Управление энергосбережением в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:16, реферат

Описание работы

Выполнение функций государственного регулирования и контроля, координация работ и управление структурными преобразованиями в отраслях ТЭК требует детального знания проблем отрасли и комплексного подхода к их решению не только в отраслях, но и в целом по ТЭК. Для решения перечисленных выше задач необходим эффективно действующий государственный орган для комплексного решения вопросов между отраслями ТЭК и независимые государственные организации (комиссии) по контролю над ценами и тарифами.

Работа содержит 1 файл

Управление энергосбережением в Республике Беларусь.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

открытие  веб-страницы в системе Интернет и постоянное представление информации о состоянии и работе в области  энергосбережения в Республике Беларусь;

создание  единого информационного поля в  области энергосбережения с соответствующими управленческими структурами России и других стран СНГ, в том числе, издание совместного реферативного журнала отечественных и зарубежных публикаций и изобретений в области энергосбережения, каталога инноваций по энергосбережению с соответствующими экономическими оценками.

2.3. В составе РИАС подсистема пропаганды и рекламы по энергосбережению должна предусматривать создание автоматизированной системы сбора, обработки и актуализации справочно-адресной информации о производителях и поставщиках энергосберегающих оборудования и приборов, их технических и экологических характеристиках, ценах, внедряющих организациях, новинках-экспонатах энергосберегающей техники и технологий, представляемых на международных научно-технических выставках, конгрессах, семинарах.

3. Создание единой республиканской высококачественной интеллектуальной системы рекламы, ориентированной на существующую социально-демографическую структуру общества, включающей:

комплексное использование всех средств масс-медиа: тематические информационно-дискуссионные и познавательно-развлекательные программы по телевидению и радио, информационно-пропагандистские и дискуссионные материалы в общественной печати, рекламно-информационные материалы в сети Интернет;

разработка  принципов рекламы энергосбережения городов и создание сети рекламно-пропагандистских средств в городах и населенных пунктах республики совместно с местными органами власти;

создание  эффективных средств пропаганды и рекламы энергосбережения для  предприятий и учреждений с учетом профиля их производственно-хозяйственной деятельности, организация распространения этих средств;

образование бюро для организации, координации  всех видов и форм рекламы в  области энергосбережения и контролю ее содержательной части, художественного  качества и нормативно-финансовых аспектов. 

Административный  механизм управления энергосбережением

 

Основными инструментами административного управления являются:

формирование  структуры управления;

формирование  законодательства;

формирование  энергетических стандартов и нормативов;

организация энергетического менеджмента;

проведение  энергетических аудитов;

энергетическая  паспортизация;

лицензирование  хозяйственной деятельности, связанной  с использованием ТЭР и энергии;

целевые программы  в области энергосбережения.

Рассмотрим более подробно, как эти инструменты административного управления реализуются в нашей республике.

I. Административное регулирование энергосбережением базируется на созданной в республике в 1996-2000 годах структуре управления энергосбережением:

Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору;

Областные и  Минское городское управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;

Координационный межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов;

Экспертный  совет при Государственном комитете по энергосбережению и энергетическому  надзору;

Государственные предприятия «Белэнергосбережение»  и «Белинвестэнергосбережение».

II. Основное место в административном управлении энергосбережением занимает нормативно-правовое регулирование, суть которого состоит в разработке и принятии законодательных, нормативных и иных актов, стимулирующих участников процессов энергопроизводства и энергопотребления к осуществлению энергоэффективных мероприятий. Эти акты и формируют законодательную базу энергосбережения, включающую следующие основные документы:

Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении», принятый 15 июля 1998 года;

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и  дополнений в Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», определяющий ответственность должностных лиц за нерациональное использование топлива и энергии.

После вступления в силу Закона «Об энергосбережении» Правительством были приняты постановления определяющие механизмы реализации основных положений данного Закона, основные из которых следующие:

Постановление №1582 Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии»;

Постановление №1583 Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 «О порядке проведения энергетического  обследования предприятий, учреждений и организаций»;

Положение о  республиканском фонде «Энергосбережение», утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.1998 г. №1703;

Положение о  порядке разработки и выполнении республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения, утвержденное Советом Министров Республики Беларусь от 11.11.1998 №1731;

Постановление № 965 от 19 июня 1998 г. «О мерах по усилению работы по реализации энергосберегающей  политики в Республике Беларусь»;

Положение о  порядке использования и возврата средств, выданных за счет инновационного фонда концерна «Белэнерго» и предназначенных для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению от 30.12.1998, №8/65;

Постановление № 153 Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2003 «Об утве6рждении соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества независимых государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения»;

Постановление № 189 Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2003 «Об утверждении положения  об аккумулировании и использовании организациями, финансируемыми из республиканского бюджета, средств, предназначенных на оплату топливно-энергетических ресурсов и сэкономленных ими от внедрения энергосберегающих мероприятий»;

И целый ряд  других правовых документов.

III. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2001 №56 «О Республиканской программе энергосбережения на 2001-2005 годы» в целях регламентирования единых методических подходов к нормированию расходов топливно-энергетических ресурсов на производство единицы продукции (работ, услуг) в народном хозяйстве Республики Беларусь Комитетом по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь утверждено Положение о нормировании расхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь. На основании этого документа разрабатываются нормы расхода топлива, тепловой и электрической энергии на единицу выпускаемой продукции (работ, услуг) для каждого министерства, ведомства, которые впоследствии доводятся до всех субъектов хозяйствования.

В Беларуси также  разработаны и действуют нормативные  сопротивления теплопередаче через  ограждающие конструкции зданий и сооружений. Они должны гарантировать  теплопотери ниже максимально допустимого  уровня при проектировании и строительстве новых зданий.

IV. В нашей республике разработана и действует стройная система энергетического менеджмента, о которой более подробно рассказывается в § 7.1.

V. Одним из инструментов административного управления является проведение энергетического аудита. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов более 1,5 тысяч тонн условного топлива. На основании проведенного обследования предприятие может оформить энергетический паспорт, в котором приводятся такие сведения как объем ТЭР, электрической и тепловой энергии, поступающий на предприятие; расход топлива, тепловой и электрической энергии в каждом структурном подразделении предприятия; использование топлива, тепловой и электрической энергии на каждом технологическом процессе и т.п. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь оформление такого документа пока не носит обязательный характер.

VI. В республике многие виды хозяйственной деятельности, связанной с производством энергии, использованием энергии и ТЭР подлежат лицензированию. Однако, ежегодно следует уточнять перечень лицензируемых видов деятельности.

VII. В Беларуси разработана и действует Государственная программа энергосбережения на 2001-2005 годы. В ней содержатся перспективные направления в области энергосбережения на заданный период времени, на основании которых все министерства и ведомства разрабатывают свои отраслевые программы энергосбережения. Предприятия, участвующие в государственной или отраслевых программах энергосбережения, могут получить льготное финансирование своих энергосберегающих мероприятий. 

Финансово-экономический  механизм управления энергосбережением

 

Основными инструментами финансово-экономического механизма управления энергосбережением являются:

формы и инструменты  финансирования энергосберегающих  мероприятий;

кредитный механизм энергосбережения;

режим ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования;

тарифы на энергию

энергетические  налоги.

Реализация  финансово-экономического механизма  энергосбережения в Беларуси, призванного  создать систему экономической  заинтересованности в реализации мероприятий  по энергосбережению, осуществляется следующим образом:

1. Создан фонд «Энергосбережение», оказывающий адресную поддержку юридическим и физическим лицам при осуществлении ими мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и инновационный фонд концерна «Белэнерго», средства которого предназначены для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению.

2. Разработаны и приняты нормативные документы, регулирующие вопросы финансирования энергосберегающих мероприятий, такие как:

Постановление о мерах по экономическому стимулированию деятельности субъектов хозяйствования, направленной на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов и освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий от 31.03.1998, №504;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.1996, №85 «Об утверждении порядка  премирования руководителей организаций  и учреждений, финансируемых из бюджета, за результаты выполнения мероприятий  по экономии топливно-энергетических ресурсов;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.1998, №58 «О внесении изменений  и дополнений в Порядок премирования руководителей организаций и  учреждений, финансируемых из бюджета, за результаты выполнения мероприятий  по экономии топливно-энергетических ресурсов»;

Рекомендации  по условиям и порядку премирования на предприятиях и организациях за экономию топливно-энергетических ресурсов;

Приказ об утверждении порядка выдачи и  возврата кредитов субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению в 1999 г. от 12.04.99, №83/31;

Порядок выдачи и возврата кредитов субъектам хозяйствования на выполнение мероприятий по энергосбережению;

Письмо Госкомэнергосбережения от 25.05.99, №04-11/132 о финансировании программ энергосбережения в 1999 году;

Письмо Госкомэнергосбережения от 13.12.99, №04-11/309 о разработке и финансировании программ энергосбережения;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.11.1998, №1731 «Об утверждении положения  о порядке разработки и выполнении республиканских отраслевых и региональных программ энергосбережении»;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.07.1999, №1150 «О проведении государственной  комплексной экспертизы инвестиционных проектов».

3.В 1996 году была введена система определения и контроля за выполнением целевых показателей по энергосбережению для министерств, других республиканских органов управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областей республики и г. Минска. Выполнение таких показателей осуществлялось через региональные, отраслевые программы энергосбережения, а также программы отдельных предприятий и организаций. В 1996 году была также установлена государственная статистическая отчетность о выполнении мероприятий по энергосбережению.

Информация о работе Управление энергосбережением в Республике Беларусь