Управление энергосбережением в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:16, реферат

Описание работы

Выполнение функций государственного регулирования и контроля, координация работ и управление структурными преобразованиями в отраслях ТЭК требует детального знания проблем отрасли и комплексного подхода к их решению не только в отраслях, но и в целом по ТЭК. Для решения перечисленных выше задач необходим эффективно действующий государственный орган для комплексного решения вопросов между отраслями ТЭК и независимые государственные организации (комиссии) по контролю над ценами и тарифами.

Работа содержит 1 файл

Управление энергосбережением в Республике Беларусь.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Управление  энергосбережением  в Республике Беларусь

 

 

УПРАВЛЕНИЕ  ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

Система и структура управления энергосбережением  в Беларуси

 

Монопольное положение отраслей ТЭК на рынке  производителей, а также особая их значимость в обеспечении нормального функционирования всей экономики вынуждает практически все развитые страны осуществлять государственное регулирование и контроль этих отраслей.

Основными целями государственного регулирования являются:

защита интересов  потребителей в условиях монополии производителя;

ограничение сверхвысоких прибылей энергетических компаний;

защита энергокомпаний от чрезмерного ущерба в случае неудачной  рыночной конъюнктуры;

проведение  энергосберегающей политики;

защита окружающей среды.

Государственное регулирование экономики отраслей ТЭК включает:

регулирование отношений собственности;

регулирование цен и тарифов;

проведение  налоговой и кредитной политики.

Выполнение  функций государственного регулирования  и контроля, координация работ  и управление структурными преобразованиями в отраслях ТЭК требует детального знания проблем отрасли и комплексного подхода к их решению не только в отраслях, но и в целом по ТЭК. Для решения перечисленных выше задач необходим эффективно действующий государственный орган для комплексного решения вопросов между отраслями ТЭК и независимые государственные организации (комиссии) по контролю над ценами и тарифами.

До недавнего  времени функции управления возлагались  на Министерство экономики. Концерны «Белэнерго», «Белтопгаз», «Белнефтехим» и ГП «Белтрансгаз» действовали как самостоятельно хозяйствующие субъекты. Межведомственное оперативное управление ТЭК отсутствовало. Каждый хозяйствующий субъект определял оптимальные пути своего функционирования и развития без учета интересов других отраслей комплекса, что в конечном итоге вело к увеличению затрат на энергообеспечение республики. Такая система управления ТЭК в целом малоэффективна, так как отсутствует какая либо юридическая ответственность отраслей друг перед другом и перед Минэкономики.

Одно из направлений  оптимизации структуры управления – реструктуризация управления энергетическим сектором, то есть изменение состава  управляющих органов и взаимоотношений  между ними. С 1991 г. в Беларуси ведется  работа в этом направлении, что обусловлено получением республикой статуса независимого государства и формирования в ней рыночных отношений.

Первым шагом  на пути реструктуризации управления энергетическим сектором явилось создание Министерства энергетики, в состав которого как структурные единицы вошли концерны «Белэнерго», «Белтопгаз» и РУП «Белтрансгаз».

В перспективе  следует искать новые формы управления ТЭК.

Направления совершенствования системы управления энергетическим сектором следующие:

1. Создание  единой по вертикали системы  управления энергосбережением, в том числе:

на  государственном  уровне – создание нормативно-правовых документов прямого действия и соответствующих институциональных и финансово-экономических схем управления;

на  региональном уровне – создание целевых программ энергосбережения, формирование источников финансирования и создание местной нормативно-правовой базы;

на  муниципальном уровне – продуманные действия по организации рационального потребления ТЭР всей инфраструктурой городского (районного) хозяйства;

на  уровне хозяйствующих субъектов – выполнение мероприятий с учетом общей экономической заинтересованности.

2. Регулирование  цен на топливо и энергию  как инструмент стратегии государства  в области энергосбережения.

3. Приведение  стандартов, норм и правил в  соответствие с требованиями обеспечения снижения энергоемкости продукции, работ и услуг, а также обеспечение неукоснительного их соблюдения.

4. Переход  от дотационного принципа финансирования  энергосбережения к установлению  налоговых льгот, стимулирующих  инвестиционную активность использования энергосберегающего оборудования (снижение налогов на прибыль, дифференциация налоговых ставок, ускоренная амортизация).

5. Осуществление  действенных мер по структурной  перестройке экономики, выражающейся  в снижении в ней доли энергоемких производств и обеспечении условий для опережающего развития малоэнергоемких и наукоемких производств.

6. Создание  национальной программы расширения  использования на современной  научно-технической базе местных  топливно-энергетических ресурсов, включая нетрадиционные и возобновляемые источники энергии. 

Цели  и средства реализации энергетической политики

 

Основной  целью Энергетической политики Республики Беларусь является поиск путей и  формирование механизмов оптимального развития и функционирования отраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции и достижение стандартов уровня и качества жизни населения высокоразвитых европейских государств при сохранении экологически безопасной окружающей среды.

Достижение  поставленной цели должно базироваться на:

определении влияния уровня развития производительных сил и социальных условий жизни  населения на потребление энергоносителей;

определении оптимального соотношения импорта  и собственного производства энергоносителей, включая максимальное использование  нетрадиционных и возобновляемых источников;

выборе надежных и экономически выгодных поставщиков  ТЭР из-за пределов республики;

сохранении  единства технологического управления в масштабах ТЭК;

рациональной  структуре энергетических мощностей  и систем транспорта энергоносителей;

надежном  и экономичном энергообеспечении  потребителей и максимально эффективным  использованием энергоносителей за счет внедрения энергосберегающих организационно-технических мероприятий;

использовании геополитического положения республики для транзита всех видов энергоносителей, а также экспорта электроэнергии собственного производства;

удовлетворении  интересов областей и отдельных городов в обеспечении энергоносителями путем расширения их доли собственности в основных фондах энергетических объектов, включая создание собственных муниципальных объектов, что предполагает и расширение прав в управлении и получении доходов, однако требует сохранения единства технологического управления в масштабах ТЭК;

учете принципиальных особенностей энергообеспечения районов, загрязненных радионуклидами;

технической политике, ориентированной на коренной повышение экономичности производства, распределения и использования ТЭР, экологической безопасности объектов ТЭК;

приоритетах глубокой переработки нефти на НПЗ  и комплексного использования углеводородного  сырья;

замещении светлых  нефтепродуктов в двигателях внутреннего  сгорания.

Цели энергетической политики достигаются с помощью:

ценовой и  налоговой политики, обеспечивающей ликвидацию диспропорций в ценах (тарифах) на энергоносители и другие товары либо услуги при постепенном переходе к ценам и тарифам, которым  соответствуют мировые цены в качестве верхнего предела и цены самофинансирования - в качестве нижнего;

формирования  конкурентной среды во всех отраслях ТЭК путем создания полноценных  хозяйственных субъектов рынка  и рыночной инфраструктуры;

создания  нормативно-правовой базы и разработки системы нормативных актов, регулирующих взаимоотношения субъектов энергетического рынка между собой, с органами государственного управления и общественностью;

совершенствование механизмов стимулирования широкого экономически целесообразного вовлечения в топливный баланс местных топливных ресурсов, возобновляемых источников энергии, бытовых и производственных отходов;

проведения  активной инвестиционной политики. 

Общие направления и  приоритеты энергосберегающей  политики

 

Стратегической  целью деятельности в области энергосбережения на период до 2005 г. должно стать снижение энергоемкости ВВП и, в результате этого, снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет:

структурной перестройки отраслей экономики  и промышленности;

повышения коэффициента полезного использования энергоносителей  в результате внедрения новых  энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов;

увеличения  в топливном балансе республики доли местных видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Организационно-экономической  основой политики энергосбережения в перспективе должно стать развитие необходимой законодательно-правовой и нормативно-технической базы, в состав которой войдут ГОСТЫ, СНиПы, отраслевые нормы технологического проектирования и ряд других документов нормативного характера, определяющих требования в области энергосбережения. Основные организационно-экономические направления деятельности в области энергосбережения:

осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений  с целью их оценки на соответствие действующим нормативам и стандартам в области энергосбережения и  определения достаточности и  обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению;

переход к  проведению регулярных энергетических обследований хозяйствующих субъектов, а также сертификации продукции  по энергоемкости и введение в  действие системы прогрессивных  норм расхода топлива и энергии;

пересмотр тарифной политики на тепловую, электрическую  энергию и топлива с целью  поэтапной ликвидации перекрестного  субсидирования, а также включение  в тариф только нормируемых затрат на производство и транспортировку  соответствующих видов энергоресурсов;

разработка  новых и совершенствование существующих экономических механизмов, стимулирующих  повышение энергоэффективности  производства продукции и оказания услуг и определяющих меры ответственности  за нерациональное потребление ТЭР  как для хозяйственных субъектов в целом, так и для конкретных руководителей и должностных лиц;

реализация  положений Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» о введении обязательной энергомаркировки бытовых  электроприборов и их сертификации по показателям энергопотребления; разработка стандартов минимальной энергоэффективности основных видов бытовых электроприборов и их энергомаркировки по классам энергоэффективности, гармонизированных с Директивами ЕС;

разработка  и реализация республиканских, региональных и отраслевых программ энергосбережения на пятилетний период с периодическим их пересмотром с целью уточнения приоритетов на ближайшую перспективу.

К основным техническим  приоритетам деятельности до 2005 г. в  области энергосбережения относятся:

повышение эффективности  работы генерирующих источников за счет изменения структуры генерирующих мощностей в сторону расширения внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, оптимизации режимов работы энергоисточников и оптимального распределения нагрузок энергосистемы;

модернизация  и повышение эффективности работы котельных за счет перевода паровых  котлов в водогрейный режим, модернизации тепловой изоляции на всех элементах  и оборудовании котельных и тепловых сетей; отбора дутьевого воздуха с верхней части здания котельных; установки экономайзеров и других теплообменников для утилизации ВЭР; оснащения котлов автоматикой контроля процессов сжигания и регулирования, либо производственного контроля (мониторинга) топочного режима котлов на базе портативных измерителей тепловых потерь в увязке с режимами потребления тепловой энергии, установки аккумуляторов теплоты и др.;

Информация о работе Управление энергосбережением в Республике Беларусь