы, где размещаются мощные корневые системы высокоствольных растений, напротив, влаги может быть меньше. Освещенные солнцем деревья испаряют много воды, которую нагнетают к олиственным побегам корни, поглощая ее из почвы. Поэтому леса в районах с обильным выпадением осадков и близким стоянием грунтовых вод охраняют территорию от заболачивания. Леса противостоят суховеям и тем самым защищают от их губительного влияния посевы культурных растений на полях. Леса предотвращают образование балок и оврагов, способствуют сохранению верхних, наиболее плодородных горизонтов почвы.

Изменение внешнего вида лесного  сообщества в течение года. Сложность строения лесного сообщества обеспечивается не только ярусным расположением растений в пространстве. Большое значение имеет размещение на единице площади растений с разным ритмом развития. Одни виды весной трогаются в рост рано и быстро переходят к цветению и плодоношению. Другие виды в начале вегетационного периода характеризуются замедленным ростом и зацветают к середине лета или во второй его половине.

В зависимости от видов  растений, входящих в лесное сообщество, и их сезонного развития меняется в течение года внешний вид (аспект) леса.

Более резко меняет облик  в течение вегетационного периода лиственный лес. Рано весной, когда деревья и кустарники еще находятся в безлистном состоянии, в широколиственном лесу красочный аспект определяется цветением ранневесенних травянистых растений: чистяка лютичного, хохлатки галлера, гусиного лука, ветреницы дубравной, медуницы неясной и других растений, раскрывающих цветки в период благоприятного освещения при отсутствии листьев на деревьях. После развертывания почек у растений верхних ярусов и отрастания у них новых побегов изменяется световой режим в припочвенном слое. Среди цветущих травянистых растений начинают преобладать виды с белыми цветками: ландыш майский, звездчатка ланцетолистная, купена многоцветковая.

В разгар лета под кронами  деревьев и кустарников нет обильного цветения травянистых растений, но их число значительно повышается там, где под полог деревьев проникает больше света, а также на опушках. Летом аспект лесного сообщества определяется зелеными побегами растений разных ярусов.

К осени лес приобретает  иной вид благодаря пожелтевшим  листьям деревьев и кустарников. Клен и бересклет дополняют желтые тона красно-бурым цветом.

Зимой лиственный лес с  опавшими листьями имеет иной облик, который существенно отличает его от хвойных лесов с вечнозеленым древесным ярусом.

Смена одного растительного  сообщества другим. Смена одних лесов  другими очень широко распространена в растительном мире и отражает закономерный процесс развития растительного покрова. Это зависит от свойств растений и изменяющихся условий среды. В настоящее время большие площади покрыты мелколиственными лесами, которые появились на месте бывших хвойных лесов. Смена елового насаждения осиной или березой нередко происходит после повала деревьев ураганом, после вырубки и пожаров. На освобожденной площади появляются многочисленные проростки березы, чьи мелкие и летучие плоды в большом числе заносятся с соседних участков, занятых березовыми лесами. Плоды березы преодолевают расстояния в 1000 м, семена ели — 100—500 м. Проростки ели, кроме того, на необлесенных территориях страдают от заморозков и солнечных ожогов, а проростки березы более устойчивы к ним. В подрастающих березовых насаждениях скоро образуется среда, типичная для леса. Под мелколиственной породой находят благоприятные условия и кустарники, и многие травы, типичные для хвойного и для широколиственного лесов.

Подмечено, что при смене  одного типа леса другим более консервативными  остаются травянистые растения, которые могут длительное время сохраняться на той же территории под защитой новых видов древесных растений.

Возобновление и размножение  растений леса. Размножаются растения леса семенным и вегетативным способами. У растений нижних ярусов, произрастающих в затененных условиях, вегетативное размножение нередко значительно преобладает над семенным. При малой задернованности почвы в лесу обычны длиннокорневищные и короткокорневищные виды (ландыш, сныть, осока волосистая, майник двулистный, ветреница лютичная и др.)» растения с ползучими надземными побегами (зеленчук желтый, вероника лекарственная), столонообразующие (седмичник европейский, звездчатка дубравная, земляника лесная), луковичные с образованием столонов (гусиный лук, пролеска) и другие вегетативно подвижные формы растений.

Среди деревянистых видов  преобладает семенное размножение, но не исключено и вегетативное, особенно при образовании корнеотпрысковых побегов (осина). Под пологом материнских пород рост и формирование молодых древесных растений происходят в иной световой обстановке, чем развитие взрослых особей. Поэтому всходы и подрост деревьев отличаются большей теневыносливостью по сравнению со взрослыми особями тех же видов, выносящих кроны к свету.

С ярусами биоценозов связано вертикальное распределение животных и других организмов. Так, в кронах деревьев первого и второго ярусов широколиственного леса живут различные листогрызущие насекомые, насекомоядные птицы (дрозды, иволги, кукушки), мелкие зверьки (белки, сони). Бывают здесь и хищные птицы, например ястреб/перепелятник. Особенно разнообразно население животных нижнего яруса леса. Здесь обитают лоси, зайцы, кабаны, ежи, лесные мыши, волки, лисицы и другие звери.

Многие животные из-за своей  подвижности обитают в нескольких ярусах. Так, белка обыкновенная строит гнезда и выкармливает детенышей на деревьях, а кормится как на деревьях, так и на кустарниках, и на земле. Тетерев, глухарь, рябчик питаются в основном в нижнем ярусе леса, ночуют на деревьях, а на земле выводят свое потомство. Распределение животных по ярусам в биоценозе снижает между ними конкуренцию в питании, выборе мест для постройки гнезд. Так, мухоловка/пеструшка охотится на насекомых в кронах деревьев, а садовая горихвостка — в кустарниках и над почвой. Большой пестрый дятел и поползень питаются насекомыми и их личинками обычно в среднем ярусе леса. Однако и они не конкурируют между собой: дятел добывает насекомых, их личинок и куколок из-под коры деревьев, а поползень собирает насекомых с поверхности коры.

Ярусность, как этажи, наблюдается и в расположении корней. Наиболее глубоко в почву уходят корни деревьев верхних ярусов. В каждом ярусе почвы находятся бактерии и грибы, благодаря которым происходят превращения органических остатков в перегной (гумус) и его минерализация. Здесь же постоянно или временно обитает множество насекомых, клещей, червей и других животных. Число видов и особей животных, связанных почвой, превышает число наземных. Почвенное население наиболее многочисленно в местах, где почва богата органическими веществами, и оказывает большое влияние на почвообразование.

 

2.2.Диагностика сформированности экологических представлений.

Цель диагностического исследования: определить уровень сформированности  экологических знаний детей старшего дошкольного возраста по следующим критериям:

  • Знания о животных, птицах и насекомых
  • Знания о растительном мире
  • Знания о неживой природе
  • Знания о временах года
  • Отношение к миру природы

Сформированность  экологических представлений оценивается в процессе выполнения детьми диагностических заданий. Выполнение заданий оценивается в баллах:

  • высокий уровень—3 балла,
  • средний уровень— 2 балла,
  • уровень ниже среднего— 1 балл.

В диагностике принимал участие  Родькин Артем. Ребенок посещает МДОУ №1 «Солнышко» города Вытегры. Подготовительная группа.

 

Знания о характерных  особенностях животных, птиц и насекомых.

Материал. Три большие карты с различным изображением природных ландшафтов. (Первая карта разделена на три части, На первой части изображен хозяйственный двор, на второй—лес, на третьей — пейзаж жарких стран. Вторая карта с изображением голубого неба, ветвей деревьев и земли. Третья карта с изображением и разноцветного луга.) Вырезанные из бумаги фигурки животных (лошадь, корова, поросенок, коза, баран, собака; волк, лиса, медведь, заяц, олень, тигр, слон, жираф, зебра), птиц (голубь, синица, воробей, дятел, сорока, ворона, снегирь, сова), насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, стрекоза,  муравей, кузнечик, муха, комар, паук).

Методика проведения

Задание выпоняется индивидуально.

1.  Педагог предлагает ребенку взять первую карту, на которой изображены хозяйственный двор, лес и пейзаж жарких стран и дает задание:

— Из всех силуэтных картинок выбрать животных и разместить их на карте с учетом проживания.

2.  Педагог предлагает ребенку взять вторую карту, на которой изображены небо, земля и ветви деревьев, и дает задание:

— Из всех оставшихся картинок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

3.  Педагог предлагает ребенку взять третью карту, на которой изображены небо и луг, и дает задание:

Информация о работе Условия жизни организмов