Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:16, реферат
Выполнение функций государственного регулирования и контроля, координация работ и управление структурными преобразованиями в отраслях ТЭК требует детального знания проблем отрасли и комплексного подхода к их решению не только в отраслях, но и в целом по ТЭК. Для решения перечисленных выше задач необходим эффективно действующий государственный орган для комплексного решения вопросов между отраслями ТЭК и независимые государственные организации (комиссии) по контролю над ценами и тарифами.
УПРАВЛЕНИЕ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Система и структура управления энергосбережением в Беларуси
Монопольное положение отраслей ТЭК на рынке производителей, а также особая их значимость в обеспечении нормального функционирования всей экономики вынуждает практически все развитые страны осуществлять государственное регулирование и контроль этих отраслей.
Основными целями государственного регулирования являются:
защита интересов потребителей в условиях монополии производителя;
ограничение сверхвысоких прибылей энергетических компаний;
защита энергокомпаний от чрезмерного ущерба в случае неудачной рыночной конъюнктуры;
проведение энергосберегающей политики;
защита окружающей среды.
Государственное регулирование экономики отраслей ТЭК включает:
регулирование отношений собственности;
регулирование цен и тарифов;
проведение
налоговой и кредитной
Выполнение функций государственного регулирования и контроля, координация работ и управление структурными преобразованиями в отраслях ТЭК требует детального знания проблем отрасли и комплексного подхода к их решению не только в отраслях, но и в целом по ТЭК. Для решения перечисленных выше задач необходим эффективно действующий государственный орган для комплексного решения вопросов между отраслями ТЭК и независимые государственные организации (комиссии) по контролю над ценами и тарифами.
До недавнего времени функции управления возлагались на Министерство экономики. Концерны «Белэнерго», «Белтопгаз», «Белнефтехим» и ГП «Белтрансгаз» действовали как самостоятельно хозяйствующие субъекты. Межведомственное оперативное управление ТЭК отсутствовало. Каждый хозяйствующий субъект определял оптимальные пути своего функционирования и развития без учета интересов других отраслей комплекса, что в конечном итоге вело к увеличению затрат на энергообеспечение республики. Такая система управления ТЭК в целом малоэффективна, так как отсутствует какая либо юридическая ответственность отраслей друг перед другом и перед Минэкономики.
Одно из направлений
оптимизации структуры
Первым шагом на пути реструктуризации управления энергетическим сектором явилось создание Министерства энергетики, в состав которого как структурные единицы вошли концерны «Белэнерго», «Белтопгаз» и РУП «Белтрансгаз».
В перспективе следует искать новые формы управления ТЭК.
Направления
совершенствования системы
1. Создание единой по вертикали системы управления энергосбережением, в том числе:
на государственном уровне – создание нормативно-правовых документов прямого действия и соответствующих институциональных и финансово-экономических схем управления;
на региональном уровне – создание целевых программ энергосбережения, формирование источников финансирования и создание местной нормативно-правовой базы;
на муниципальном уровне – продуманные действия по организации рационального потребления ТЭР всей инфраструктурой городского (районного) хозяйства;
на уровне хозяйствующих субъектов – выполнение мероприятий с учетом общей экономической заинтересованности.
2. Регулирование
цен на топливо и энергию
как инструмент стратегии
3. Приведение стандартов, норм и правил в соответствие с требованиями обеспечения снижения энергоемкости продукции, работ и услуг, а также обеспечение неукоснительного их соблюдения.
4. Переход
от дотационного принципа
5. Осуществление
действенных мер по
6. Создание
национальной программы
Цели и средства реализации энергетической политики
Основной целью Энергетической политики Республики Беларусь является поиск путей и формирование механизмов оптимального развития и функционирования отраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции и достижение стандартов уровня и качества жизни населения высокоразвитых европейских государств при сохранении экологически безопасной окружающей среды.
Достижение поставленной цели должно базироваться на:
определении влияния уровня развития производительных сил и социальных условий жизни населения на потребление энергоносителей;
определении оптимального соотношения импорта и собственного производства энергоносителей, включая максимальное использование нетрадиционных и возобновляемых источников;
выборе надежных и экономически выгодных поставщиков ТЭР из-за пределов республики;
сохранении единства технологического управления в масштабах ТЭК;
рациональной структуре энергетических мощностей и систем транспорта энергоносителей;
надежном
и экономичном
использовании геополитического положения республики для транзита всех видов энергоносителей, а также экспорта электроэнергии собственного производства;
удовлетворении интересов областей и отдельных городов в обеспечении энергоносителями путем расширения их доли собственности в основных фондах энергетических объектов, включая создание собственных муниципальных объектов, что предполагает и расширение прав в управлении и получении доходов, однако требует сохранения единства технологического управления в масштабах ТЭК;
учете принципиальных особенностей энергообеспечения районов, загрязненных радионуклидами;
технической политике, ориентированной на коренной повышение экономичности производства, распределения и использования ТЭР, экологической безопасности объектов ТЭК;
приоритетах глубокой переработки нефти на НПЗ и комплексного использования углеводородного сырья;
замещении светлых нефтепродуктов в двигателях внутреннего сгорания.
Цели энергетической политики достигаются с помощью:
ценовой и налоговой политики, обеспечивающей ликвидацию диспропорций в ценах (тарифах) на энергоносители и другие товары либо услуги при постепенном переходе к ценам и тарифам, которым соответствуют мировые цены в качестве верхнего предела и цены самофинансирования - в качестве нижнего;
формирования конкурентной среды во всех отраслях ТЭК путем создания полноценных хозяйственных субъектов рынка и рыночной инфраструктуры;
создания нормативно-правовой базы и разработки системы нормативных актов, регулирующих взаимоотношения субъектов энергетического рынка между собой, с органами государственного управления и общественностью;
совершенствование механизмов стимулирования широкого экономически целесообразного вовлечения в топливный баланс местных топливных ресурсов, возобновляемых источников энергии, бытовых и производственных отходов;
проведения
активной инвестиционной политики.
Общие направления и приоритеты энергосберегающей политики
Стратегической целью деятельности в области энергосбережения на период до 2005 г. должно стать снижение энергоемкости ВВП и, в результате этого, снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет:
структурной перестройки отраслей экономики и промышленности;
повышения коэффициента
полезного использования
увеличения в топливном балансе республики доли местных видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Организационно-экономической
основой политики энергосбережения
в перспективе должно стать развитие
необходимой законодательно-
осуществление
государственной экспертизы энергетической
эффективности проектных
переход к проведению регулярных энергетических обследований хозяйствующих субъектов, а также сертификации продукции по энергоемкости и введение в действие системы прогрессивных норм расхода топлива и энергии;
пересмотр тарифной
политики на тепловую, электрическую
энергию и топлива с целью
поэтапной ликвидации перекрестного
субсидирования, а также включение
в тариф только нормируемых затрат
на производство и транспортировку
соответствующих видов
разработка
новых и совершенствование
реализация
положений Закона Республики Беларусь
«Об энергосбережении» о
разработка и реализация республиканских, региональных и отраслевых программ энергосбережения на пятилетний период с периодическим их пересмотром с целью уточнения приоритетов на ближайшую перспективу.
К основным техническим приоритетам деятельности до 2005 г. в области энергосбережения относятся:
повышение эффективности работы генерирующих источников за счет изменения структуры генерирующих мощностей в сторону расширения внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, оптимизации режимов работы энергоисточников и оптимального распределения нагрузок энергосистемы;
модернизация
и повышение эффективности
Информация о работе Управление энергосбережением в Республике Беларусь